Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:01, практическая работа
Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
снять эмоциональное и мышечное напряжение.
Программа «Как быть внимательным» рассчитана на 2 года обучения (34 часа) с периодичностью занятий 1 раз в неделю в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме. Данный курс предусматривает работу с обучающимися 2 - 3 классов.
Овладение навыками адаптации учащихся к социуму
Для реализации данного направления в школе рекомендована к применению программа психологического курса «Шаг навстречу», рассчитанная на проведение коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками. Программа составлена педагогом-психологом Седельниковой И.А.
Цель программы - развитие эмоционально-личностной сферы учащихся и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
повышение уверенности в своих силах;
обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
развитие умений слушать других людей: обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
обучение способам внутреннего самоконтроля;
формирование позитивной Я-концепции.
Темы занятий могут использоваться с коррекционной целью для учащихся с проблемами общения и поведния, для укрепления психологического здоровья.
На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления:
преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
психолого-медико-
развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
развитие потенциала учащихся с нарушениями устной и письменной речи.
Данные направления отражают её основное содержание:
Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности
Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе комплектов учебников по развивающим системам обучения.
Методический аппарат системы учебников представлен заданиями разного уровня трудности, сочетаниями индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе. Это позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов.
Высокая степень дифференцированных вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.
Психолого-медико-
Психолого-медико-
своевременное (наиболее раннее) выявление таких детей;
выявление причин обусловивших эти трудности (неуспеваемости);
особенности развития ребенка и его здоровья;
динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка специалистами;
принятие адекватных мер для развития и получения образования.
Работа ведется в системе по четырем направлениям:
I. Ранняя
Изучение медицинской карты
Использование единой диагностики:
уровень обучаемости
уровень мышления
уровень развития речи
П. Диагностика уровня развития познавательной деятельности
Выявление ведущего фактора, определяющего трудности обучения (память, восприятие, мышление, внимание)
III. Психолого-педагогический консилиум
Процесс организации деятельности консилиума в следующем:
Учитывать здоровье
Школьную готовность
Индивидуальные особенности развития ребенка
Социальные условия.
Подбираются оптимальные условия:
Образовательные программы
Коррекционно-развивающая работа
Восполнение пробелов обучения
Компенсация недостатка развития
Формирование общих способностей к учению
Коррекция индивидуальных недостатков развития через индивидуальные часы с психологом (регулярность, систематичность, целенаправленность этих занятий в игровой форме)
IV. Наблюдение за динамикой развития детей в процессе обучения
Позволит проверить эффективность принятых мер
Внести своевременные корректировки используемых методов
Посещение уроков учителя, занятий психолога.
В конце года проводится итоговый консилиум по сравнению результатов, наблюдений учителя и диагностических выводов специалистами.
Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)
Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Использование на уроках комплектов учебников по развивающим системам обучения. Формирование и освоение творческих способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей, в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.
Развитие потенциала учащихся с нарушениями устной и письменной речи.
В последнее время отмечается рост учащихся, которые испытывают трудности при обучению чтению и письму. Так как сохраняется значительное количество детей (на момент поступления в школу) с нарушением звукопроизношения, с низко сформированным фонематическим слухом, дети, которые имеют недоразвития лексико-грамматической стороны речи и т.д. Все эти нарушения, как в отдельности, так и в совокупности могут повлиять на формирование грамотного письма и чтения у учащихся. Самый оптимальный период профилактики или коррекции специфических ошибок – это период обучения детей в начальной школе.
В связи с этим разработаны и адаптированы коррекционно-развивающие программы:
«Профилактика и коррекция оптико-пространственной дисграфии и дислексии у младших школьников»;
«Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников»
Автор-составитель: Н.В. Денисович, учитель-логопед муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8», учитель-логопед I квалификационной категории.
Актуальность первой программы продиктована:
большим количеством детей, поступающих в школу, с проблемами в речевом развитии;
в отсутствии специальных программ по данному виду нарушений.
Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений и повышения качества знаний обучающихся.
Предупреждение и преодоление неуспеваемости по русскому языку и чтению у обучающихся младших классов, обусловленной оптико-пространственным недоразвитием;
Создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
Формировать оптико-пространственные представления у младших школьников через умения ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве, через определение пространственных отношений между объектами.
Учить дифференцировать буквы, имеющие оптическое сходство на письме и чтении, соотносить букву со звуком.
Развивать кинестетические и кинетические ощущения у детей.
Развивать речь обучающихся за счет расширения и активизации словаря.
Способствовать устранению структурного и морфологического аграмматизма в письменной речи.
Активизировать познавательные процессы обучающихся.
Актуальность второй программы:
проведение профилактических и коррекционно-развивающих занятий учителями-логопедами с детьми 2-4 классов общеобразовательных учреждений, имеющих специфические нарушения письма и чтения.
Программа может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений и повышения качества знаний обучающихся.
Цель данного курса состоит в оказании учащимся помощи в овладении необходимыми умениями и навыками для успешного обучения по учебной программе и заложение основ успешного продвижения в учебе.
Способствовать формированию необходимых навыков для письма и чтения, которые составляют необходимую предпосылку успешного обучения ребенка в школе.
Развивать речь учащихся за счет расширения и активизации словаря.
Создать базу для успешного овладения орфографическими навыками.
Проводить профилактическую работу разных видов дисграфий и дислексий.
Развивать психические процессы, мелкую моторику, координацию движений и ориентировку в пространстве.
Программа
по профилактике и коррекции речевых нарушений
(устной и письменной речи) у младших школьников
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Диагностическое
Своевременное выявление обучающихся с нарушениями устной и письменной речи.
|
Определение вида, характера, степени тяжести речевых нарушений, особенностей развития познавательной деятельности. |
Индивидуальное обследование устной речи обуч-ся 1-х классов.
Индивидуальное обследование устной и письменной речи вновь прибывших детей (2-4 кл.)
Сбор анамнестических данных индивидуально на каждого пришедшего ребенка с нарушениями речи
Фронтальное динамическое обследование состояния письма (2-4 кл.)
Индивидуальное динамическое обследование состояния чтения (2-4 кл.)
Индивидуальное обследование обуч-ся «группы риска»
Итоговая индивидуальная диагностика обучающихся
|
Первый месяц учебного года
Первый месяц учебного года , в течение года по мере поступления детей
Первый месяц учебного года , в течение года по мере поступления детей
В течение учебного года
В течение учебного года
В течение учебного года
На момент выпуска ребенка из логогруппы |
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед |
Коррекционно-реабилитацион-ное
Осуществление коррекционных и профилактических мероприятий с обучающимися по устранению дефектов звукопроизношения;
фонетико-фонематических недоразвитий;
общего недоразвития речи, в том числе и на фоне двуязычия;
разных форм дисграфии, дислексии |
Отработка необходимых речедвигательных движений для правильного произношения звуков русского языка.
Сформированность речеслухового анализатора (умения слушать, слышать и различать звуки окружающей действительности, звуки русского языка).
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса слов и грамматического строя речи.
Сформированность необходимых умений и навыков для овладения правильным письмом и чтением, восполнение пробелов в знаниях по русскому языку |
Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий
Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий
Проведение подгрупповых и групповых коррекционно-развивающих занятий
Проведение подгрупповых и групповых коррекционно-развивающих занятий |
В течение учебного года
В течение учебного года
В течение учебного года
В течение учебного года |
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
|
Консультативное
Проведение консультаций для родителей по итогам диагностики и проблемам детей в период коррекционной работы.
Проведение консультаций для педагогов по итогам диагностики и проблемам детей в период коррекционной работы
Проведение тематических консультаций для педагогов и родителей обучающихся
|
Обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда и родителей обучающихся и повышение уровня осведомленности родителей о речевых нарушениях и их коррекции
Обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда и педагога и повышение уровня осведомленности педагогов о речевых нарушениях и их коррекции
Пропаганда логопедических знаний среди субъектов образовательного процесса |
Индивидуальные консультации
Индивидуальные консультации
Подгрупповые и групповые консультации: родительские собрания, круглый стол, метод.объединение учителей нач.классов лектории, семинары-прктикумы и др. |
В течение учебного года
В течение учебного года
Зависит от учебного плана образовательного учреждения (1 раз в четверть) |
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед и другие субъекты образовательного процесса |
Этапы реализации коррекционной программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-
Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).
Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.