Профессиональное личностное самоопределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:26, реферат

Краткое описание

В настоящее время социально-экономическая ситуация становится все динамичнее. Кардинально изменился рынок труда. Появился новый вид бизнеса, ориентированный на поиск и отбор высококвалифицированных специалистов. Интенсивное развитие экономики обусловило необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников.

Содержание

Введение
1.1 Сущность профессионального самоопределения
1.2 Стадии становления личности
1.3 Конфликты профессионального самоопределения
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсач заготовки).docx

— 34.20 Кб (Скачать файл)

Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:

1) рассогласованием составляющих  направленности: противоречиями между  социально-профессиональными экспектациями и профессиональной действительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний (самооценки) и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами (стремление к власти, подчинению) и ценностными ориентациями и др.;

2) несовпадением характера  профессиональной деятельности  и уровня профессиональной компетентности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении квалификации и недостаточной профессиональной активностью, между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию, между отсутствием перспектив карьеры и уровнем профессиональной компетентности и др.;

3) противоречием между  направленностью личности на  достижение успеха, карьеру, высокие  материальные блага и недостаточным  уровнем развития социально-профессиональных  способностей, качеств, психофизиологических  свойств, состоянием здоровья  и др.;

4) несовпадением представления  о своих профессиональных достоинствах  и реальных профессиональных  возможностей: противоречиями между  «Я-возможным» и «Я-реальным», между «Я-иде-альным» и «Я-деформированным». Важнейшим конфликтообразующим фактором выступает мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценкой и обеспечивает непротиворечивость «Я-образов»;

5) противоречиями между  профессиональными возможностями,  потенциалом, способностями и  социальными ограничениями, обусловленными  возрастом, полом, этнической  принадлежностью, внешностью; между  необходимостью профессиональной  мобильности и отчетливо выраженной  возрастной ригидностью; между  потребностью в продолжении профессиональной карьеры и вынужденным уходом на пенсию и др.

Первая группа противоречий характерна для лиц, находящихся  на стадии оптации, вторая проявляется  на стадиях профессиональной подготовки и профадаптации, третья и четвертая - на стадиях профессионализации и мастерства, пятая группа порождает конфликты на завершающей стадии профессионального становления.

Внутриличностные конфликты в отличие от межличностных человеком не всегда осознаются. Как правило, они проявляются в виде астенических эмоциональных переживаний, подавленного настроения, фрустрации, повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности и др. Симптомы эмоционального неблагополучия побуждают человека к поиску путей снятия психического напряжения.

Разрешение внутриличностного конфликта профессионального самоопределения требует высокой психологической компетентности и не всегда под силу самому человеку. Психологическую помощь и поддержку в разрешении этих конфликтов может оказать специально подготовленный практический Конфликты профессионального самоопределения Самоопределение - это всегда утверждение собственной позиции в проблемной ситуации.

Профессиональное самоопределение  предполагает выработку собственной  позиции в ситуации, характеризующейся  большой степенью неопределенности. В самом деле, куда пойти учиться  после окончания основной общеобразовательной  школы? Какую выбрать профессию? Какова возможность трудоустройства  по этой профессии? Каковы материальные возможности этой профессии? Чтобы  определиться в проблемно-ориентационной ситуации, личности нужно соотнести  свои потребности, позиции, интересы, мечты  с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести  с требованиями профессионального  учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции.

Нередко согласование всех этих позиций затруднено. Если иметь  в виду еще и социально-экономические  факторы, позиции родственников, то становится очевидным, что профессиональное самоопределение, как правило, означает конфликт. Поскольку речь идет о  самоопределении, то этот конфликт имеет  внутриличностный характер. Его разрешение осуществляется путем ревизии и коррекции профессиональных устремлений, и конечно, внутриличностный конфликт может разрешаться продуктивно и деструктивно.

Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:

1) рассогласованием составляющих  направленности: противоречиями между  социально-профессиональными экспектациями и профессиональной действительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний (самооценки) и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами (стремление к власти, подчинению) и ценностными ориентациями и др.;

2) несовпадением характера  профессиональной деятельности  и уровня профессиональной компетентности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении квалификации и недостаточной профессиональной активностью, между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию, между отсутствием перспектив карьеры и уровнем профессиональной компетентности и др.;

3) противоречием между  направленностью личности на  достижение успеха, карьеру, высокие  материальные блага и недостаточным  уровнем развития социально-профессиональных  способностей, качеств, психофизиологических  свойств, состоянием здоровья  и др.;

4) несовпадением представления  о своих профессиональных достоинствах  и реальных профессиональных  возможностей: противоречиями между  «Я-возможным» и «Я-реальным», между «Я-идеальным» и «Я-деформированным». Важнейшим конфликтообразующим фактором выступает мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценкой и обеспечивает непротиворечивость «Я-образов»;

5) противоречиями между  профессиональными возможностями,  потенциалом, способностями и  социальными ограничениями, обусловленными  возрастом, полом, этнической  принадлежностью, внешностью; между  необходимостью профессиональной  мобильности и отчетливо выраженной  возрастной ригидностью; между  потребностью в продолжении профессиональной карьеры и вынужденным уходом на пенсию и др.

Первая группа противоречий характерна для лиц, находящихся  на стадии оптации, вторая проявляется  на стадиях профессиональной подготовки и профадаптации, третья и четвертая - на стадиях профессионализации и мастерства, пятая группа порождает конфликты на завершающей стадии профессионального становления.

Внутриличностные конфликты в отличие от межличностных человеком не всегда осознаются. Как правило, они проявляются в виде астенических эмоциональных переживаний, подавленного настроения, фрустрации, повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности и др. Симптомы эмоционального неблагополучия побуждают человека к поиску путей снятия психического напряжения.

Разрешение внутриличностного конфликта профессионального самоопределения требует высокой психологической компетентности и не всегда под силу самому человеку. Психологическую помощь и поддержку в разрешении этих конфликтов может оказать специально подготовленный практический

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональное самоопределение - это эмоционально окрашенное отношение  личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение  личности влияют социально-экономические  условия, межличностные отношения  в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой  личности, ее активности, ответственности  за свое становление.

Профессиональное самоопределение  является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии  и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий  позволяет личности найти область  деятельности для полной реализации, «выполнения» себя.

Становление личности реализуется  различными способами профессионального  самоопределения. Профессиональное самоопределение  неизбежно порождает столкновение различных целей, интересов, позиций, несовпадение потребностей в самоосуществлении  и реальных возможностей, противоречия между «Я-реальным», «Я-отраженным» и «Я-возможным». Эти противоречия приводят к возникновению внутриличностных конфликтов, преодоление которых, как правило, требует психологической помощи психолога-профессиоведа.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абрамова Г.С. Введение  в практическую психологию. М, 1994.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

4. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и 5. условия достижения. М., 1998.

6. Захаров Н.Н. Профессиональная  ориентация школьников. М., 1988.

7. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1998.

8. Климов Е.А. Психология  профессионального самоопределения.  М., 1996.

9. Маркова А.К. Психология  профессионализма. М., 1996.

10. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. М. - Ростов н/Д, 1996.

11. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. - Воронеж, 1996.

12. Психологическое сопровождение  выбора профессии/Под ред. Л.М. Митиной, М., 1998.


Информация о работе Профессиональное личностное самоопределение