Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 08:29, реферат
Сегодня важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности. И если решением этих проблем заняться с самого детства, то в дальнейшем можно избежать многих ошибок, конфликтных ситуаций, а также гармонично развиваться как личность и достигать успехов в разных сферах деятельности.
Введение
Основная часть
Понятие темперамента
История взглядов на темперамент: основные выводы
Типы темперамента
Современные исследования в области темперамента
Детский темперамент. Особенности, проблемы, ошибки и рекомендации родителям.
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 | |
1. |
Основная часть |
|
1.1. |
Понятие темперамента |
6 |
1.2. |
История взглядов на темперамент: основные выводы |
8 |
1.3. |
Типы темперамента |
12 |
1.4. |
Современные исследования в области темперамента |
16 |
1.5. |
Детский темперамент. Особенности, проблемы, ошибки и рекомендации родителям. |
23 |
Заключение Список использованной литературы |
39 40 |
Введение
В настоящее время межличностные отношения играют очень важную роль в жизни людей. И складываются они под влиянием личных особенностей человека, таких как темперамент, характер, привычки и т.д. Какие-то из этих особенностей формируются в течение всей жизни человека, а какие-то считаются врожденными. И когда ребенок появляется на свет, он отличается от других внешностью, ростом, цветом волос, глаз. А также в нем уже заложена совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Это и называется темпераментом. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Темпераментальные свойства включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. В различных концепциях представлены такие характеристики темперамента, как "активность", "реактивность", "эмоциональность", "социабельность".
И от того каким
образом человек может
Каждый тип
темперамента может характеризоваться
комплексом как положительных, так
и отрицательных
Непосредственно темперамент проявляется в том, что одному человеку легче, чем другому, выработать необходимые реакции поведения, и приемы выработки для них нужны разные.
Зная темперамент вашего ребенка, можно легче ориентировать свое поведение в общении с ним. Игнорирование же может привести к нежелательным последствиям (отчуждению, грубости, замкнутости).
Из-за незнания темперамента вашего сына или дочери происходит большинство конфликтов. Родители пытаются добиться от ребенка не присущей ему активности или усидчивости, на которую он не способен по складу своей натуры.
В данной работе будет приведены тесты для определения темперамента ребенка - Тест Н. Л. Крыловой, и для Старших школьников и родителей тест Г. Айзенка. С помощью тестов будут выявлены индивидуальные особенности личности, и родителям будет намного проще в отношениях с ребенком.
Сегодня важными
проблемами являются: определение места
темперамента в структуре индивидуальности,
выявление его роли в развитии
характера и общих
К тому же если с детства в детях грамотно развивать то, что заложено, а не требовать от них того, что не подходит к типу их темперамента, то можно сформировать гармоничную личность – индивидуальность, которая может реализовать себя в любой желаемой сфере. А как чаще всего бывает в молодых семьях? Родители не знают ничего о темпераментах, а тем более о их особенностях в детстве. И начинают ругать ребенка за то, что он (к примеру холерик) не может сидеть долго на месте и концентрироваться на чем-то одном, заставляют его это делать (по типу того, как их самих воспитывали родители) и еще и жестоко наказывают. А ребенок не понимает, что от него хотят, он делает и поступает так, как в нем это заложено биологически. И потом возникают комплексы неполноценности и т.п., что мешает человеку стать полноценным членом общества и проявлять себя в творчестве и разных видах деятельности, а также чувствовать себя внутренне свободным в любой ситуации.
Поэтому сегодня актуальность проблемы детского темперамента имеет особое значение для гармоничного развития нашего общества. И далее понятие темперамента, его особенности и проблемы будут подробно рассматриваться в данной работе.
Проблема, о которой пойдет речь в данной работе, актуальна и требует особого внимания. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми, начиная с самого детства. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности.
Темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетается друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, характеризующую 3 темперамента.
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
Не бывает лучших и худших темпераментов. Каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Такие обобщенные портреты с глубокой древности называли типами темпераментов. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, простить, в конце концов, если вы определите, к какому типу ближе всего он стоит.
Темперамент определяет характер, но в чистом виде встречается редко. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, они сочетаются с проявлениями других и создают свой, индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность.
|
Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека.
Основные проблемы
в изучении темперамента связаны
с раскрытием его биологических
основ, с установлением его
Не менее важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.
Слово "темперамент" происходит
от латинского "temperamentum" и означает
"надлежащее соотношение частей".
Нам уже известны самые разные подходы
к решению вопроса о биологических основах
темперамента. Гиппократом была разработана гуморальная
теория темперамента, Э. Кречмер и У. Шелдон исследовали связь соматических и темпераментальных характеристик
человека, в 20-х г. ХХ в. И.П. Павлов совершил
поворот в сторону изучения свойств и
типа нервной системы и сопоставил их
с типологией, предложенной Гиппократом
(сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик).
Дальнейшие исследования, проведенные
в школе Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина показали,
что необходим принципиально другой подход
к изучению биологических основ темперамента.
По их мнению, следовало бы сосредоточиваться
не на изучении типов, как предлагал Павлов,
а на исследовании отдельных свойств нервной
системы.
По мнению В.Д. Небылицина, в основе
темперамента должны лежать так называемые
"общие свойства нервной системы"
(свойства лобных отделов мозга), а не парциальные,
анализаторные свойства. Он сформулировал
принцип разделения общих и парциальных
свойств нервной системы: в основе парциальных
(частных) свойств лежит деятельность
анализаторных зон мозга, а общие свойства
обусловлены спецификой функционирования
передней части мозга - лобной коры вместе
с нижележащими образованиями.
Анализ собственно психологических свойств темперамента велся не так активно и успешно. Но тем не менее разные суждения о психологических компонентах темперамента все же были. С.Л. Рубинштейн утверждал, что таковыми являются импульсивность и впечатлительность. В.Д. Небылицын относил к темпераменту общую психическую активность, моторику и эмоциональность. У В.М. Русалова темперамент рассматривался как совокупность формально-динамических характеристик: эргичности, скорости, пластичности и эмоциональности.
В зарубежных исследованиях, в работах Г. Айзенка была дана нейрофизиологическая интерпретация основных измерений темперамента, среди которых выделялись - фактор экстраверсии-интроверсии и фактор нейротизма. Высокий балл по первой шкале соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий - низкому. Другому свойству - нейротизму соответствует уровень активации лимбической системы: повышенный нейротизм, более высокая реактивность на события во внутренней среде организма.
В основу факторной концепции темперамента Г. Айзенкова положены три фундаментальные измерения - экстраверсия-интроверсия, нейротизм (эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость) и психотизм.
Важной чертой исследований темперамента в зарубежных странах является резкое возрастание интереса к изучению темперамента у детей. Наиболее известно Нью-Йоркское лонгитюдное исследование под руководством А. Томаса и С. Чесса.
Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии изложены В.М. Русаловым в главе, посвященной проблеме темперамента в сборнике "Современная психология", изданном под общей редакцией В.Н. Дружинина. (Дружинина В.Н., 2000).
1. Темпераментальные свойства включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. В различных концепциях представлены такие характеристики темперамента, как "активность", "реактивность", "эмоциональность", "социабельность". Есть авторы, которые в темпераментальные свойства включают характеристики общих способностей (например, В.С. Мерлин относит к ним свойство возбудимости внимания) или свойства характера (активность волевой деятельности и субъективацию). Но в большинстве моделей темперамент представляет собой совокупность динамических характеристик.
2. Наследственная обусловленность темперамента и его относительная устойчивость являются вторым неоспоримым фактом. В работах Русалова показано, что темперамент возникает под влиянием общей конституции, в которую входят частные: гуморальная, соматическая, хромосомная, физиологическая и нейродинамическая конституции.