Проблемы возраста и возрастной периодизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:20, лекция

Краткое описание

В работе рассмотрены некоторые основные теории индивидуального развития человека, которые в явном виде содержат периодизацию индивидуального развития, не используя никаких классификационных схем, поскольку многие из существующих теорий, строго говоря, невозможно отнести «в чистом виде» ни к одному из указанных подходов.

Вложенные файлы: 1 файл

lekciya problemy vozrasta i vozrastnoy periodizacii.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Цикл «юность» состоит  из двух стадий:

старшее школьное детство – 11 – 15 лет;

поздняя юность – 15-21 год.

Цикл «взрослость» состоит из четырех стадий:

ранняя взрослость – 21-25 лет;

средняя взрослость – 25-45 лет;

поздняя взрослость – 40-55 лет;

предпенсионный возраст  – 55-65 лет.

Цикл «старость» начинается с 65лет и включает в себя три стадии:

отставка – 65-70 лет;

старый возраст – 70 лет и старше;

«финиш», включающий в  себя период старческих заболеваний  и умирания.

Многие авторы рассматривают  этапы психической эволюции как  прерывистую последовательность реорганизаций, включающих подавление или добавление каких-то функций в определенные моменты, и поэтому считают необходимым изучать конфликты, противоречия в ходе развития ребенка.

Последовательные  стадии развития детства по Валлону.

Валлон отмечает, что  развитие когнитивных процессов тесно переплетено с эмоциональным и личностным развитием, причем эмоции в генезисе психической жизни появляются раньше всего остального и ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям, т.к. именно они объединяют ребенка с его социальным окружением.

Хотя Валлон не признает единого ритма развития для всех детей, но все равно выделяет периоды, каждый из которых характеризуется  своими признаками, особенностями взаимодействия ребенка с другими людьми:

  1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев) – стадия  функционирования безусловных и появления условных рефлексов.
  2. Эмоциональная стадия (6-10 месяцев) – накопление эмоций, позволяющих ребенку устанавливать контакты с людьми, влиять на их поведение. Эмоции тесно связаны с движением: у младенца движения тела свидетельствуют о психической жизни, являются внешним выражением эмоций. Первые формы контакта ребенка со средой носят эмоциональный характер, ребенок полностью погружен в свои эмоции, поэтому он сливается с ситуациями, которые их вызывают. Ребенок еще не способен воспринимать себя как индивидуальное существо.
  3. Начало практического мышления (10-14 месяцев) – ребенок начинает узнавать звуки, слова, жесты, выражать свои желания жестами, словами.
  4. Проективная стадия (14 месяцев – 3 года) – развитие независимости. Благодаря овладению ходьбой, речью ребенок способен исследовать и воздействовать на объекты, названия которых он узнает одновременно с их свойствами. Подражание действиям других людей, действия по социальной модели показывают связь социума и психики ребенка.  Реакции ребенка постоянно должны быть дополнены, поняты, проинтерпретированы взрослыми.
  5. Персональная стадия (3-6 лет) включает три периода:

- период противопоставления (3-4 года)  - ребенок начинает испытывать  потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность, что приводит его к конфликтам (ребенок противопоставляет себя другим, проявляется непослушание, негативизм);

- период нарциссизма  (4-5 лет) – ребенок проявляет  усиленный интерес к самому  себе, стремится выставить себя в выгодном свете, верит в свои сверхспособности, упорствует в достижении своих желаний, целей. В когнитивном плане восприятие становится более абстрактным, ребенок способен различать линии, графические обозначения.

- период подражания (5-6 лет) – ребенок проявляет внимание к людям, к миру, испытывает привязанность к людям, поэтому воспитание ребенка в этот период «должно быть насыщено симпатией». В этот период ребенок подражает и усваивает роли, придумывает себе героя. На протяжении стадии мышление ребенка отмечено синкретизмом (нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка, проявляется в тенденции детского мышления без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления), он расшифровывает ситуации по какой-нибудь одной детали или набору деталей, между которыми не способен установить причинно-следственные связи.   

6. учебная стадия (6-12 лет)  – ребенок поворачивается к  внешнему миру, осваивает знания  о вещах, их свойствах, различных  формах активности. Мышление становится более объективным, формируются умственные умения и операции.

7. Стадия полового  созревания  - внимание подростка  сосредотачивается на своей персоне  и своих потребностях, он узнает  себя как средоточение различных  возможностей,  утверждает свою  независимость и оригинальность. Заканчивается подготовка к жизни. В когнитивном плане развивается способность к рассуждениям, связыванию абстрактных понятий.

Умственные способности  человека достигают расцвета к 18-20 годам  и существенно не снижаются до 60-летнего возраста. Резкое ослабление умственной деятельности наблюдается у людей незадолго перед смертью.

 

Развитие психики  по Мухиной.

 

В.С.Мухина предлагает подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию  и обособление.

Идентификация – механизм присвоения одним индивидом всесторонней человеческой функции.

Обособление – механизм отстаивания индивидом своей природной и человеческой сущности. Идентификация и обособление - это равноценно значимые и одновременно диалектически противоречивые  основополагающие элементы единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной.

Возрастные достижения в психическом  развитии Мухина разделяет на следующие этапы:

  1. Младенчество (от 0 до 12 месяцев) – период, когда ребенок быстро развивается в физическом, психическом и социальном плане, проходит за короткое время путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца.
  2. Ранний возраст (1-3 года) – ребенок овладевает телом, речью, развивается предметная деятельность.
  3. Дошкольный возраст (3-6 – 7 лет) – период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими и взрослыми, через игровые и реальные отношения со сверстниками.
  4. Младший школьный возраст (6-7 –  10-11 лет). К началу младшего школьного возраста ребенок представляет собой в известной степени личность. Он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.
  5. Отрочество (11-12 – 15-16 лет) – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно оказывал на него влияние в течение длительного времени. В этот период времени подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками.

 

Эрик Эриксон, ученик Фрейда, на базе теории Фрейда о фазах  психосексуального развития создал новую теорию – психосоциального развития. Она включает восемь стадий развития «Я», на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и внешней среде. Эриксон отмечал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической  задачей второй половины 20 века, какой было изучение сексуальности во времена Фрейда в конце 19 века.

Этапы развития психики  по Эриксону мы рассмотрим  позднее, а сейчас рассмотрим отличие теории Эриксона от теории Фрейда.

  • 8 стадий по Эриксону не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформацию личности в течение всей жизни от рождения и до глубокой старости. Для взрослого и зрелого возраста характерны свои кризисы, в ходе которых решаются соответствующие им задачи.
  • В отличие от пансексуальной теории Фрейда развитие человека, по Эриксону, складывается из трех автономных, хотя и взаимосвязанных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками.

Основной закон развития, по Эриксону, - это «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях.

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблемы возраста и возрастной периодизации