Проблемы эмоциональной устойчивости в спортивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:13, доклад

Краткое описание

Учитывая специфику такого вида спорта, как спортивные единоборства, и особенности соревновательной деятельности в нем, нам представляется возможным говорить о ситуационной эмоциональной устойчивости как о факторе, обеспечивающем надежность и эффективность действий спортсмена.

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы эиоционадб.docx

— 36.44 Кб (Скачать файл)

Таким образом, процесс саморегуляции как система обеспечивает создание и динамическое существование в сознании субъекта целостной модели его деятельности, предвосхищающей (как до начала действий, как и в ходе их реализации) его исполнительскую активность.

Кратко обозначенная, модель функционального строения процессов  саморегуляции отражает структурно-функциональный аспект формы процессов психической саморегуляции. «Эта форма, выделенная в чистом виде, и отражает наиболее устойчивое, инвариантное в процессах регуляции деятельности относительно разнообразия ее собственно психологических, содержательных и операционально-исполнительских моментов»[17].

Рассмотренный аспект функциональной структуры процессов саморегуляции является базисным для реализации второго необходимого содержательно-психологического аспекта анализа этих процессов. Содержательно-психологический аспект предполагает анализ информационного обеспечения саморегуляции средствами конкретных психических процессов, явлений, продуктов психической активности и т.д. Лишь реализуя этот аспект, можно представить процесс саморегуляции как живой, пристрастный процесс собственно психической активности субъекта со всеми особенностями его детерминации, содержательным и личностным смыслом целей, отношением человека к способу их достижения, условиями деятельности, палитрой индивидуальных особенностей субъекта и многими другими факторами.

Благодаря этому преодолевается характерное для ряда исследователей, использующих термин «саморегуляция», прямое соотнесение разного рода и уровня психических феноменов с особенностями деятельности или поведения, минуя учет самого процесса, опосредствующего и определяющего реальное влияние исследуемых факторов.

Рассмотрение эмоциональной  устойчивости в структуре целостного действия наиболее показательно, по нашему мнению, в условиях напряженной деятельности спортсменов, в которой значимость целостного действия особенно велика. Результат целостного действия определяется уровнем психологической регуляции, и их взаимозависимость находит  свое явное выражение. Мы использовали для изучения вопроса работы О.А. Конопкина, посвященные исследованию деятельности спортсменов.

В результате эмоционального анализа функциональной структуры  психологической регуляции действия выяснилось, во-первых, что деятельность всегда направлена на получение определенного  результата и цели. Направленность деятельности опосредуется наличием конкретного  объекта, который принято называть предметом деятельности, а в ряде случаев предметной ситуацией или  предметным условием деятельности.

Для реализации сформированных спортсменом целей, например, «выиграть  противоборство», необходимым условием является развитие общих функциональных возможностей его организма (согласованная  работа внутренних органов и отдельных  систем организма). Недостаточный уровень  развития функциональных возможностей или нарушения в работе отдельных  систем может приводить к неприятным ощущениям (боль, усталость и др.), а также выступать в качестве мощного эмоциогенного источника.

В то же время спортсмену присущи и положительно влияющие эмоциогенные состояния как физиологического, так и собственно психологического порядка:

- психофизиологических возможностей  противоборствующей стороны;

- социально-общественных  факторов, т. к. соревновательная  деятельность содержит в себе  общественно полезный продукт  (эталон, образец совершенства двигательно-органической  сферы и ряда личностных качеств), часто оцениваемый миллионами  зрителей и принимаемый ими  как норма собственных двигательно-органических  и психических способностей;

- физико-химических условий  деятельности - временной пояс, влажность  воздуха, физические свойства  борцовского ковра, температурный  режим, содержание кислорода в  атмосфере.

О. А. Конопкин показал, что группы факторов находятся в сложной взаимозависимости. Так, например, низкая температура определенным образом может влиять на активность зрителей и на самочувствие спортсмена, а также на особенности реализации последним профессиональных умений и навыков. Не будет ошибкой и то, если считать всякое изменение одних переменных причиной изменения в функционировании (проявлении) других[18].

В спортивной жизни именно эмоциональные реакции на успех-неуспех  являются основным стержнем эмоционального опыта. Таким образом, существенным моментом модели выступает эмоциональный  опыт. Его становление - это поэтапное  формирование, в процессе которого его целостность, автономность, автоматизированность и целесообразность совершаются не за счет абстрагирования или обеднения содержания, а за счет своеобразного (эмотивного) объединения разнообразных предметных пространственно-временных и смысловых характеристик деятельности.

Поскольку эмоциональный  опыт и все входящие в него образования, например, представления, не рефлексируются субъектом, то его фиксация «для себя» происходит в форме специальных непосредственных переживаний. Сложность обнаружения и диагностики таких переживаний заключается в том, что внешне они как бы не имеют специальной предметной отнесенности. Эти переживания как бы предшествуют точному знанию о воспринимаемых или познаваемых условиях соревновательной ситуации. В этом состоит их прогностическая функция.

Для обнаружения и диагностики  эмоционального опыта необходимы определенные обстоятельства. В исследовании О.А. Конопкина такими ситуациями были международные соревнования, которые провоцировали «утрату» привычных предметных отношений. В названных условиях раскрывался обширный эмпирический материал, в котором возможно выделять основные структуры эмоционального опыта и отличить его от поверхностных рефлексивных эмоциональных образований.

Проведенные исследования показали, что в случае, когда условный индекс информационной мощности оперативной (поверхностной) модели выше эмоционального опыта, то между эмоциональным опытом и эмоционально-поведенческой реакцией включена сложная функциональная система, проявляющаяся в форме различных  более поверхностных регуляторных эмоциональных образований, каждое из которых имеет свой содержательный аспект. Среди них: эмоциональное  переживание соревновательных условий  и действий; эмоциональная оценка значимых условий деятельности и  результата; эмоциональное синтезирование; эмоциональная активность; эмоциональное корректирование[19].

Результаты его экспериментов  показали, что порог эмоциональной  различительной чувствительности (оценка по шкале «нравится - не нравится») ниже, чем порог опознания по шкале  «знакомый - незнакомый». Следовательно, эмоции «срабатывают» раньше когнитивной  обработки и оказывают определенное влияние на оценку ситуации и на выбор соответствующей программы  действия[20].

В результате анализа процесса эмоциональной регуляции следует  еще раз подчеркнуть, что роль эмоции в этом процессе несводима  лишь только к своеобразным оценкам  соревновательной действительности. Их функции при таком подходе  сильно упрощаются. Значение переживаний  заключается и в том, что они  выполняют функцию эмоционального действия оценивания. Позитивная оценка этого утверждения содержится в  работах В.К. Вилюнаса и Б.И. Додонова, настойчиво подчеркивающих необходимость рассматривать эмоции не только как завершенные явления — эмоциональные оценки, но и как процессы, имеющие в «феноменологическом потоке сознания» свое начало и конец. Характеризуя эмоции и как своеобразные оценки действительности, и как действия оценивания, В.К. Вилюнас, в частности, пишет, что фактически переживания «...суть и то и другое, подобно тому, как ощущения и восприятия — это и процессы формирования субъективных образов объективного мира и сами эти образы «продукты указанных процессов»[21].

В работах Л. Аболина отмечается, что в эмоциях, благодаря опережающей афферентации, возникает психическая модель реальных взаимоотношений организма со средой, в которой осуществляются все изменения, наступающие и при реальных столкновениях организма с определенными, факторами внешней среды: при страхе наблюдаются такие изменения функций организма, которые напоминают изменения при беге[22].

Говоря об эмоционально неустойчивых людях, в частности спортсменах, следует отметить, что многим присуща  неадекватность практически всех компонентов  деятельностного содержания. Низкий уровень эмоциональной устойчивости сопровождается наиболее выраженным рассогласованием между отдельными компонентами эмоционального действия. Эмоциональная устойчивость у неустойчивых спортсменов, осуществляющих деятельность в напряженных условиях, выступает как психологический барьер, как внутреннее субъективное препятствие к достижению поставленной цели.

Дальнейший анализ исследования экспериментального материала О.А. Конопкина показал, что деятельность эмоционально устойчивых спортсменов проявляется в операциях по выбору и формированию цели, субъективного образа значимых условий, в действиях (внутренних и моторных) по проигрыванию-опробованию технических приемов, в операциях по оценке контролируемых условий соревновательной деятельности, в рефлексивных воздействиях (управлениях) на действия противника, в операциях по выбору тактического плана схватки и подготовке к его реализации, в поисках новых планов, обеспечивающих преимущество над противником, в операциях по контролю за результатами своих действий и т. д. Выяснилось, также, что в соревновательном действии в целом (9 мин) наибольшее время затрачивается на разведывательное ознакомление с соперником (140 сек.) и подготовку ситуации для реализации тактического плана (135 сек.). На реализацию тактического плана, контроль и коррекцию требуется соответственно 90 и 120 сек. Установлено, что удельный вес и временная протяженность каждой регуляторной функции не остаются постоянными. Они оказываются чувствительными ко многим беспрерывно меняющимся условиям соревнований[23].

Особенности и черты проявления процесса саморегуляции эмоционально устойчивых и неустойчивых групп спортсменов представлены в табл. 1.

В целом оказалось, что  эмоционально неустойчивым спортсменам  присуща неадекватность практически  всех компонентов процесса саморегуляции напряженной деятельности по отношению к ведущей цели. Низший уровень эмоциональной устойчивости у них сопровождается наиболее выраженным рассогласованием между отдельными компонентами этого процесса, нечувствительностью к значимым условиям, синкретическим характером протекания переживаний. Эмоциональный опыт у неустойчивых спортсменов выступает как психологический барьер, как внутреннее субъективное препятствие к успешному достижению цели. При экспериментальном развертывании эмоционального опыта у неустойчивых спортсменов в нем обнаруживалась неполнота планов, операций, понятий и других характеристик процесса саморегуляции, а также полное отсутствие обратимости переживаний и чувств в сформированные ансамбли предметных условий.

Таблица 1

Типологические  особенности процесса эмоциональной  саморегуляции

эмоционально  устойчивых и эмоционально неустойчивых спортсменов

Характеристики отдельных  компонентов и уровень эмоциональной

устойчивости

Эмоционально устойчивые спортсмены 

Эмоционально неустойчивые спортсмены 

1

2

3

Цель напряженной деятельности

Страстное и устойчивое желание  выиграть соревнования, стать чемпионом, показать лучший результат, испытать радость  победы и т.д.

Выиграть соревнования, стать  чемпионом, показать лучший результат, испытать радость победы и т. д.

Эмоциональный опыт

Многообразная палитра переживаний  всех 4 модальностей. Отчетливая направленность эмоций и чувств на способы и приемы организации деятельности.

Низкая и однообразная эмоциональная насыщенность. Эмоциональные  переживания диффузны, уплощены и не связаны с компонентами деятельности. Аффективная захваченность определенным чувством. Стереотипность эмоционального опыта.

Модель значимых переживаний  предметных условий и ситуаций

Точность и полнота  эмоциональных оценок собственных  психофизиологических особенностей психофизиологических особенностей противника социокультурных и физико-химических переменных (климат, временной пояс и др.) переменных соревновательной действительности. Хорошая корректируемость. Высокая эмоциональная чувствительность и динамичность в нетипичных ситуациях

Аффективная оценка условий  напряженной деятельности: ошибки в  восприятии ситуаций и в оценке их значимости. Недостаточная полнота  значимых переживаний деятельности. Плохая корректировка модели, ее ригидность в непрерывно изменяющихся условиях


 

Окончание таблицы 1

Программа эмоционально-исполнительских  стереотипов

Адекватна цели, критерию успеха и модели значимых переживаний условий. Нешаблонна, гибка.

Неадекватна цели, шаблонна, ригидна. Отсутствие программы.

Подготовка и реализация программы

Адекватна субъективной модели значимых переживаний условий и  образу программы.

Неадекватна, не имеет своей  смысловой содержа тельной стороны

Реализация программы

Адекватна образу программы  и модели значимых переживаний, разнообразна, гибка. Способствует удержанию деятельности в направлении цели. Устойчивость отдельных элементов технического действия

Неадекватна, стереотипна, шаблонна. Направлена вразрез с условиями  деятельности. Блокада отдельных  исполнительских элементов действия.

Двигательное оцепенение

Коррекция действия

Соответствует изменяющимся условиям напряженной деятельности

Не соответствует изменяющимся условиям или совсем отсутствует

Реальный результат напряженной  деятельности

Выигрыш (радость победы)

Проигрыш, отказ от противоборства. Аффективная злость, раздраженность, апатия

Информация о работе Проблемы эмоциональной устойчивости в спортивной деятельности