Программа коррекционной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:01, практическая работа

Краткое описание

Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Вложенные файлы: 1 файл

progkorrekzi.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

        снять эмоциональное и мышечное напряжение.

                    Программа «Как быть внимательным»    рассчитана на 2 года обучения (34 часа) с периодичностью занятий 1 раз в неделю в групповой, подгрупповой и индивидуальной  форме. Данный курс предусматривает работу с обучающимися 2 - 3 классов.

 

Овладение навыками адаптации учащихся к социуму

              Для реализации данного направления в школе рекомендована к применению программа  психологического курса «Шаг навстречу», рассчитанная на проведение коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками. Программа составлена педагогом-психологом Седельниковой И.А.

Цель программы - развитие эмоционально-личностной сферы учащихся и формирование навыков адекватного общения  со сверстниками и взрослыми.

              Задачи:

        повышение уверенности в своих силах;

        обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

        развитие умений слушать других людей: обучение приемлемым способам  разрядки гнева и агрессивности;

        обучение способам внутреннего самоконтроля;

        формирование позитивной Я-концепции.

Темы занятий могут использоваться с коррекционной целью для учащихся с проблемами общения и поведния, для укрепления психологического здоровья.

На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

 

Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления:

        преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

        овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

        психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;

        развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);

        развитие потенциала учащихся с нарушениями устной и письменной речи.

Данные направления отражают её основное содержание:

 

Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности

        Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе комплектов учебников по развивающим системам обучения.

        Методический аппарат системы учебников  представлен заданиями разного уровня трудности, сочетаниями индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе. Это позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов.

        Высокая степень дифференцированных вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении

              Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников осуществляется на основе локального документа «Положение о психолого-медико-педагогическом сопровождении (консилиуме)», который организован с целью создания условий для адаптации детей с нарушением в обучении, поведении, социальной трудности с одной стороны, а с другой стороны одаренных детей.                                                                                                                     Выбор эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса для детей с трудностями обучения зависит от многих условий:

        своевременное (наиболее раннее) выявление таких детей;

        выявление причин обусловивших эти трудности (неуспеваемости);

        особенности развития ребенка и его здоровья;

        динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка специалистами;

        принятие адекватных мер для развития и получения образования.

 

              Работа ведется в системе по четырем направлениям:

I.   Ранняя

        Изучение медицинской карты

        Использование единой  диагностики:

        уровень обучаемости

        уровень мышления

        уровень развития речи

 

П.  Диагностика уровня развития познавательной деятельности

        Выявление ведущего фактора, определяющего трудности обучения (память, восприятие, мышление, внимание)

 

III. Психолого-педагогический консилиум

Процесс организации деятельности консилиума в следующем:

        Учитывать здоровье

        Школьную готовность

        Индивидуальные особенности развития ребенка

        Социальные условия.

 

Подбираются оптимальные условия:

        Образовательные программы

        Коррекционно-развивающая работа

        Восполнение пробелов обучения

        Компенсация недостатка развития

        Формирование общих способностей к учению

        Коррекция индивидуальных недостатков развития через индивидуальные часы с психологом (регулярность, систематичность, целенаправленность этих занятий в игровой форме)

 

IV. Наблюдение за динамикой развития детей в процессе обучения

        Позволит проверить эффективность принятых мер

        Внести своевременные корректировки используемых методов

        Посещение уроков учителя, занятий психолога.

              В конце года проводится итоговый консилиум по сравнению результатов, наблюдений учителя и диагностических выводов специалистами.

Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)

              Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.  Использование на уроках комплектов учебников по развивающим системам обучения. Формирование и освоение  творческих способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера,  направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей, в каждой  теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

Развитие потенциала учащихся с нарушениями устной и письменной речи.

              В последнее время отмечается рост учащихся, которые испытывают трудности при обучению чтению и письму. Так как сохраняется значительное количество детей (на момент поступления в школу) с нарушением звукопроизношения, с низко сформированным фонематическим слухом, дети, которые имеют недоразвития лексико-грамматической стороны речи и т.д. Все эти нарушения, как в отдельности, так и в совокупности могут повлиять на формирование грамотного письма и чтения у учащихся. Самый оптимальный период профилактики или коррекции специфических ошибок – это период обучения детей в начальной школе.

              В связи с этим разработаны и адаптированы коррекционно-развивающие программы:

        «Профилактика и коррекция оптико-пространственной дисграфии и дислексии у младших школьников»;

        «Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников»

              Автор-составитель: Н.В. Денисович, учитель-логопед муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8», учитель-логопед I квалификационной категории.

 

              Актуальность первой программы продиктована:

        большим количеством детей, поступающих в  школу, с проблемами в речевом развитии;

        в отсутствии специальных программ по данному виду нарушений.

              Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений и повышения качества знаний обучающихся.

Цель программы

        Предупреждение и преодоление неуспеваемости по русскому языку и чтению у обучающихся младших классов, обусловленной оптико-пространственным недоразвитием;

        Создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи программы

 

        Формировать оптико-пространственные представления у младших школьников через умения ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве, через определение пространственных отношений между объектами.

        Учить дифференцировать буквы, имеющие оптическое сходство на письме и чтении, соотносить букву со звуком.

        Развивать кинестетические и кинетические ощущения у детей.

        Развивать речь   обучающихся  за счет расширения и активизации словаря.

        Способствовать устранению  структурного   и морфологического  аграмматизма в письменной речи.

        Активизировать познавательные процессы обучающихся.

 

      Актуальность второй программы:

        проведение  профилактических и коррекционно-развивающих занятий  учителями-логопедами с детьми 2-4 классов общеобразовательных учреждений, имеющих специфические нарушения письма и чтения. 

              Программа может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений и повышения качества знаний обучающихся.

              Цель данного курса состоит в оказании учащимся помощи в овладении необходимыми умениями и навыками для успешного обучения по учебной программе и заложение основ успешного продвижения в учебе.                                           Программа ставит перед собой следующие задачи:

        Способствовать формированию необходимых навыков для письма и чтения, которые составляют необходимую предпосылку успешного обучения ребенка в школе.

        Развивать речь учащихся за счет расширения и активизации словаря.

        Создать базу для успешного овладения орфографическими навыками.

        Проводить профилактическую работу разных видов дисграфий и дислексий.

        Развивать психические процессы, мелкую моторику, координацию движений и ориентировку в пространстве.

 

Программа

по профилактике и коррекции речевых нарушений

(устной и письменной речи) у младших школьников

 

Задачи (направления)

деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные

Диагностическое

 

Своевременное выявление обучающихся с нарушениями устной и письменной речи.

 

 

 

Определение вида, характера, степени тяжести речевых нарушений, особенностей развития познавательной деятельности.

 

 

Индивидуальное обследование устной речи обуч-ся 1-х классов.

 

Индивидуальное обследование устной и письменной речи вновь прибывших детей (2-4 кл.)

 

Сбор анамнестических данных индивидуально на каждого пришедшего ребенка с нарушениями речи

 

Фронтальное динамическое обследование состояния письма (2-4 кл.)

 

Индивидуальное динамическое обследование состояния чтения (2-4 кл.)

 

Индивидуальное обследование обуч-ся «группы риска»

 

Итоговая индивидуальная

диагностика обучающихся

 

 

 

Первый месяц учебного года

 

 

 

Первый месяц учебного года , в течение года по мере поступления детей

 

 

 

Первый месяц учебного года , в течение года по мере поступления детей

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

На момент выпуска ребенка из логогруппы

 

 

Учитель-логопед

 

 

 

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

 

 

 

 

Учитель-логопед

 

 

 

 

Учитель-логопед

 

 

 

 

Учитель-логопед

 

 

 

Учитель-логопед

 

Коррекционно-реабилитацион-ное

 

Осуществление коррекционных и профилактических мероприятий с обучающимися

        по устранению дефектов звукопроизношения;

 

 

 

 

 

        фонетико-фонематических недоразвитий;

 

 

 

 

 

 

 

        общего недоразвития речи, в том числе и на фоне двуязычия;

 

 

 

 

        разных форм дисграфии, дислексии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отработка необходимых речедвигательных движений для правильного произношения звуков русского языка.

 

Сформированность речеслухового анализатора (умения слушать, слышать и различать звуки окружающей действительности, звуки русского языка).

 

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса слов и грамматического строя речи.

 

Сформированность необходимых умений и навыков для овладения правильным письмом и чтением, восполнение пробелов в знаниях

по русскому языку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий

 

 

 

Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий

 

 

 

 

 

Проведение подгрупповых и групповых коррекционно-развивающих занятий

 

 

Проведение подгрупповых и групповых коррекционно-развивающих занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

 

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

 

Консультативное

 

Проведение консультаций для родителей по итогам диагностики и проблемам детей в период коррекционной работы.

 

 

 

 

 

 

 

Проведение консультаций для педагогов по итогам диагностики и проблемам детей в период коррекционной работы

 

 

 

 

 

Проведение тематических консультаций для педагогов и родителей обучающихся

 

 

 

 

 

 

Обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда и родителей обучающихся и повышение уровня осведомленности родителей о речевых нарушениях и их коррекции

 

 

Обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда и педагога и повышение уровня осведомленности педагогов о речевых нарушениях и их коррекции

 

Пропаганда логопедических знаний среди субъектов образовательного процесса

 

 

Индивидуальные консультации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные консультации

 

 

 

 

 

 

 

 

Подгрупповые и групповые консультации:

родительские собрания,

круглый стол,

метод.объединение учителей нач.классов

лектории,

семинары-прктикумы и др.

 

 

В течение учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зависит от учебного плана образовательного учреждения

(1 раз в четверть)

 

 

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед и другие субъекты образовательного процесса

 

 

Этапы реализации коррекционной программы

 

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).

Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

 

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

        комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

        многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

        составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Информация о работе Программа коррекционной работы