Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:32, реферат
Одной из особенностей современной эпохи развития человечества является земетное ускорение темпов физического развития подростков и детей в сравнении с предыдущими поколениями. Это явление характерно для многих развитых стран, и в разной мере проявляется у представителей всех национальностей.
Акселерация (от латинского acceleratio - ускорение) - это ускорение ростовых процессов, более раннее созревание организма, достижение к периоду зрелости больших размеров.
Введение ……………………...……………………………………….. ……………………………. ……………..3
Глава 1. Понятие и основные признаки акселерации………………………………….4
Глава 1. Особенности гармоничной и дисгармоничной акселерации детей и подростков……………………………………………………………………………………..8
Глава 1. Основные факторы возникновения акселерации…………………………..10
Заключение……………………………………………………………..................................................................14
Список литературы …………………………………………………………………………………….......15
московский городской
психолого-педагогический университет
ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Технологии и методики самоорганизации
Вид работы
РЕФЕРАТ
Тема работы:
Проблемы акселерации детей и подростков в сельской и городской среде. Давление факторов урбанизации на скорости онтогенеза.
Москва
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………...……………………………………….. ……………………………. ……………..3
Глава 1. Понятие и основные признаки акселерации………………………………….4
Глава 1. Особенности гармоничной
и дисгармоничной акселерации детей
и подростков……………………………………………………
Глава 1. Основные факторы возникновения акселерации…………………………..10
Заключение……………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………………………………
Введение
Одной из особенностей современной эпохи развития человечества является земетное ускорение темпов физического развития подростков и детей в сравнении с предыдущими поколениями. Это явление характерно для многих развитых стран, и в разной мере проявляется у представителей всех национальностей.
Акселерация (от латинского acceleratio - ускорение) - это ускорение ростовых процессов, более раннее созревание организма, достижение к периоду зрелости больших размеров.
Феномен акселерации многократно освещался в литературе (см. например: Волкова Т. В. 1988; Ковалев В.В. 1985; Властовский В. Г. 1976). Однако, его причины остаются малоизученными. Среди факторов возникновения акселерации упоминаются урбанизация, смешанные межнациональные браки, улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация.
В данной работе мы рассмотрим основные признаки акселерации, присущей подросткам и детям нынешних поколений, выделим особенности гармоничной и дисгармоничной акселерации, а также рассмотрим основные гипотезы, объясняющие причины появления и развития акселерации у детей и подростков в городской и сельской среде.
Глава 1. Понятие и основные признаки акселерации
Термин «акселерация», предложенный немецким ученым Кохом в 1935 году, изначально описывал только ускорение созревания и быстрых темпов роста детей и подростков в XX веке в сравнении с темпами созревания и роста детей и подростков того же возраста в конце XIX века.
Концепция биологического возраста выявляет внутригрупповую (горизонтальную) дифференциацию темпов созревания и развития детей и подростков. Однако, изменения темпов проявляются и в «вертикальном» направлении при сравнении различных поколений.
Прямые сравнения возможны для некоторых, в основном морфологических признаков. Так, по данным за 1759- 1915 гг. для США, России и некоторых европейских стран (Англия, Австрия, Германия, Бельгия, Франция, Швеция), отмечается, что до 1900 г. процессы роста у детей и подростков протекали медленнее, чем в последующие десятилетия. По основным морфологическим признакам зрелости — зубному и скелетному возрасту, половому и соматическому развитию — опережение за последние 100 лет достигло от одного до трех лет (см.: Хрисанфова, 2005 г., стр.160). Заметно, что затрагиваются практически все этапы постнатального онтогенеза, но в разной степени. Современным детям и подросткам присущи следующие особенности. Вес и длина тела новорожденного большие, чем в предыдущие годы. Сейчас вес ребенка при рождении на 100 - 300 г выше, длина тела на 1,2 - 2,5 см больше, чем 100 лет назад. Это явление основывается на более интенсивном внутриутробном развитии. Есть данные о том, что по причине внутриутробной акселерациии плода могут появляться на свет абсолютно полноценные зрелые новорожденные, которые весят более 2500 г и имеют длину тела больше 47 см при сроках беременности менее 36 недель.
Наблюдается ускорение развития грудных детей. В сравненении с весом при рождении, удвоение веса тела у грудных детей сейчас происходит к 4, а не к 6 месяцам, как это было в начале двадцатого века. Если в начале XX века совпадение величин окружности груди и головы в начале отмечалось к десятому-двеннадцатому месяцу, то в 1937 г. это происходило уже на шестом месяце, в 1949 г. - на пятом, в настоящее время же окружность груди приравнивается к окружности головы в возрасте между вторым и третьим месяцами жизни. У нынешних грудных детей зубы прорезываются раньше. К одному году длина тела современных детей на 5 - 6 см, а вес на 2,0 - 2,5 кг больше, чем они были в начале века. Окружность головы увеличилась на 1,0 - 1,5 см, а груди увеличилась на 2,0 - 2,5 см.
Замечено также ускорение роста у детей школьного возраста. В течение первого года у ребёнка вес увеличивается втрое, а длина тела- на 25 см. Затем темпы роста снижаются. В период полового созревания, который начинается у современных девочек в 10 - 12, а у мальчиков в 12 - 14 лет, скорость роста сильно увеличивается.
Проявляется более раннее завершение роста. По причине более раннего полового созревания, окончательное прекращение роста в длину и окостенение скелета завершается сейчас у юношей к 18 – 19 годам, а у девушек- к 16 - 17 годам.
Другими признаками, по которым также судят о сдвигах в темпах физиологического созревания, являются ускорение развития по показателям состояния сердечно-сосудистой системы, силы мышц, формированию речевых функций, двигательной активности и, возможно, интеллектуальному развитию (однако, по мнению некоторых исследователей, социальное развитие в целом такого ускорения не выявляет). Тенденция к «омоложению» момента формирования слуховых, зрительных а также эмоциональных реакций проявляется у детей уже с первых недель жизни.
Все указанные явления в совокупности были названны «вековой тенденцией» («secular trend»), поскольку проявляются они в основном на протяжении последнего столетия. К секулярному тренду относят также увеличение продолжительности жизни , удлинение репродуктивного периода, перестройку структуры заболеваемости , укрупнение размеров тела на всех стадиях развития. Такая тенденция у взрослых не считается непременным следствием акселерации, по причине того, что дети с опережением развития в пубертасе, в особенности при ярко выраженных его формах, (адреногенитальный синдром, преждевременное половое развитие) имеют скорее пониженную конечную длину тела. Макросоматическая тенденция может распространяться и на отдельные органы, связанные с тотальными размерами. Например, у московских подростков в семидесятых по сравнению с тридцатыми годами, вертикальные размеры сердца увеличились приблизительно на 2 см. Эпохальные сдвиги могут проявляться и в изменениях дисперсий признаков (см.: Хрисанфова, 2005 г., стр.160)
Колебания темпов развития выявлялись и прежде и носили зачастую разнонаправленный характер. В древней и средневековой Европе отмечались сроки полового созревания по показателю менархе от 12 до 15 лет. Фактически они воспроизводят его современные колебания в европейских странах. В дальнейшем, очевидно, возраст менархе во многих районах повысился (в северной европе до 17, 5- 18 лет), и только в XIX в.он начал заметно снижаться. В большинстве европейских стран средний возраст менархе сейчас составляет 12, 5- 13, 5 года. Вероятно, что дальнейшее снижение показателей приостановилось по причине достижения нижнего физиологически возможного предела; он может повыситься в будущем в связи с проявлениями общего колебательного процесса изменения биоритмов человека. Вероятно, что и увеличение размеров тела не будет превышать пределов физиологической структурной нормы. Затухание акселерации проявляется уже сейчас в некоторых экономически развитых странах. В семидесятых годах в Москве отмечалась тенденция к стабилизации соматических параметров всех возрастов ростового периода при некоторой заметной ретардации полового развития.
Акселерация проявляется в разной степени в зависимости от конституционального типа и пола. Отмечается ее заметное проявление у мужчин. Эта тенденция перекликается с гипотезой о мужском составляющем популяции как ее «эволюционном авангарде». Замечены и конституциональные различия, например, отчетливое ускорение темпов у детей брахиморфного типа, у дигестивных девочек и т. д. Также выделяются этнотерриториальные и популяционные различия. Вместе с группами, в которых констатируются значительные акселерационные сдвиги (некоторые монголоидные группы, в том числе эскимосы, индейцы Канады и японцы; большинство европейских популяций; негры США, бушмены Южной Африки, и др.), встречаются и более «консервативные», без существенных проявлений такого ускорения (полинезийцы, сельские общины некоторых стран Центральной Америки). Выраженность акселерационных изменений в пределах европейских популяций также варьируется: на западе и севере они, проявлялись раньше, чем на юге.
Акселерация охватила все слои населения как в городcкой, так и сельской среде. До недавнего времени ее темпы в городе были заметно выше. В последнее время стали появляться данные об обратной тенденции в изменениях закономерностей роста. Возможно, это связано с замедлением процесса акселерации в городских популяциях, в сельских она продолжается или даже усиливается.
Глава 2. Особенности гармоничной и дисгармоничной акселерации детей и подростков
Для детей и подростков городской и сельской местностей может быть характерна гармоничная и дисгармоничная акселерация.
Гармоничная акселерация имеет место, когда заметно соответствие уровня развития не только соматической и психической сфер, но также и отдельных психических функций. Гармоничная акселерация встречается чрезвычайно редко. Гораздо чаще вместе с ускорением физического и психического развития выделяются заметные соматовегетативные нарушения (в раннем возрасте) и эндокринные дисфенкции (в более старшем). В психической сфере обнаруживается дисгармония, которая проявляется в ускорении развития одних психических функций (например, речи) и незрелости других (например, социальных навыков и моторики). Зачастую соматическая опережает психическую акселерацию. Во всех этих явлениях мы говорим о дисгармоничной акселерации. Типичным примером этого вида акселерации является сложная клиническая картина, которая отражает сочетание признаков акселерации и инфантилизма.
Акселерация в раннем возрасте имеет несколько особенностей. Ускорение психического развития по сравнению с возрастной нормой даже на малейшие показатели зачастую делает ребенка "трудным", уязвимым к стрессовым психологическим ситуациям.
Акселерация может быть не только самостоятельным клиническим феноменом, но и также может наблюдаться в проявлениях других психопатологических синдромов. В связи с этим можно упомянуть диспропорциональный вариант инфантилизма с присущим ему обилием "взрослых" черт в поведении, мимике и речи, а также эндокринный тип инфантилизма — "маленькие старички" при гипофизарном субнанизме.
Особый интерес представляет социально-психологическое проявление психической акселерации, в котором ребенок развивается при излишне "интеллектуализированном" воспитании среди взрослых и социальной депривации, проявляющейся в его изоляции от детского коллектива. В этом случае мы можем говорить как об особом принципе воспитания, так и вынужденной изоляции, имеющим место при неврологическом и соматическом заболевании, которое ограничивает подвижность ребенка (детский церебральный паралич, пороки сердца и т.д.).
Прогноз изменения психического развития под влиянием акселерации в целом благоприятен, так, как в большинстве случаев, ее проявления с возрастом заметно сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, и позднее выражается в одаренности в той или иной, а иногда даже в нескольки сферах психической деятельности.
Глава 3. Основные факторы возникновения акселерации
Еще в 1935 году немецкий ученый Е. Кох пытался обосновать ускорение роста и развития влиянием солнечной радиации, считая, что дети в настоящее время больше бывают на солнце. Тем не менее имеется целая серия исследований, очень убедительно доказывающих, что процесс акселерации в северных странах идет ничуть не меньшими темпами, чем в южных. Кроме того, сельские дети, несомненно, больше проводящие времени на открытом воздухе, развиваются медленнее, чем дети, живущие в больших городах.
Не найдены подтверждения классического представления о том, что жители южных стран отличаются ранним половым созреванием. Этот процесс у детей, живущих на побережье Балтийского моря, начинается заметно раньше, чем у их ровесников — жителей Средиземноморья, а у детей из Индии и Нигерии половое развитие зачастую наступает позже, чем у детей в Англии.
Ряд ученых в качестве первопричины акселерации выдвигают фактор современной урбанизации населения. Согласно их мнению, раздражающее воздействие скорости городской жизни, влияние кино, телевидения, а также радио на раннее интеллектуальное и в особенности сексуально-психическое развитие влечет за собой ускорение роста и полового созревания по принципу обратной связи.