Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:06, курсовая работа
Актуальность проблемы применения проективных методик в психологическом исследовании личности связано с возрастающей потребностью в их широком использовании во многих областях психологической практики. Однако не всегда их применение оправдано задачами конкретного исследования, а получаемые результаты интерпретируются в категориях, адекватных представлениям о личности, сложившимся в отечественной психологии. Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы и практическое применение проективного метода
1.1.История развития проективных методик ………………………………….5
1.2. Обоснование и классификация проективных методик……………...……9
1.3 Проблема надёжности и валидности проективных методик и их практического применения. . . . . . ……………..……………………….….. .. 13
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических возможностей применения проективных методик в изучении личности. . . . . . . . …. . 28
2.1. Организация исследования………………………………………………..20
2.2.Ход исследования………………………………………………………….21
2.3.Обработка результатов……………………………………………………22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . .27
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических возможностей применения проективных методик в изучении личности
2.1. Организация исследования
В нашем исследовании примали участие 5 человек - студенты гуманитарного института.
Цель данного исследования - доказать эффективность и целесообразность применения проективных методик на примере теста С. Деллингера.
Предмет исследования - оценка эффективности психогеометрического теста С. Деллингер.
Задачи исследования:
- провести эмпирическое исследование личности студентов психогеаметрическим тестом;
- выявить основные черты личности путём наблюдения;
- сравнить полученные результаты;
- сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования: точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%.
Исследование состоит из трёх частей:
Проведение теста С. Деллингера;
Выявление особенностей лисности с помощью наблюдения;
Сравнение полученных результатов.
Сначала испытуемые выбрали ту геометрическую фигуру, которую они отождествляют с собственным «Я», а остальные расположили по ранжиру убывания привлекательности.
Результаты теста были сведены в общую таблицу.
Таблица 1. Результаты психогеометрического теста С. Деллингер
Сергей |
Ольга |
Виктор |
Ирина |
Дарья |
Квадрат |
Треугольник |
Квадрат |
Круг |
Зигзаг |
Круг |
Зигзаг |
Треугольник |
Прямоугольник |
Круг |
Треугольник |
Прямоугольник |
Круг |
Зигзаг |
Квадрат |
Зигзаг |
Квадрат |
Прямоугольник |
Квадрат |
Треугольник |
Прямоугольник |
Круг |
Зигзаг |
Треугольник |
Прямоугольник |
Первая фигура отражает психологическую сущность человека, последняя - тип личности, с которым человеку сложнее всего взаимодействовать. Итоговая таблица суммирует все данные, полученные в ходе исследования, позволяют сделать выводы о целесообразности применения психогеометрического теста Деллингер на практике.
Также проводилось наблюдение за испытуемыми, результаты которого приведены также в таблице 2.
2.3. Анализ результатов эксперимента и сверка их с наблюдаемыми показателями
Таблица 2. Итоговые результаты наблюдения и тестирования.
Сергей |
Ольга |
Виктор |
Ирина |
Дарья | |
Психологический портрет согласно наблюдению |
Коммуникабельность, дипломатичность, эмоциональная устойчивость, социальная зрелость, предпочтение стратегии сотрудничества или компромисса при разрешении конфликтных ситуаций, ответственность, серьезность, пунктуальность, умение настоять на своем мнении или решении при необходимости. Излишняя терпеливость и способность к сопереживанию окружающим. |
Излишняя самонадеянность, уверенность в себе, категоричность и вспылчивость. Нежелание идти на компромисс и признавать собственные ошибки. Энергичность и деятельность, работоспособность, способность пойти на риск. |
Организованность и аккуратность, скурпулезность и точность в работе, внимательность к деталям, педантичность, терпеливость, трудолюбие, профессионализм. Аналитический тип мышления. Сухость в общении, упрямство и мелочность. |
Общительность, доброжелательность, отзывчивость и неконфликтность. Трудности с принятием решений, неспособность отстоять свою точку зрения. |
Творческое мышление, энтузиазм и инициативность. Генерирование новых идей и нестандартных подходов. Стремление защитить свою точку зрения, готовность принять чужую позицию при убедительной аргументации. Желание браться за несколько дел одновременно, непоследовательность в принятии решений, непунктуальность. |
Психологический портрет согласно тестированию |
Организованность, пунктуальность аккуратность, приверженность правилам и нормам, аналитичность и рациональность мышления, внимательность к деталям, ориентация на точную информацию, осторожность, благоразумие, практичность и экономность, настойчивость, твердость решений, трудолюбие терпеливость, профессиональная грамотность, педантичность, дотошность, мелочность, «трудоголизм», упрямство, консерватизм, недипломатичность, сухость и холодность в общении. |
Стремление к лидерству и власти, честолюбие, прагматизм, уверенность в себе, решительность и склонность к риску, энергичность, работоспособность, общительность, остроумие, динамизм, эгоистичность, категоричность, нетерпеливость, хитрость, самонадеянность. |
Организованность, пунктуальность аккуратность, приверженность правилам и нормам, аналитичность и рациональность мышления, внимательность к деталям, ориентация на точную информацию, осторожность, благоразумие, практичность и экономность, настойчивость, твердость решений, трудолюбие терпеливость, профессиональная грамотность, педантичность, мелочность, «трудоголизм», упрямство, консерватизм, недипломатичность, сухость и холодность в общении. |
Высокая общительность, доброжелательность, щедрость, эмпатичность, интуиция, уступчивость, доверчивость, эмоциональная чувствительность, конформность, нерешительность, сентиментальность. |
Тяга к новому и всякого рода изменениям, креативность, интуиция, мечтательность, устремленность в будущее, бунтарство, энтузиазм, непосредственность, импульсивность, непрактичность, разбросанность, непостоянство настроения, недисциплинированность, стремление быть «душой компании», остроумие, безалаберность. |
Анализ результатов эксперимента
и сверка их с наблюдаемыми показателями
доказали, что психогеометрический тест
Деллингер почти со 100% точностью определяет
основные черты характера испытуемого.
Психологические портреты студентов,
созданные на основе наблюдения и тестирования,
практически идентичны, за исключением
некоторых незначительных различий. В
любом случае, проведенное исследование
подтверждает практическую ценность психогеометрического
теста С. Деллингер.
Подводя итоги, можно сказать, что исследование личности путём психогеометрического теста С. Деллингер позволяет быстро и точно нарисовать психологический портрет испытуемого, узнать, какие черты его характера являются доминирующими, а какие - второстепенными.
Среди проективных методик данная - проста в использовании и может применяться в самых различных направлениях, начиная от психологического консультирования и заканчивая приёмом кандидата на должность.
Однако, несмотря на кажущуюся простоту, психогеометрический тест является достаточно информативным и надёжным инструментом. Исследования ряда психологов показали, что почти все результаты сравнительного анализа подтверждают психологические характеристики геометрических форм личности. Причём, точность диагностики достигает 85%, что подтверждает гипотезу данной работы.
Таким образом, к несомненным достоинствам психогеометрического теста можно отнести:
компактность и экономичность (процесс диагностики занимает мало времени, не требует специального оборудования и расходных материалов);
доступность (инструкцию способен понять любой человек);
простоту (возможно проведение тестирования неспециалистом);
удобство для группового исследования;
возможность применения полученной информации при решении множества задач.
Список использованных источников
Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. - Спб: издательство Михайлова В.А., 1999. - 89с.
Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетический рисунок/пер. с англ. - М.: Смысл, 2000. - 146 с.
Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. - Спб.: Речь, 2006. - 444с.
Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию. -- Киев: Ника-Центр, 1997. -- 128 с.
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - Спб.: Питер, 2002. - 352с.
Гильбух Ю.З. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов. - «Вопросы психологии», 1978, №5.
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - Спб.: Питер, 2001. - 560с.
Козача В.В., Гарбер Е.И. Психогеометрическое тестирование (теоретический и практический аспекты) - Самара, 2002.
Козубовский В.М. Общая психология: личность. - Мн.: Амалфея, 2005. - 448 с.
Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. - М.: институт практической психологии, 1996. - 384с.
Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: уче5бное пособие для студ.психол. фак. Вузов. - М.: Академия, 2002. - 272с.
Проективная психология / Пер. с англ. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 528с.
Прошанский Г.М. «Классификация проективных методов» из кн. Проективная психология. - М.: 2000. - 258с.
Психодиагностика: Теория и практика. / Пер. с нем. Под ред. Н.Ф. Талызиной. - М.: Прогресс, 1986. - 532с.
Ричард С. Лазарус «Неопределённость и однозначность в проективных методиках» из кн. Проективная психология, - М., 2000. - 258с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Аст-Пресс, 1995. - 321 с.
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1987
Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 703 с.
Якиманская И.С. Методология и диагностика в психологическом исследовании. - Оренбург.: ОГПУ, 2001. - 43с.
1 Бернс Р.С., Кауфман С.Х.Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетический рисунок/ пер. с англ. - М.: Смысл, 2000. - 146 с.