Профессиональное выгорание медицинской сестры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 15:44, реферат

Краткое описание

В современном обществе меняется отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями. Быстро меняются запросы рынка труда. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий - медицинских работников, учителей, учёных. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, наркотики и др.). Всё это является симптомами синдрома эмоционального выгорания.

Содержание

Введение. 3
Определение понятия «эмоционального выгорания» 4
Причины 5
Факторы, приводящие к эмоциональному выгоранию 6
Диагностика 7
Стадии эмоционального выгорания. 10
Эмоциональное выгораниеу медицинских работников. 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

профессиональное выгорание медсестры.docx

— 30.14 Кб (Скачать файл)

Выделяют три типа медицинских  сестер, которым угрожает эмоциональное выгорание: 1-й - "педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); 2-й - "демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы; 3-й - "эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

При обследовании медицинских  сестер психиатрических отделений  установлено, что эмоциональное выгорание проявляется у них неадекватным реагированием на пациентов и своих коллег, отсутствием эмоциональной вовлеченности, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.

Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития эмоционального выгорания. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интраверсии имеют определенное значение в формировании выгорания. В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы "резистенции". Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь, обезличивающее мышление. Также достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств (фаза "напряжение"), что проявляется ощущением физических и психологических перегрузок, напряжения на работе, наличием конфликтов с руководством, коллегами, пациентами.

Подвержены формированию эмоциональному выгоранию и другие категории медицинских работников, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях. Сотрудники "тяжелых" отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. А в результате постепенно формирующегося СЭВ возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.

 

Заключение

 

Эмоциональное «выгорание»  инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности  педагога и специфические особенности  профессиональной деятельности эмоционального характера. Проведя обзор факторов, влияющих на развитие выгорания, мы можем  прийти к выводу, что многочисленные исследования данных факторов не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого  явления. Какова его основная причина  – личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с людьми или факторы рабочей  среды? Решение данных проблем особенно важно, прежде всего, для разработки мер по предупреждению «выгорания».

Надо отметить, что эмоциональное  «выгорание» – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть  себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке  и внимании, а не конфронтации и  обвинении.

 

Список  использованной литературы

1. Водопьянова Н.Е. Синдром  «психического выгорания» в коммуникативных  профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000.

2. Водопьянова Н.Е., Серебрякова  А.Б., Старченкова Е.С. Синдром профессионального выгорания в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. 1997. Вып. 2. Серия 6. № 13. С. 83-91.

3. Никифоров Г.С. Здоровье  как системное понятие // Психология  здоров’я / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб 2000.

4. Орел В.Е. Феномен  «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и  перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1.

5. Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб: Речь, 2006. – 480 с.


Информация о работе Профессиональное выгорание медицинской сестры