Профессиональное личностное самоопределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:26, реферат

Краткое описание

В настоящее время социально-экономическая ситуация становится все динамичнее. Кардинально изменился рынок труда. Появился новый вид бизнеса, ориентированный на поиск и отбор высококвалифицированных специалистов. Интенсивное развитие экономики обусловило необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников.

Содержание

Введение
1.1 Сущность профессионального самоопределения
1.2 Стадии становления личности
1.3 Конфликты профессионального самоопределения
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсач заготовки).docx

— 34.20 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТИВНО-ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

По дисциплине: ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ

На тему: Профессиональное личностное самоопределение

Москва 2012 год

 

Содержание

Введение

1.1 Сущность профессионального  самоопределения

1.2 Стадии становления  личности

1.3 Конфликты профессионального  самоопределения

Заключение

Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

профессиональный самоопределение личность

В настоящее время социально-экономическая  ситуация становится все динамичнее. Кардинально изменился рынок  труда. Появился новый вид бизнеса, ориентированный на поиск и отбор  высококвалифицированных специалистов. Интенсивное развитие экономики  обусловило необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспособности  работников. Эти изменения неизбежно  породили массу проблем профессиональной жизни человека, и вполне естественно, что в прикладной психологии оформилась новая отрасль - психология профессий, или профпсихология.

Ее содержанием являются описание и анализ профессионального  поведения человека и его профессиональной биографии, а также развития личности с начала формирования профессиональных намерений до ухода из профессиональной жизни.

Системообразующим фактором психологии профессий является взаимодействие личности с профессией: выбор, качество освоения, психологическое содержание деятельности, восхождение к вершинам профессионализма, преодоление профессиональных деструкции (кризисов, конфликтов, деформаций, профессионального старения), а также психологическое сопровождение профессионального становления.

Потребности людей в психологической  поддержке при профессиональном самоопределении, преодолении трудностей профессиональной жизни, профадаптации, реориентации безработных, профессиональной реабилитации лиц с ограниченными психофизиологическими возможностями, потере трудоспособности и уходе на пенсию настоятельно требуют подготовки психологов, способных решать эти социально-, профессионально- и личностно- значимые проблемы.

 

1.1 Сущность профессионального  самоопределения

Важнейшим критерием осознания  и продуктивности профессионального  становления личности является ее способность  находить личностный смысл в профессиональном, труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается. Значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы.

Можно констатировать, что  перед личностью постоянно возникают  проблемы, требующие от нее определения  своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных  профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или  ее смене, уточнения и коррекции  карьеры, решения других профессионально  обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведении объясняют понятием профессиональное самоопределение. Естественно, что такое сложное психологическое явление не могло получить «единственно правильное» объяснение в психологической науке.

Чтобы определить собственную  позицию, проанализируем высказывания, положения исследователей, в той  или иной мере рассматривающих эту  проблему. Быть может, будет достаточно остановиться на том понимании, которое  в наибольшей степени согласуется  с нашей концепцией профессионального  становления.

А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление»

П.Г. Щедровицкий рассматривает  самоопределение как способность  человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность.

Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его «...как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей»  чего-то полезного, сообщества профессионалов».

Весьма ценной для предмета рассмотрения - профессионального самоопределения - является мысль Е.А. Климова о  том, что выбор профессии, кажущийся  подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле  «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».

У личности в предшествующие годы развития сложилось определенное отношение к различным областям труда, представление о многих профессиях и самооценка своих возможностей, ориентировка в социально-экономической  ситуации, представление о «запасных  вариантах» выбора профессии и многое другое, что характеризует состояние  внутренней готовности к очередному профессиональному самоопределению.

Обобщая логику рассуждений  Е.А. Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение  не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается  завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно  продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.

Обсуждаемая проблема как  психолого-педагогическое обоснование  целостного подхода к подготовке учащейся молодежи к выбору профессии  исследуется в Институте профессионального  самоопределения молодежи Российской академии образования. В предложенной специалистами института концепции  профессиональное самоопределение  анализируется во взаимосвязи различных сторон его проявления: формирования профессиональной карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных

возможностей, области личностной самореализации, а также реально-практического, действенного отношения личности к  системе социокультурных и профессиональных факторов ее бытия и саморазвития.

Несомненным достоинством этой концепции является системный подход при анализе профессионального  самоопределения, однако ограничение  проблемы исследования лишь возрастом  ранней юности существенно обедняет эвристические возможности концепции.

Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом  глубокого исследования Н.С. Пряжникова. На его концептуальных подходах, во многом совпадающих с нашими позициями, мы остановимся подробнее.

Обобщая проведенный анализ профессионального становления  личности, выделим основные моменты  этого процесса:

1. Профессиональное самоопределение  - это избирательное отношение  индивида к миру профессий  в целом и к конкретной выбранной  профессии.

2. Ядром профессионального  самоопределения является осознанный  выбор профессии с учетом своих  особенностей и возможностей, требований  профессиональной деятельности  и социально- экономических условий.

3. Профессиональное самоопределение  осуществляется в течение всей  профессиональной жизни: личность  постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

4. Актуализация профессионального  самоопределения личности инициируется  разного рода событиями, такими  как окончание общеобразовательной  школы, профессионального учебного  заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

5. Профессиональное самоопределение  является важной характеристикой  социально-психологической зрелости  личности, ее потребности в самореализации  и самоактуализации.

Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения.

Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:

1. Осознание ценности  общественно-полезного труда и  необходимости профессиональной  подготовки (ценностно-нравственная  основа самоопределения) .

2. Ориентировка в социально-экономической  ситуации и прогнозирование престижности  выбираемого труда.

3. Общая ориентировка  в мире профессионального труда  и выделение профессиональной  цели - мечты.

4. Определение ближних  профессиональных целей как этапов  и путей к дальней цели.

5. Информирование о профессиях  и специальностях, соответствующих  профессиональных учебных заведениях  и местах трудоустройства.

6. Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных  целей, а также знание своих  достоинств, способствующих реализации  намеченных планов и перспектив.

7. Наличие системы резервных  вариантов выбора на случай  неудачи по основному варианту  самоопределения.

8. Начало практической  реализации личной профессиональной  перспективы и постоянная корректировка  намеченных планов по принципу  обратной связи.

Анализируя потенциальные  возможности самореализации личности, Н.С. Пряжников предлагает семь типов ее самоопределения:

1. Самоопределение в конкретной  трудовой функции. Для этого  типа самоопределения характерна  реализация себя в рамках выполняемой  деятельности. Работник находит  смысл своей деятельности в  качественном выполнении отдельных  трудовых функций или операций (например, при работе на конвейере). Свобода выбора и диапазон  действий человека минимальны. Для многих работников такой однообразный и монотонный труд почти невыносим. Поэтому организаторы производства стараются обогатить такой труд дополнительными функциями за счет смены характера выполняемых операций, усиливают кооперативное начало в деятельности, расширяя тем самым возможности самореализации работников. Вместе с тем следует отметить, что некоторые люди получают удовлетворение от такого однообразного труда.

2. Самоопределение на  конкретном трудовом посту предполагает  выполнение довольно многообразных  функций (например, труд токаря). Трудовой пост характеризуется  определенными правами и производственными  заданиями, ограниченной производственной  средой, включающей средства труда.  Возможность самореализации в  рамках выполняемой деятельности  значительно выше, чем в первом  случае. Смена конкретного трудового  поста негативно сказывается  на качестве и производительности  труда и вызывает неудовлетворенность  работника.

3. Самоопределение на  уровне конкретной специальности  предполагает сравнительно безболезненную  смену различных трудовых постов  и в этом смысле расширяет  возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта  легко управляет любыми видами  автомобилей.

4. Самоопределение в конкретной  профессии предполагает, что работник  способен выполнять близкие смежные  виды трудовой деятельности. Как  известно, профессия объединяет  группу родственных специальностей. Поэтому по сравнению с предыдущим  типом самоопределения работник  выбирает уже специальности, а  не только трудовые посты.

5. Следующий тип - жизненное  самоопределение, к которому помимо  профессиональной деятельности  относятся учеба, досуг, вынужденная  безработица и др. По сути, речь  идет о выборе образа жизни  человека. Следует отметить, что  немало людей видят смысл своей  жизни во внепрофессиональной деятельности. Жизненное самоопределение предполагает не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и выбор стиля жизни и самого образа жизни.

В этом случае профессия  может стать средством реализации определенного образа жизни.

6. Более сложный тип  - личностное самоопределение, рассматриваемое  как высшее проявление жизненного  самоопределения, когда человек  становится хозяином ситуации  и всей своей жизни.

Личность в этом случае как бы приподнимается и над профессией, и над социальными ролями и  стереотипами. Человек не просто овладевает социальной ролью, а создает новые  роли и в каком-то смысле даже занимается социально-психологическим нормотворчеством, когда окружающие люди говорят о  нем не как о хорошем инженере, враче, педагоге, а просто как об уважаемом человеке - уникальной и  неповторимой личности. Можно сказать, что личностное самоопределение - это  нахождение самобытного «образа  Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.

7. Наконец, самый сложный  тип - самоопределение личности  в культуре (как высшее проявление  личностного самоопределения). Здесь  обязательно обнаруживается внутренняя  активность, направленная на «продолжение  себя в других людях», что в  каком-то смысле позволяет говорить  о социальном бессмертии человека. Высший тип самоопределения проявляется  в значительном вкладе личности в развитие культуры, понимаемой в самом широком смысле (производство, искусство, наука, религия и др.).

В каждом из представленных выше типов самоопределения автор  условно выделяет пять уровней самореализации человека (критерий выделения уровней - внутреннее принятие человеком данной деятельности и степень творческого  отношения к ней):

1) агрессивное неприятие  выполняемой деятельности (деструктивный  уровень);

2) стремление мирно избежать  данной деятельности;

Информация о работе Профессиональное личностное самоопределение