Проективные методики в работе психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы применения проективных методик в психологическом исследовании личности связано с возрастающей потребностью в их широком использовании во многих областях психологической практики. Однако не всегда их применение оправдано задачами конкретного исследования, а получаемые результаты интерпретируются в категориях, адекватных представлениям о личности, сложившимся в отечественной психологии. Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы и практическое применение проективного метода
1.1.История развития проективных методик ………………………………….5
1.2. Обоснование и классификация проективных методик……………...……9
1.3 Проблема надёжности и валидности проективных методик и их практического применения. . . . . . ……………..……………………….….. .. 13
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических возможностей применения проективных методик в изучении личности. . . . . . . . …. . 28
2.1. Организация исследования………………………………………………..20
2.2.Ход исследования………………………………………………………….21
2.3.Обработка результатов……………………………………………………22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . .27

Вложенные файлы: 1 файл

проектив. методики в работе психолога.rtf

— 314.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических возможностей применения проективных методик в изучении личности

2.1. Организация исследования

В нашем исследовании примали участие 5 человек - студенты гуманитарного института.

Цель данного исследования - доказать эффективность и целесообразность применения проективных методик на примере теста С. Деллингера.

Предмет исследования - оценка эффективности психогеометрического теста С. Деллингер.

Задачи исследования:

- провести эмпирическое исследование личности студентов психогеаметрическим тестом;

-   выявить основные черты личности путём наблюдения;

-   сравнить полученные результаты;

-   сделать соответствующие выводы.

Гипотеза исследования: точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%.

 

2.2. Ход исследования

   Исследование состоит из трёх частей:

Проведение теста С. Деллингера;

Выявление особенностей лисности с помощью наблюдения;

Сравнение полученных результатов.

Сначала испытуемые выбрали ту геометрическую фигуру, которую они отождествляют с собственным «Я», а остальные расположили по ранжиру убывания привлекательности.

Результаты теста были сведены в общую таблицу.

Таблица 1. Результаты психогеометрического теста С. Деллингер

Сергей

Ольга

Виктор

Ирина

Дарья

Квадрат

Треугольник

Квадрат

Круг

Зигзаг

Круг

Зигзаг

Треугольник

Прямоугольник

Круг

Треугольник

Прямоугольник

Круг

Зигзаг

Квадрат

Зигзаг

Квадрат

Прямоугольник

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Круг

Зигзаг

Треугольник

Прямоугольник


 

Первая фигура отражает психологическую сущность человека, последняя - тип личности, с которым человеку сложнее всего взаимодействовать. Итоговая таблица суммирует все данные, полученные в ходе исследования,  позволяют сделать выводы о целесообразности применения психогеометрического теста Деллингер на практике.

Также проводилось наблюдение за испытуемыми, результаты которого приведены также в таблице 2.

 

 

2.3. Анализ результатов эксперимента и сверка их с наблюдаемыми показателями

 

Таблица 2. Итоговые результаты наблюдения и тестирования.

   

Сергей

Ольга

Виктор

Ирина

Дарья

Психологический портрет согласно наблюдению

Коммуникабельность, дипломатичность, эмоциональная устойчивость, социальная зрелость, предпочтение стратегии сотрудничества или компромисса при разрешении конфликтных ситуаций, ответственность, серьезность, пунктуальность, умение настоять на своем мнении или решении при необходимости. Излишняя терпеливость и способность к сопереживанию окружающим.

Излишняя самонадеянность, уверенность в себе, категоричность и вспылчивость. Нежелание идти на компромисс и признавать собственные ошибки. Энергичность и деятельность, работоспособность, способность пойти на риск.

Организованность и аккуратность, скурпулезность и точность в работе, внимательность к деталям, педантичность, терпеливость, трудолюбие, профессионализм. Аналитический тип мышления. Сухость в общении, упрямство и мелочность.

Общительность, доброжелательность, отзывчивость и неконфликтность. Трудности с принятием решений, неспособность отстоять свою точку зрения.

Творческое мышление, энтузиазм и инициативность. Генерирование новых идей и нестандартных подходов. Стремление защитить свою точку зрения, готовность принять чужую позицию при убедительной аргументации. Желание браться за несколько дел одновременно, непоследовательность в принятии решений, непунктуальность.

Психологический портрет согласно тестированию

Организованность, пунктуальность аккуратность, приверженность правилам и нормам, аналитичность и рациональность мышления, внимательность к деталям, ориентация на точную информацию, осторожность, благоразумие, практичность и экономность, настойчивость, твердость решений, трудолюбие терпеливость, профессиональная грамотность, педантичность, дотошность, мелочность, «трудоголизм», упрямство, консерватизм, недипломатичность, сухость и холодность в общении.

Стремление к лидерству и власти, честолюбие, прагматизм, уверенность в себе, решительность и склонность к риску, энергичность, работоспособность, общительность, остроумие, динамизм, эгоистичность, категоричность, нетерпеливость, хитрость, самонадеянность.

Организованность, пунктуальность аккуратность, приверженность правилам и нормам, аналитичность и рациональность мышления, внимательность к деталям, ориентация на точную информацию, осторожность, благоразумие, практичность и экономность, настойчивость, твердость решений, трудолюбие терпеливость, профессиональная грамотность, педантичность, мелочность, «трудоголизм», упрямство, консерватизм, недипломатичность, сухость и холодность в общении.

Высокая общительность, доброжелательность, щедрость, эмпатичность, интуиция, уступчивость, доверчивость, эмоциональная чувствительность, конформность, нерешительность, сентиментальность.

Тяга к новому и всякого рода изменениям, креативность, интуиция, мечтательность, устремленность в будущее, бунтарство, энтузиазм, непосредственность, импульсивность, непрактичность, разбросанность, непостоянство настроения, недисциплинированность, стремление быть «душой компании», остроумие, безалаберность.


 

Анализ результатов эксперимента и сверка их с наблюдаемыми показателями доказали, что психогеометрический тест Деллингер почти со 100% точностью определяет основные черты характера испытуемого. Психологические портреты студентов, созданные на основе наблюдения и тестирования, практически идентичны, за исключением некоторых незначительных различий. В любом случае, проведенное исследование подтверждает практическую ценность психогеометрического теста С. Деллингер.  

Заключение

 

Подводя итоги, можно сказать, что исследование личности путём психогеометрического теста С. Деллингер позволяет быстро и точно нарисовать психологический портрет испытуемого, узнать, какие черты его характера являются доминирующими, а какие - второстепенными.

Среди проективных методик данная - проста в использовании и может применяться в самых различных направлениях, начиная от психологического консультирования и заканчивая приёмом кандидата на должность.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту, психогеометрический тест является достаточно информативным и надёжным инструментом. Исследования ряда психологов показали, что почти все результаты сравнительного анализа подтверждают психологические характеристики геометрических форм личности. Причём, точность диагностики достигает 85%, что подтверждает гипотезу данной работы.

Таким образом, к несомненным достоинствам психогеометрического теста можно отнести:

компактность и экономичность (процесс диагностики занимает мало времени, не требует специального оборудования и расходных материалов);

доступность (инструкцию способен понять любой человек);

простоту (возможно проведение тестирования неспециалистом);

удобство для группового исследования;

возможность применения полученной информации при решении множества задач.

 

 

 

Список использованных источников

 

Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. - Спб: издательство Михайлова В.А., 1999. - 89с.

Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетический рисунок/пер. с англ. - М.: Смысл, 2000. - 146 с.

Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. - Спб.: Речь, 2006. - 444с.

Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию. -- Киев: Ника-Центр, 1997. -- 128 с.

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - Спб.: Питер, 2002. - 352с.

Гильбух Ю.З. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов. - «Вопросы психологии», 1978, №5.

Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - Спб.: Питер, 2001. - 560с.

Козача В.В., Гарбер Е.И. Психогеометрическое тестирование (теоретический и практический аспекты) - Самара, 2002.

Козубовский В.М. Общая психология: личность. - Мн.: Амалфея, 2005. - 448 с.

Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. - М.: институт практической психологии, 1996. - 384с.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: уче5бное пособие для студ.психол. фак. Вузов. - М.: Академия, 2002. - 272с.

Проективная психология / Пер. с англ. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 528с.

Прошанский Г.М. «Классификация проективных методов» из кн. Проективная психология. - М.: 2000. - 258с.

Психодиагностика: Теория и практика. / Пер. с нем. Под ред. Н.Ф. Талызиной. - М.: Прогресс, 1986. - 532с.

Ричард С. Лазарус «Неопределённость и однозначность в проективных методиках» из кн. Проективная психология, - М., 2000. - 258с.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Аст-Пресс, 1995. - 321 с.

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1987

Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 703 с.

Якиманская И.С. Методология и диагностика в психологическом исследовании. - Оренбург.: ОГПУ, 2001. - 43с.

 

 

1 Бернс Р.С., Кауфман С.Х.Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетический рисунок/ пер. с англ. - М.: Смысл, 2000. - 146 с.

 

 

 

 


Информация о работе Проективные методики в работе психолога