Проблемы и задачи возрастной психологии и психологии развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы заключается в том, чтоб рассмотреть проблемы и задачи возрастной психологии.
Поставленной цели соответствует решение следующих задач:
- раскрыть понятие о научной проблеме в возрастной психологии;
-дать оценку основным проблемам возрастной психологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие о научной проблеме в возрастной психологии…………………….4
2. Характеристика основных проблем возрастной психологии………………..7
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

13376.Проблемы и задачи возрастной психологии и психологии развития.docx

— 43.28 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие о научной проблеме в возрастной психологии…………………….4

2. Характеристика основных проблем возрастной психологии………………..7

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

 

Введение

 

При рассмотрении данной проблемы мы учитывали современные подходы исследователей. Известно, что частично основы детской и возрастной психологии как науки были заложены швейцарским ученым Жаном Пиаже и американским психологом Лоуренсом Колбергом, сначала лишь только с точки зрения умственного развития, затем рамки исследования предмета и задач возрастной и педагогической психологии стали гораздо шире, здесь центральным стал вопрос о том, как развивается человек и какова роль наследственности и среды в формировании психики и социально-психологических качеств человека.

Исследование данных аспектов психологии имеет исключительное значение для решения многих проблем управления обществом, его человеческим капиталом. Работа здесь ведется по многим направлениям, в частности, разрабатываются методики исследования, формируются концепции подхода к анализу вопросов возрастной и педагогической психологии. Отметим, что многочисленные исследования, касающиеся разработок, как теоретических, так и практических, в области психического развития человека основаны в немалой степени также и на исторической памяти людей, которая основана на функционирующей языковой знаковой системе, таких социальных институтах, как система образования, семья, община, различные территориальные образования, и т.д.

Различия в психических процессах различных периодов жизни человека интересовали исследователей как в древности, так и сегодня.

Цель контрольной работы заключается в том, чтоб рассмотреть проблемы и задачи возрастной психологии.

Поставленной цели соответствует решение следующих задач:

- раскрыть понятие о научной проблеме в возрастной психологии;

-дать оценку основным проблемам возрастной психологии.

 

1. Понятие о  научной проблеме в возрастной  психологии

 

Проблема возраста — проблема природы детства и его периодов, вопрос о том, являются ли они вечными, неизменными проявлениями биологической природы развития или имеют общественно-исторический характер. Существуют две противоположные позиции в решении проблемы возраста:

- последовательность и содержание периодов детства врождены и определяются наследственностью (теории нативизма, двух

факторов);

- детство имеет социально-историческую природу, новые периоды детства возникают в связи с развитием общественного производства и социальных отношений (Д.Б. Эльконин).

Теоретическое. значение возрастной периодизации состоит в том, что она объективирует представление о причинах психического развития. По словам Д.Б. Эльконина., возрастная периодизация — тот критерий, по которому проверяется. истинность теории. Практическое значение. периодизации связано с решением вопроса оптимального. построения системы воспитания и обучения.

Л.С. Выготский. в работе «Проблема возраста» дал исчерпывающую критику существующих периодизаций, не потерявшую своего значения и сегодня. Ученый. сформулировал принципы и критерии построения научной периодизации, создал новую теорию кризисов и предложил свою периодизацию.. Все схемы периодизации. он разделил на три группы по их теоретическим основаниям.1

1. Соотнесение. психического развития ребенка с другим процессом. Критерий — внешний по отношению к развитию признак (периодизация Г. С. Холла, основанная на выделении образовательных ступеней).

2. Критерий — один признак, абстрагированный из целостного развития (периодизация 3. Фрейда на основе психосексуального развития, теория Ж. Пиаже на основе развития интеллекта, теория П.П. Блонского на основе развития мышления). Недостатки таких периодизаций. в утрате целостности развития, в потере показательности единственного признака, лежащего в основе развития.

3. Внутренние закономерности  процесса развития как основа  периодизации (А. Гезелл — изменение темпа развития).

Л.С. Выготский, стремясь реализовать принцип. учета внутренних закономерностей развития., предложил .качестве «единицы» развития рассматривать. психологический возраст (учение. о структуре. и динамике возраста). Структура возраста — социальная ситуация развития. и возрастные новообразования. Динамика. — чередование кризисов и стабильных периодов. Критериями психического развития являются.: формирование ВПФ; изменение системного. и смыслового. строения. сознания; изменение социальной ситуации развития; формирование психологических новообразований. Критерии периодизации — возрастные психологические новообразования и динамика развития (чередование стабильных и критических возрастов). В связи с этим возникает новое позитивное понимание кризисов.

Идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее. развитие в трудах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина.

А.Н. Леонтьев. полагал, что периодизация. должна строиться. на основании. двух критериев.: место ребенка в системе социальных отношений; ведущая деятельность. Исходя из этого, исследователь. предложил. следующую периодизацию: младенчество (0-1 год); преддошкольный возраст. (2-3 года), ведущая. деятельность — овладение элементарными предметными. действиями; дошкольное детство (3-7 лет), ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра; школьное. детство (7-17 лет) с учебной деятельностью. как ведущей, включающее младший. школьный возраст (7-12 лет), подростковый возраст (12-15 лет), юношеский (15-17 лет). Говоря о кризисах, автор. использует отличающуюся от принятой в школе Выготского терминологию.., различая. кризисы и переломы в развитии. Отождествляя форму проявления. кризисов и сами кризисы, он отвергает. неизбежность кризисов, которых при правильном., разумно управляемом воспитании может и не быть. Необходимы. переломы., качественные сдвиги в развитии, а кризис. является. свидетельством не совершившегося вовремя перелома.2

Л.И. Божович. в основу периодизации. положила два основания: социальную ситуацию развития. и личностные новообразования. Кризисы. рассматривала как разрешение. противоречия, возникающего. в ходе психического развития ребенка.

Проблемы можно представить как:

- Проблема органической  и средовой обусловленности психики  и поведения;

- Проблема влияния стихийного  и организованного обучения и  воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

- Проблема соотношения  и выявления задатков и способностей;

- Проблема соотношения  интеллектуальных и личностных  изменений в психическом развитии  ребёнка.

 

2. Характеристика  основных проблем возрастной  психологии

 

Одной из главных проблем философии является человек (рассмотренный в отношении к миру, к людям, к самому себе) и его бытие и становление в мире. В данном контексте индивид выступает как социальное существо, жизнь которого обусловлена взаимодействием с другими субъектами. Своим появлением на свет каждый ребёнок продолжает Бытие Человека, внося индивидуальную лепту в эволюционный процесс человечества. Онтологическая парадигма исследования мира детства имеет своей целью постижение многомерного и многоуровнего бытия ребёнка.

Вопрос о детерминации (причинной обусловленности) психического развития первоначально был поставлен еще в философии. Длительную историю имеет спор о том, какие факторы (движущие силы) — биологические (внутренние, природные, связанные с наследственностью) или социальные (внешние, культурные, средовые) — играют в развитии важнейшую роль.

Детство является сложной временной самоорганизацией бытия, в период которого природно-потенциальная энергия начитает реализовываться в действительности. Зрелость человеческого существования предполагает в проекции бытия смешанный тип развития и подразумевает осознанный подход человека к актуализации той или иной области совершенствования собственной индивидуальности (интеллекта, физических данных, духовного роста и т. п.).

На протяжении развития личности ребенка появляется ряд направлений и закономерностей, которые необходимо рассматривать как специальные характеристики детства (отличающие от других возрастных периодов жизни человека), которые показываются в противоположности между природозаложенной необходимостью и жизненной ситуативностью (случайностью).

Официально отделяют две крайние точки зрения на предопределенность развития — природой (наследственностью) или средой (воспитанием, обучением). Природная позиция — нативизм — связывается с именем французского философа Ж.Ж. Руссо (1712—1778), который считал, что есть естественные законы развития, и дети нужно лишь в минимальном влиянии со стороны взрослых.3

Преформизм — учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», включая в себя зародыши всех последующих поколений, и поэтому ничего нового в нем появиться не может, не нужно ни совершенствования, ни эволюции. Нативисты-преформисты в психологии думали, что знания и навыки заложены в сам организме человека, поэтому их ресурс носит врожденный характер и, именно по этому, наследственность является определяющим фактором. В этом случае развитие сравнивается к процессам созревания и роста, к выполнению наследственной программы поведения, что происходит в большой мере независимо от воспитания, обучения, сознательной деятельности человека и общества. Такой тип развития, когда уже в самом начале предопределены те стадии, которые пройдет явление, и тот конечный результат, которого явление достигнет, называют преформированным. К преформированному типу относится, например, эмбриональное (внутриутробное) развитие организма. И в психологии также были предприняты попытки представить психическое развитие ребенка в целом как преформированное (концепция С. Холла). Напротив, английский философ Дж. Локк (1632—1704) утверждал, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске) и поэтому обучение и жизненный опыт, а отнюдь не врожденные факторы имеют самое важное значение в его развитии. В биологии учение о развитии путем последовательных новообразований, когда путь развития не предопределен заранее, называется эпигенезом. В философии и психологии эта позиция представлена направлениями эмпиризма и сенсуализма. Ход биологической эволюции, историческое развитие общества представляют собой примеры непреформированного типа развития.

Выготский называл проблему возрастной периодизации развития "центральной для всей детской психологии" и "ключом ко всем вопросам практики".4

Периодизация психического развития — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития. Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития (Л.С. Выготский) и отвечать следующим требованиям: 1) описывать качественное своеобразие каждого периода развития и его отличия от других периодов; 2) определять структурную связь между психическими процессами и функциями в рамках одного периода; 3) устанавливать инвариантную (всеобщую, остающуюся неизменной) последовательность стадий развития; 4) периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествующем, включает и развивает его достижения. В отечественной психологии принципы периодизации были разработаны Л.С. Выготским, исходя из представления о диалектическом социально детерминированном (обусловленном) характере психического развития в онтогенезе (развитие индивида на протяжении его жизни). Единицей анализа онтогенетического развития и основанием для выделения периодов развития, согласно Л.С. Выготскому, является психологический возраст. Соответственно, устанавливаются два критерия построения периодизации: 1) структурный — возрастные новообразования, тот "новый тип строения личности и ее деятельности, которые возникают на данной возрастной стадии впервые и которые определяют сознание ребенка и его отношение к среде... и весь ход его развития в данный период"; 2) динамический — динамика перехода от одного периода к другому ( может быть резкой, критической и медленной, постепенной, литической). Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития - это особое сочетание внутренних и внешних условий, которое характерно только для данного возрастного этапа и оно определяет весь ход развития (Выготский). Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи развития, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте Кроме того, психологический возраст характеризуется новообразованиями. Возрастные новообразования - это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития. Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности ребенка, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Выготский различал центральные и побочные новообразования, изменения в структуре сознания и личности. Таким образом, структура психологического возраста включает: 1) социальную ситуацию развития, определяющую  "образ жизни ребенка, или его социальное бытие", в процессе которого развиваются 2) новообразования в сфере сознания и личности. Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации развития, медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится вполне очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования. В другие, критические периоды, напротив, развитие совершается бурно, стремительно. Характерно резкое обострение кризиса в середине кульминационная точка, или апогей, по которой и удобно датировать кризис. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода. Кризисы, сочетающие в себе разрушительные и созидательные тенденции, это норма онтогенеза.5

Информация о работе Проблемы и задачи возрастной психологии и психологии развития