Происхождение и развитие психики. Сознание как высший уровень развития психики. Самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 11:29, лекция

Краткое описание

План нашего занятия таков:
Психика, развитие, функции
Сознание как высший уровень развития психики
Структура самосознания
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики.

Вложенные файлы: 1 файл

лекция !!!1.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 1.

 

Происхождение и развитие психики. Сознание как высший уровень развития психики. Самосознание.

План нашего занятия таков:

    1. Психика, развитие, функции
    2. Сознание как высший уровень развития психики
    3. Структура самосознания

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики.

Характеристики психики:

  • психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Другими словами появляется на поздних этапах эволюции. (Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.)
  • способности отражать объективный мир. Как вы считаете, что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. (В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.)
  • получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, т.е. психика проявляется во взаимодействии с окружающим миром

Живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды. Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств

Основные источники развития психики у животных:

    1. Это усложнение форм поведения или форм двигательной активности.
    2. Это усложнение среды обитания

Объективным критерием психики  является способность живых организмов реагировать на биологически нейтральный раздражитель.

 

??НУЖНО  ЛИ?????

Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. ???

Существует две формы реакций на внешние воздействия:

  • Раздражимость – свойство живых существ реагировать на билогически значимые раздражители. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» — вынужденное движение.
  • Чувствительность – реакция живого организма не только на биологически важные раздражитель, но и на нейтральные биологически важные раздражители. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. И. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

Вопрос: скажите чем отличается чувст-ть от раздр-ти ?

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные

 

Основная роль психики: АДАПТИВНАЯ – на определенном этапе эволюции  животным было недостаточно имеющейся у них форм адаптации. Т.е. психика возникла как естественный и закономерный процесс эволюции. Психика позволяет адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

 

Функции психического отражения

      1. Ориентировочная
      2. Сигнальная

Стадии развития психики

Таблицу на доске нарисовать. Стадии, Формы псих. отражения формы поведения,особе-ти активности Ж., виды животных 

 

Виды животных вам необходимо заполнить самим.

 

 

      1. Сенсорная
      2. Перцептивная
      3. Интеллектуальная

 

Стадии психики

Форма псих отражения

Формы поведения

Особ-ти активности животного

Представители

1.сенсорная

Ощущение – отражение св-в предметов

Инстиннкты — врожденные формы реагирования на определенные условия среды

– направлена на отражение конкретного свойства предмета или среды

простейшие

2перцептивная

Восприятие- это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств

Инстинкты + Навыки — формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных

деятельность, которая состоит из цепочки действий.

Птицы. Млекопит.

3мышления

Мышление- это отражение предметов и явлений окружающей среды

Интеллектуальное поведение — сложные  формы поведения, отражающие межпредметные связи

деятельность, при помощи проб и ошибок.

Обезьяны. Приматы.дельфины


 

Появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного тина приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведения.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. (Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу.)

Мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

 

В чем состоят функции психики?

(Кажется, что ответ на данный вопрос очень прост. Однако ни в одном учебнике психологии вы не найдете на него прямого ответа, потому что па самом деле это один из самых сложных вопросов среди изучаемых современной психологией.)

Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды (рис 3.1). С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Нарисовать на доске:

Рис. 3.1. Основные функции психики

 

Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа.

2.Сознание как  высший уровень развития психики:           

[Немов] Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы.

[Маклаков] Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу, принципиально отличающаяся от психики животных.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности.

Основной фактор сознания человека – социальные отношения (с другими представителями своего вида) взаимодействие человека в процессе совместной трудовой деятельности.

(В психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой.)

  А.Н. Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл.

Чувственная ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т. д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, другими словами, мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта.

Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт.

Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл – это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями.

Чувственная ткань образа, значения и смысл находятся в тесном взаимодействии, взаимно обогащая друг друга, образуют единую ткань сознания личности.

Основные предпосылки возникновения сознания:

  1. Биологические предпосылки.
    • Развитие человеческого мозга (коры больших полушарий). Развитие НС привело к тому, что начали развиваться органы чувств. У человека зрение – ведущий орган чувств.
    • Вертикальное положение ьела. Привело к увеличению кругозора у человека, освобождается рука. Большой палец отодвигается.
    • Стадный образ жизни.
  1. Социальные предпосылки.
    • Речь и язык
    • Коллективная деятельность

Главное социальное условие возникновения сознания – совместное продуктивное, опосредованное речью, орудийная деятельность людей.

Характеристики сознания:

    1. Ощущение человеком познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
    2. Мысленное представление и воображение действительности. Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Информация о работе Происхождение и развитие психики. Сознание как высший уровень развития психики. Самосознание