Проблемы темперамента в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является: изучение проблем темперамента в психологии.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть общие понятия проблемы темперамента в науке;
2. Рассмотреть развитие научных взглядов на проблему темперамента;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика темперамента в психологической науке
1.1. Общее понятие проблемы темперамента в наук…………………………...5
1.2 История развития учения о темпераменте …………………………….…...8
1.3. Типы темперамента в психологии ………………………………………...10
Глава 2 Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии
2.1. Исследование темперамента в отечественной психологии …….………..15
2.2. Исследования темперамента зарубежными психологами……………..…21
2.3. Сравнительная характеристика исследований зарубежных и отечественных психологов, по проблематике темперамента.………………..27
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

проблема темперамента2.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Подобных позиций  о равноправии темпераментов  придерживались такие крупные специалисты  в этой области как Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын. По их мнению, вопрос, какой темперамент является лучшим, неправомерен. Предположение, что бывают худшие и лучшие темпераменты, вредно с социальной точки зрения и приводит к ничем не обоснованным пессимистическим выводам, особенно в педагогике. [28, 29].

Одно из современных  течений в научном исследовании темперамента представлено Пермской школой (Пермский педагогический институт). Основателем  этой школы был В.С. Мерлин. Он рассматривал темперамент как особый психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности. Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать. Концепцию В.С. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента. Темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности. Последняя состоит из следующих уровней: биохимического, соматического, нейродинамического, психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальных ролей.

В структуре  темперамента различаются:

экстраверсия  как зависимость психической  деятельности от наличной объективной  ситуации;

психодинамическая тревожность как предрасположенность к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;

реактивность  как интенсивность реакции в  ответ на поступающую стимуляцию;

импульсивность как скорость, с которой эмоция становится побудительной  силой действия;

эмоциональная устойчивость как способность к контролю эмоций;

эмоциональная возбудимость как интенсивность эмоциональных  переживаний;

активность как целенаправленная деятельность;

ригидность как неспособность  корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

В.С. Мерлин вводит понятие зоны неопределенности и индивидуального стиля деятельности. Зона неопределенности предполагает, что человек осознанно или неосознанно принимает решение о выборе способа деятельности на основе 1) оценки индивидуальных свойств и собственных возможностей,

2) определения рассогласования  между имеющимися способами деятельности  и объективными задачами,

3) учета разной  степени побуждения к действию. Под индивидуальным стилем деятельности понимается своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности.

Другое направление  связано с поиском признаков  наследуемости темперамента. В одной  из лабораторий Психологического института  РАО - в лаборатории психогенетики  индивидуальности (рук. И.В. Равич-Щербо) с помощью близнецового метода исследуется динамика генетических и средовых факторов, которые влияют на развитие индивидуально-психологических особенностей у детей различного возраста. Показатель наследуемости выступает как основной индикатор принадлежности той или иной характеристики к темпераменту.

В лаборатории  психофизиологических способностей того же института (рук. Э.А. Голубева) исследуются  природные предпосылки способностей. Полученные данные имеют непосредственное отношение к темпераменту. Голубева считает, что общие способности связаны со свойствами темперамента на уровне биологических основ и их психических проявлений. Ею выделены следующие общие способности: общая работоспособность, непосредственный и опосредованный типы активности, непроизвольный и произвольный типы саморегуляции.

Непосредственная  активность определяется активированностью  нервной системы; опосредованный тип  активности она связывает с другим полюсом - инактивированностью, которая  проявляется в методичности и  систематичности действий. Биологической  детерминантой этих типов активности является доминантность полушарий.

Люди с правополушарным  доминированием обладают сильной нервной  системой, мобильностью, высокой активированностью, развитием невербальных когнитивных  функций, активированностью непроизвольной сферы. Они лучше учатся, успешнее работают при дефиците времени (это - сангвиники, холерики). Левополушарные и низкоактивированные люди лучше успевают по гуманитарным предметам, успешнее планируют деятельность, точнее выполняют работу. У них развиты саморегуляция, произвольность и вербальные функции; они обладают слабой нервной системой, более инертны (это - меланхолики, флегматики).

Согласно данной концепции, темпераментные черты определяют способ существования индивида, выбор  оптимальной среды, где способности могут развиваться наилучшим образом.

Еще одно направление  связано с разработкой концепции  общих свойств нервной системы  как основной детерминанты индивидуально-психологических  различий между людьми. Эти исследования проводятся под руководством В.М. Русалова в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН, созданной в 1972 г.В.Д. Небылицыным. Важное место отводится изучению психологических особенностей темперамента и разработке психометрически корректных методов оценки темперамента - Опросника структуры темперамента (ОСТ), который состоит из 105 вопросов, позволяющих получить значения по восьми темпераментальным шкалам - эргичности, пластичности, скорости, эмоциональности в соответствии с двумя аспектами (предметным и социальным миром), и Опросника формально динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ), состоящего из 150 вопросов. Последний опросник оценивает эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность в трех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной. Правдивость ответов контролируется с помощью шкалы лжи.

Итак, изучение в научной  психологии темперамента имеет длительную историю. Однако и по настоящий день в этой проблеме много неясного и  противоречивого. Продолжают обсуждаться  вопросы о самой возможности типологизации людей, о количестве человеческих типов, о соотношении типического и индивидуального в человеке, о природных основах различий в поведении людей и т.д. Эти проблемы исследуются в антропологии, в физиологии, в нейрофизиологии и дифференциальной психологии

 

2.2. Исследования темперамента зарубежными психологами.

В зарубежной психологии исследование проблемы темперамента во многом касается тех же вопросов. Это - выяснение генетической обусловленности  темперамента, изучение его психических свойств, проблема диагностики формально-динамических свойств психики.

В Лондонском психиатрическом  госпитале, который в течение  многих лет возглавлял Г. Айзенк, понятия  личности и темперамента рассматриваются  как идентичные; изучаются биологические основания психических свойств.

В этом же научном  центре разработаны методы оценки темперамента: EPI - Eysenck Personality Inventory - включает в себя 48 вопросов: 24 вопроса по первой шкале - экстра-интроверсия; столько же вопросов по второй шкале - нейротизм; третья шкала, к которой относятся 9 вопросов, представляет собой шкалу лжи. Всего EPI включает 57 вопросов. EPQ - Eysenck Personality Questionnaire - предназначен для диагносики нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма. Состоит из 90 вопросов. Нейротизм - 23 вопроса, экстра-интроверсия - 21 вопрос, психотизм - 25 вопросов, шкала лжи - 21 вопрос.

Психобиологический  подход к исследованию темперамента представлен работами М. Ротбарта (Орегонский университет). В соответствии с этой моделью (М. Ротбарт, Д. Дерриберри) темперамент рассматривается как совокупность многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологических характеристиках и динамических (стилевых) особенностях. Свойствами темперамента являются реактивность и саморегуляция. Особой критике подвергается идея авторов о включении в темперамент поведенческих и физиологических реакций. Эти свойства не рядоположены. Так, реактивность является непосредственным поведенческим выражением реакции активации, а саморегуляция связана с адаптацией этой реакции активации к конкретным условиям существования. Реактивность объясняется как интенсивность и характер реакции в ответ на действие стимула. Саморегуляция представляет собой динамические особенности поведения, которые модулируют (снижают или повышают) активацию путем реакций приближения/удаления.

Варшавская  школа (Варшавский университет) представлена регулятивной теорией темперамента Я. Стреляу. Регулятивная теория основана на идее, согласно которой темперамент  рассматривается как двухуровневая система. Она включает в себя энергетический уровень (свойства, которые определяются индивидуальными различиями физиологических механизмов, ответственных за накопление и разрядку энергии) и уровень временных параметров (черты, характеризующие протекание реакции во времени - скорость, темп, подвижность, ритм, последействие. Энергетический уровень включает в себя два свойства - реактивность как интенсивность реакции в ответ на стимуляцию и активность как совокупность энергичных и продолжительных действий (моторных, интеллектуальных), выполняемых с определенной целью. Среди временных параметров выделяются скорость реакции - быстрота выполнения действия, темп действия - число реакций в единицу времени, подвижность - способность быстрого перехода от одной реакции к другой при изменении стимуляции, последействие реакции - время, в течение которого продолжается реакция после прекращения действия раздражителя, и ритмичность - регулярность временных интервалов между однородными реакциями.

Трехкомпонентная  теория Пломина и Басса (Штат Колорадо г. Боулдер) построена на понимании темперамента как совокупности динамических особенностей поведения, образующих подструктуру личностных черт. Основными свойствами темперамента можно считать активность, эмоциональность и социабельность.

Активность - проявление общего энергетического уровня в  моторике. Выделено три показателя активности: темп движений, интенсивность  и выносливость. Темп связан с быстротой  движений (быстрая речь, спешка и  др.); интенсивность проявляется  в амплитуде и силе движений; выносливость - в способности долго оставаться активным, не уставать, сохранять высокий уровень работоспособности.

Эмоциональность - проявление двух эмоций: гнева и  страха. О страхе говорят в связи  с интенсивностью стимула, который  способен вызвать страх, а также длительностью последствия, разнообразием ситуаций, которые его вызывают, сопутствующими физиологическими реакциями. Гнев так же определяется по интенсивности стимула, по величине латентного времени, по продолжительности реакции. Положительные эмоции, согласно авторам, не образуют самостоятельных свойств темперамента, т.к являются компонентами активности и социабильности.

Социабельность  обнаруживается в желании быть среди  других людей. Она проявляется в  стремлении избегать одиночества, в желании устанавливать новые межличностные контакты.

Пломин и  Басс определили, что существует различие во внутрипарном сходстве между монозиготными  и дизиготными близнецами. Оно  доказывало существенность влияния  генетического фактора, но ставило  вопрос о том, почему реальная разница между дизиготными близнецами более значительна, чем это можно было бы предполагать гипотетически. Был сделан вывод о том, что различия между дизиготными близнецами усиливаются вследствие разного отношения к ним родителей. Генотип вносит вклад в индивидуальные различия между детьми, но условия, в которых они живут, могут их усиливать, а иногда и, наоборот, ослаблять.

Исследования, проводимые на детях более старшего возраста (например, подросткового), подтвердили  гипотезу о генетической обусловленности эмоциональности, активности и социабильности. Оценка вклада генотипа неоднозначна в разных исследованиях и колеблется от r=0,3 до r=0,5.

Интерес к близнецовому методу и данные Пломина о важности учета социального фактора в  развитии темперамента ребенка поставили вопрос об изучении проблемы детского темперамента. Это - относительно новое и оригинальное направление в исследовании проблемы темперамента, которое представлено работами как зарубежных, так и отечественных психологов.

В начале 60-х г. под руководством А. Томаса и С. Чесса (Медицинский центр Нью-Йорского университета) было начато лонгитюдное исследование темперамента (с периода младенчества до взрослости).

В ходе исследования были сформулированы следующие цели:

1) оценить онтогенетическую стабильность свойств темперамента;

2) рассмотреть,  как обнаруженные в раннем  детстве темпераментальные черты  проявляются в личностных особенностях  ребенка и взрослого;

3) выявить связь  темперамента с адаптаций человека  к социальным условиям в детстве и на стадиях взрослости.

В результате проведения эмпирического исследования было выделено 9 свойств темперамента:

активность - уровень  двигательной активности и соотношение  двигательной активности и пассивности;

ритмичность - предсказуемость  времени появления поведенческих реакций, связанных с биологическими потребностями (легко ли ребенок засыпает, принимает пищу и т.д. в одно и то же время);

приближение/удаление - непосредственная реакция на новые  стимулы (приближение связано с  проявлением положительных эмоций, а удаление - с проявлением отрицательных эмоций);

адаптивность - легкость привыкания к новым условиям;

порог реактивности - уровень и интенсивность воздействия, необходимые для появления реакции (например, насколько должно быть шумно, чтобы ребенок устал);

настроение - соотношение  радостного состояния и состояния  неудовлетворенности;

отвлекаемость - эффективность действия новых стимулов в целях изменения поведения (например, легко ли ребенка успокоить, если он плачет);

интенсивность реакций - энергетический уровень реакции независимо от ее качества и направленности;

объем внимания - насколько долго ребенок может  заниматься одним и тем же делом  и склонен ли продолжать деятельность, если возникают трудности.

Анализируя  отдельные клинические случаи, А. Томас и С. Чесс пришли к выводу, что различные свойства темперамента имеют тенденцию образовывать синдромы свойств. Всего было выделено три синдрома свойств:

Легкий темперамент  характеризуется ритмичностью в  возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. Дети быстро привыкают ко времени кормления и сна, не боятся чужих людей. Взрослые общительны, легко привыкают к новой работе.

Информация о работе Проблемы темперамента в психологии