Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:26, реферат
В настоящее время социально-экономическая ситуация становится все динамичнее. Кардинально изменился рынок труда. Появился новый вид бизнеса, ориентированный на поиск и отбор высококвалифицированных специалистов. Интенсивное развитие экономики обусловило необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников.
Введение
1.1 Сущность профессионального самоопределения
1.2 Стадии становления личности
1.3 Конфликты профессионального самоопределения
Заключение
Литература
РЕФЕРАТИВНО-ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
По дисциплине: ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ
На тему: Профессиональное личностное самоопределение
Москва 2012 год
Содержание
Введение
1.1 Сущность профессионального самоопределения
1.2 Стадии становления личности
1.3 Конфликты профессионального самоопределения
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
профессиональный самоопределение личность
В настоящее время социально-
Ее содержанием являются описание и анализ профессионального поведения человека и его профессиональной биографии, а также развития личности с начала формирования профессиональных намерений до ухода из профессиональной жизни.
Системообразующим фактором психологии профессий является взаимодействие личности с профессией: выбор, качество освоения, психологическое содержание деятельности, восхождение к вершинам профессионализма, преодоление профессиональных деструкции (кризисов, конфликтов, деформаций, профессионального старения), а также психологическое сопровождение профессионального становления.
Потребности людей в психологической поддержке при профессиональном самоопределении, преодолении трудностей профессиональной жизни, профадаптации, реориентации безработных, профессиональной реабилитации лиц с ограниченными психофизиологическими возможностями, потере трудоспособности и уходе на пенсию настоятельно требуют подготовки психологов, способных решать эти социально-, профессионально- и личностно- значимые проблемы.
1.1 Сущность профессионального самоопределения
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном, труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается. Значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы.
Можно констатировать, что
перед личностью постоянно
Чтобы определить собственную позицию, проанализируем высказывания, положения исследователей, в той или иной мере рассматривающих эту проблему. Быть может, будет достаточно остановиться на том понимании, которое в наибольшей степени согласуется с нашей концепцией профессионального становления.
А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление»
П.Г. Щедровицкий рассматривает
самоопределение как
Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его «...как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов».
Весьма ценной для предмета
рассмотрения - профессионального
У личности в предшествующие
годы развития сложилось определенное
отношение к различным областям
труда, представление о многих профессиях
и самооценка своих возможностей,
ориентировка в социально-экономической
ситуации, представление о «запасных
вариантах» выбора профессии и многое
другое, что характеризует состояние
внутренней готовности к очередному
профессиональному
Обобщая логику рассуждений Е.А. Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.
Обсуждаемая проблема как
психолого-педагогическое обоснование
целостного подхода к подготовке
учащейся молодежи к выбору профессии
исследуется в Институте
возможностей, области личностной самореализации, а также реально-практического, действенного отношения личности к системе социокультурных и профессиональных факторов ее бытия и саморазвития.
Несомненным достоинством этой
концепции является системный подход
при анализе профессионального
самоопределения, однако ограничение
проблемы исследования лишь возрастом
ранней юности существенно обедняет
эвристические возможности
Профессиональное и личностное
самоопределение стало
Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса:
1. Профессиональное
2. Ядром профессионального
самоопределения является
3. Профессиональное
4. Актуализация
5. Профессиональное
Содержательно-процессуальная
модель профессионального
Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:
1. Осознание ценности
общественно-полезного труда и
необходимости
2. Ориентировка в социально-
3. Общая ориентировка
в мире профессионального
4. Определение ближних
профессиональных целей как
5. Информирование о профессиях
и специальностях, соответствующих
профессиональных учебных
6. Представление о препятствиях,
осложняющих достижение
7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
8. Начало практической
реализации личной
Анализируя потенциальные возможности самореализации личности, Н.С. Пряжников предлагает семь типов ее самоопределения:
1. Самоопределение в конкретной
трудовой функции. Для этого
типа самоопределения
2. Самоопределение на
конкретном трудовом посту
3. Самоопределение на
уровне конкретной
4. Самоопределение в конкретной
профессии предполагает, что работник
способен выполнять близкие
5. Следующий тип - жизненное
самоопределение, к которому
В этом случае профессия
может стать средством
6. Более сложный тип
- личностное самоопределение,
Личность в этом случае
как бы приподнимается и над профессией,
и над социальными ролями и
стереотипами. Человек не просто овладевает
социальной ролью, а создает новые
роли и в каком-то смысле даже занимается
социально-психологическим
7. Наконец, самый сложный
тип - самоопределение личности
в культуре (как высшее проявление
личностного самоопределения). Здесь
обязательно обнаруживается
В каждом из представленных выше типов самоопределения автор условно выделяет пять уровней самореализации человека (критерий выделения уровней - внутреннее принятие человеком данной деятельности и степень творческого отношения к ней):
1) агрессивное неприятие выполняемой деятельности (деструктивный уровень);
2) стремление мирно избежать данной деятельности;
Информация о работе Профессиональное личностное самоопределение