Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 22:48, дипломная работа
По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает
невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому
воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном
развитии, отсюда - проявления недостатков развития, неправильных установок в
поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И,
как результат, - сначала "трудные" дети и школьники, а затем - взрослые с
устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
В чем же причины такого отставания?
Программа
воспитательной работы
"Проблемные дети и семьи"
По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда - проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, - сначала "трудные" дети и школьники, а затем - взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
В чем же причины такого отставания?
Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, - сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой.
Во-вторых, "трудный" подросток и "трудные" семьи - понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Педагогический коллектив школы в процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей (табл. 1), что позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.
Таблица 1
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей |
Задачи классного руководителя |
1. Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, - холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта |
• Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. • Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней. • Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. • Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем |
2. Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми |
• Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. • Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. • Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. • Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль |
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей |
• Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. • Пробудить интерес к самообразованию. • Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях |
4. Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
• Изменить жизненную ориентацию родителей. • Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. • При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы |
5. Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
• Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. • Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. • Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку - главное средство в воспитании |
Кроме описанных в табл. 1 типов семей выделяют также:
Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.
По типу запущенности:
• педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
По области психических нарушений:
По позиции:
В школе остаются нерешенными внутренние проблемы воспитания педагогически запущенных детей. Они обусловлены:
Чтобы вывести систему воспитания педагогически запущенных детей на качественно новый уровень, необходимо:
Основная концептуальная идея программы воспитательной работы школы "Проблемные дети и семьи" заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости - целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.
Цели программы: включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения; снятие ребенка с внутришкольного учета в ОДН.
Основными направлениями работы школы с"трудными"учащимися являются:
Прежде всего классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
Для облегчения работы всего педагогического коллектива предлагается составить диагностическую карту "трудного" ребенка. Для этого понадобится:
В работе с "трудными" детьми учителю не обойтись без знаний возрастной педагогики.
В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Классный руководитель должен:
В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
На данном этапе необходимо: