Проблемы темперамента в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является: изучение проблем темперамента в психологии.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть общие понятия проблемы темперамента в науке;
2. Рассмотреть развитие научных взглядов на проблему темперамента;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика темперамента в психологической науке
1.1. Общее понятие проблемы темперамента в наук…………………………...5
1.2 История развития учения о темпераменте …………………………….…...8
1.3. Типы темперамента в психологии ………………………………………...10
Глава 2 Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии
2.1. Исследование темперамента в отечественной психологии …….………..15
2.2. Исследования темперамента зарубежными психологами……………..…21
2.3. Сравнительная характеристика исследований зарубежных и отечественных психологов, по проблематике темперамента.………………..27
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

проблема темперамента2.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Трудный темперамент  характеризуется неритмичностью в  возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую  ситуацию, длительной адаптацией к  изменениям, преобладанием отрицательных  эмоций с повышенной интенсивностью.

Темперамент с  длительным привыканием характеризуется  медленной адаптацией и отрицательной, но слабой по интенсивности реакцией на новые ситуации. Людям с таким  типом темперамента не нравится непривычная  пища, новые люди, но их отрицательная реакция имеет слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную.

Свойства и  три синдрома свойств оказались  онтогенетически стабильными. Из этого  положения можно было бы сделать  вывод о хронической неадаптивности ребенка с трудным темпераментом. Однако это не совсем так. Оказалось, что если родители учитывают индивидуальные особенности своего "трудного" ребенка, специально готовят его к сложным ситуациям, им удается помочь ему справиться с проблемами и избежать неудач. В 15-летнем лонгитюдном исследовании Торгерсена было показано, что сходство у монозиготных близнецов всегда больше, чем у дизиготных близнецов, и с возрастом оно уменьшается. Существенные различия между монозиготными и дизиготными близнецами наблюдаются по таким показаниям, как активность, адаптивность (разница к 6 годам уменьшается, а потом к 15 - опять увеличивается), интенсивность.

Влияние генотипа на темперамент было обнаружено и  в другом исследовании (в Луизвильском лонгитюде), где оно отчетливо  прослеживалось на 600 парах близнецов, начиная с младенчества и дошкольного возраста, причем выраженность генетического вклада практически не зависела от метода диагностики. Как и во многих других работах, было выявлено, что по темпераментальным свойствам монозиготные близнецы более схожи между собой, чем дизиготные близнецы.

Биологическая основа темперамента отмечается практически  во всех концепциях, однако влияние  средовых факторов на формирование и  проявление темпераментальных характеристик  также считается немаловажным (Р. Пломин, М. Ротбарт, Я. Стреляу, А. Томас и С. Чесс). Интересно, что воздействие внутрисемейной среды может и ослаблять, и усиливать различия между детьми по индивидным и личностным свойствам. Источниками различий влияния среды на детей, проживающих в одних условиях, являются не одинаковые отношения к ним взрослых, в первую очередь родителей. Согласно Ж. Баллеги, существует связь между характером детей и типом семейного воспитания: трудные дети чаще встречаются в строгих и чрезмерно стимулирующих семьях; легкие дети - в любящих семьях, пассивные - в недостаточно стимулирующих.

Многие авторы отмечают, что вопрос о природе  темперамента пока остается открытым, поскольку существуют как теоретические, так и эмпирические противоречия, связанные с разными исходными  посылками и гипотезами, которые формулируются в различных психологических школах и направлениях.

 

2.3. Сравнительная  характеристика исследований зарубежных  и отечественных психологов, по  проблематике темперамента.

Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии изложены В.М. Русаловым в главе, посвященной проблеме темперамента в сборнике "Современная психология", изданном под общей редакцией В.Н. Дружинина. (Дружинина В.Н., 2000).

1. Темпераментальные  свойства включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. В различных концепциях представлены такие характеристики темперамента, как "активность", "реактивность", "эмоциональность", "социабельность". Есть авторы, которые в темпераментальные свойства включают характеристики общих способностей (например, В.С. Мерлин относит к ним свойство возбудимости внимания) или свойства характера (активность волевой деятельности и субъективацию). Но в большинстве моделей темперамент представляет собой совокупность динамических характеристик.

2. Наследственная  обусловленность темперамента и  его относительная устойчивость  являются вторым неоспоримым  фактом. В работах Русалова показано, что темперамент возникает под  влиянием общей конституции, в  которую входят частные: гуморальная, соматическая, хромосомная, физиологическая и нейродинамическая конституции.

Наследственная  обусловленность темперамента проявляется  в таких его особенностях, как:

независимость от содержания мотива и цели поведения;

универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

раннее проявление в детстве;

высокая корреляция с общими свойствами нервной системы  и другими биологическими подсистемами.

3. Темперамент  возникает под влиянием обобщения  динамических, формальных и стилевых характеристик психики и развивается - вслед за биологическим возрастным развитием и в результате смены разных типов деятельности (игра, учеба, труд и др.).

4. Темперамент  выполняет регулятивную функцию.  Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (уровень обмена, особенности нервных процессов, активность гормональной сферы и др.), включалась в деятельность помимо мотивов и целей контролирует расходование человеком своих энергетических возможностей. Темперамент задает границы возможностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или чрезвычайно малого расходования энергии.

5. Темперамент  не зависит от содержания деятельности - мотивов, целей, ценностей, определяя  ее стиль - темп, скорость, длительность протекания деятельности. Темперамент не влияет на результаты деятельности, определяя ее динамический характер.

6. Темперамент  может рассматриваться как задаток  общих способностей и как природная  предпосылка развития творческих  способностей. В структуре творческих способностей выделены две характеристики: содержательные (оригинальность, продуктивность) и формально-динамические - беглость и гибкость. Беглость как компонент творческих способностей обусловлена преимущественно темпераментальной пластичностью и темпом, а гибкость - преимущественно зависит от социальной эмоциональности и общий темпераментальной активности.

Итак, как отечественные так и зарубежные исследователи отмечают, что вопрос о природе темперамента пока остается открытым, поскольку существуют как теоретические, так и эмпирические противоречия, связанные с разными исходными посылками и гипотезами, которые формулируются в различных психологических школах и направлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя из выше изложенного проблемой темперамента занимались такие учёные, философы как Гиппократ, Гален, И. Кант, И. П. Павлов и т.д.

Среди психологов занимающихся проблемой темперамента можно выделить В.Вундта, Кречмера, Шелдона, Б. М. Теплова, В. Д Небылицына, Г. Хейманса, Е.Вирсме, Дж. Гилфорд, С.Берт, А. Томаса, С.Чесса, А. Басса, Р. Пломина, Я. Стредяу, И.М. Палей, В.К. Гербачесвкого,  В.М. Русалова, А.Е. Ольшанниковой, В.С. Мерлина и т.д.

Мы можем  выявить шесть основных проблем изучения темперамента:

1. Раскрытие  биологических основ темперамента, установление его генетической природы

2. Поиск и  измерение психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология темперамента

3. Установление  места темперамента в структуре  индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей

4. Установление  различий между разными типами  темперамента, выявление совокупности (системы) признаков, позволяющих  диагностировать тип темперамента

5. Объяснение, выделение  комплекса причин, факторов, обусловливающих принадлежность человека к тому или иному типу темперамента

6. Изучение темперамента  как фактора успешности профессиональной  деятельности (спортивной, учебной и др.)

Нами было установлена  динамика взглядов относительно темперамента, которая выразилась в смещении с физиологического подхода к эксперементально-теоретическим, психологическим подходам.

Научное объяснение природы темперамента дал И. П. Павлов в учение основных свойств нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных. Он установил зависимость темперамента от свойств нервной системы.

Было установлено, что психологические свойства темперамента и физиологические свойства нервной  системы тесно взаимосвязаны. Биологический  смысл этой взаимосвязи заключается  в  том, что с ее помощью достигается наиболее четкое, тонкое и своевременное приспособление к среде. Там, где приспособительная функция какого-либо свойства нервной системы не может быть осуществлена при помощи одного присущего ей свойства темперамента, она осуществляется при помощи другого присущего ей свойства темперамента, которое компенсирует первое.

В зарубежной психологии ( Кречмер, Шелдон) широко распространены теории, утверждающие, что темперамент  зависит не от физиологических свойств  общего типа нервной системы, а от общей конституции организма, внешними показателями которого являются строение тела, соотношение его отдельных частей, а также соотношение различных тканей организма. С этой точки зрения и строения тела, и свойства темперамента зависят от одной общей причины - от наследственной особенности в деятельности желез внутренней секреции. Поэтому такие теории называются гормональными теориями темперамента (конституционные концепции).

В психологической  науке большинство конституционных  концепций стало объектом острой критики. Их недостаток в том, что они односторонни - их создатели учитывают только одну сторону деятельности организма. С помощью этих теорий нельзя объяснить многочисленнее факты, показывающие зависимость темперамента от свойств типа нервной системы. Это проявляется в том, что определенные свойства нервной системы и темперамента соответствуют индивидуальным особенностям в обмене веществ и в деятельности желез внутренней секреции. Тем не менее при одном и том же типе конституции тела могут иметь место свойства темперамента, зависящие от разных типов нервной системы. Поэтому физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы, поскольку только нервная система, а не конституция желез внутренней секреции обеспечивает наиболее полное приспособление организма к среде. Гормональные теории темперамента односторонне преувеличивают роль желез внутренней секреции и не в состоянии объяснить приспособление темперамента к требованиям деятельности.

Важным так  же явилась проблема анализа структуры черт  темперамента. Она предпринималась не однократно. В начале ХХ века, 30-х, 40-х и 50-х годах. Результатом такого анализа стало появление, новых направлений исследования проблемы темперамента и экспериментальных подходов к анализу и выявлению характеристики темперамента, структуры черт.

Психологический анализ материалов по проблеме показал, что в современной психологии  существует  широкая зона  согласия  относительно того, что  такое темперамент.  В результате  этого списки черт темперамента, называемые в настоящее время  разными авторами, содержат близкие по смыслу характеристики.

В исследованиях темперамента в  нашей  стране, основным критерием  для  отнесения той или иной  поведенческой особенности к  свойствам  темперамента служит  её формально-динамический характер. Согласно отечественным психологам «свойства темперамента «формальны», поскольку  они  не связаны ни с содержанием деятельности, ни с  целями и мотивами  человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства  темперамента  являются «динамичными», поскольку  они  определяют  динамику  деятельности  - интенсивность, темп, ритм, ритмичность  тех  психологических особенностей, которые  включены  в осуществление тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности» [3].

В ходе анализа научных источников по изучаемой проблеме   было выявлено, что  в отечественных и зарубежных исследованиях содержание характеристик  и  проблем темперамента  совпадает  в большей степени.

Важно отметить, что наборы свойств, которые  анализируются разными авторами различаются в некоторой степени поэтому свойства тоже являются проблемой темперамента, но в целом, они свидетельствуют  о том, что  свойства темперамента обнаруживают себя в скорости и интенсивности реакции, проявляющихся в самых разных сферах – в психомоторике, в динамике эмоциональных реакций, в общении, в познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Бартаршев А.В. Типология характера и личности / А.В. Бартаршев -  М., 2001. 145с.
  2. Душов Б.А. Психология типов личности / Б.А. Душов – Екатеринбург, «Деловая книга», М., «Академический проект», 1999. 313с.
  3. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий / М. С. Егорова – М., «Планета детей», 1997. – 328с.
  4. Изард К.Э. Психология эмоций. С-Пб., 1999.
  5. Кант И. Отемпераменте//Психологическая типология: хрестоматия / И. Кант – Минск, 2000, 189с.
  6. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
  7. Крутиков В.А., Немов Р.С. Психология. М., 1994.
  8. Лефер В.А. Формула человека / В.А. Лефер – М., «Просвещение»,1991.
  9. Маклаков А.Г. Общая психология. С-Пб., 2000.
  10. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин – М., «Просвещение», 1990.
  11. Небылицын В.Д. Темперамент. В сб.: Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В.Д. Небылицын  - М., «Наука», 1976. - 186с.
  12. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
  13. Общая психология /Под ред. Петровского А.В. Изд. 2-е, доп. И пераб. М., «Просвещение», 1976. – 479с.
  14. Психологические типологии/Под ред. Ю.П. Платонова. – СПб., «Речь», 2004. – 512с.
  15. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Изд.2-е. Т.2-3. М., 1966.
  16. Равич-Щербо И.В. К вопросу о природе психофизиологических основ индивидуальности / И.В. Равич-Щербо – Пермь, 1988
  17. Райгорождский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестомития по психологии  и типологии характеров / Д.Я. Райгорождский – Самара, Издательский Дом «БАХРАХ», 1997. – 640с.
  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – СПб., «Питер», 2006.  -  633с.
  19. Русалов В.М. Теоретические проблемы  построения  специальной  теории индивидуальности/ В.М. Русалов// Психологический журнал, 1986, №4
  20. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
  21. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 №1.
  22. Стреляу Я. Роль темперамента  в психическом развитии / Я. Стреляу -  М., «Прогресс», 1982. ст. 7 – 138.
  23. Стадник Э.К., Ниц К.О. Основы общей психологии и педагогики. М., 2001.
  24. Сухачёв А.Н. Диагностическая психология. М., 1996.
  25. Токарский А.А. О темпераменте / А.А. Токарский – М., «Политиздат», 1986. – 212с.
  26. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, № 5.
  27. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
  28. Уфимцева Е.А. Исследование психологических особенностей человека. // Психолог. Ежемесячник. СПб., 1997.
  29. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология / Ю.В. Чуфаровский – М., «ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 472с.

Информация о работе Проблемы темперамента в психологии