Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 10:32, реферат
Цель работы - изучение становления и развития профессионального сознания будущего психолога.
Задачи исследования:
– рассмотреть формы становления личности в процессе её профессионализации;
– исследовать психологические условия и феноменологический подход в психологии к задаче введения в профессию «Психолог».
Введение…………………………………………………………………….3
1 Формы становления личности в процессе её профессионализации…4
2 Психологические условия и феноменологический подход в психологии к задаче введения в профессию «Психолог»…………………….11
Заключение………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………….22
Можно сказать, что деятельность профессионала всегда имеет личностный оттенок, т.е. в ней всегда отражается и воплощается его личность. Во всем, что он производит, будь то объекты, мысли или поступки, он и соответствует себе, и в то же время узнает самого себя.
Третье основание, без которого попросту немыслим процесс профессионального становления, - уровень развития ценностно-смысловой сферы. Сопоставляя творчество Моцарта и Сальери, Б.М. Теплов обращает внимание на то, что именно ценностно-смысловая сфера профессионала является той высшей организующей инстанцией, которая либо способствует расцвету творчества, либо разрушает этот процесс [7, с. 89].
Важно отметить, что студенты нуждаются в специальной проработке своего ценностно-смыслового пространства, в осознании места и роли в нем профессиональных ценностей и охотно и с большим интересом включаются в эту работу. Допустимо использование каких-либо развивающих методик.
Где преподаватель и студент совместно оформляют и осмысливают субъективную реальность студента. Так, в процессе совместной работы создаются условия, для того чтобы студенты сами открывали возможности своей будущей профессии и ориентиры своего профессионального становления.
Важно, также отметить, что деятельностный подход вместе с постулатом непосредственности вывел за пределы психологического рассмотрения и непосредственное переживание психического, заменив его такими опосредствующими понятиями, как деятельность, интериоризация, чувственная ткань сознания.
Феноменологический подход помогает удержать «территорию психического». «Феноменологический опыт» - это та рефлексия, в которой нам становится доступным психическое в его собственной сущности, причем рефлексия, которая последовательно проводится, так, что подвижно-текучая специфическая жизнь Я, жизнь сознания не только поверхностно осматривается, но также эксплицируется в созерцании в соответствии со своими собственными существенными составными частями и во всех горизонтах» [3, с. 55].
Феноменологическая программа исследования привела Гуссерля к необходимости решения проблемы интерпсихического. Беря за отправной пункт анализа жизнь отдельного Я, он должен был понять, как можно мыслить такие социально-психологические феномены, как общение и взаимодействие, коммуникация, понимание и трансляция опыта. «Поскольку…универсальная жизнь сознания… выходя за пределы отдельного Я, соединяет любое Я с другим Я в действительной или возможной коммуникации…- пишет Гуссерль, - можно исходить из собственной имманентной жизни и прослеживать ее интенциальность, воспроизводя и сохраняя в чистоте феноменологическую континуальность опыта, связующего одного субъекта с другим» [5, с. 112].
Основные принципы феноменологического подхода: принцип феноменальности (изучать не механизмы, а феномены); принцип целостности (целое не является суммой частей, а предшествует им); не анализ, а «аналитика видения»; принцип очевидности и приоритета собственного «видения» над свидетельствами очевидцев; принцип вживания и непосредственного понимания (постижения сущности); принцип приоритета качественных исследований над количественными.
Итак, профессионал видится нам как человек, который может и должен соответствовать требованиям текущего момента - уметь разрывать свою непрерывность, высвобождаться из-под власти стереотипов и порождать совершенно новый, предельно точный, единственно нужный и возможный сейчас ответ. Через такой ответ он впервые обретает новый опыт. Становление профессионала есть движение в пространстве «возможного» человека. Попасть в это пространство и двигаться в нем можно лишь в исключительно собранном состоянии.
Реальную психологическую целостность невозможно ни выявить, ни изучить как уже существующую, как налично данную. Свою определенность эта целостность обретает в процессах становления и развития. И более того - не просто в развитии вообще, а в развитии по сущности человека - в саморазвитии - как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни; способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
Заключение
Таким образом, проблема профессионального сознания является малоизученной как в современной психологии, так и в педагогике. Это обусловлено, прежде всего, тем, что становление и развитие профессионального сознания представляет собой синтез биологического и социального, эмоционального и интеллектуального. В то же время следует отметить, что изучение данной проблемы достаточно актуально и, с нашей точки зрения, очень необходимо для воспитания и обучения психологов - профессионалов.
В настоящее время в связи с тем, что в обществе отмечается тенденция массового обучения в вузах, когда стираются значимые различия. И одним из последствий данного социального процесса может стать изменение в структуре профессионализма.
Мы провели анализ психолого-педагогической литературы по проблеме становления и развития профессионального сознания будущего психолога. Так, профессиональное сознание изучалась отечественными (Е.А.Климов, Т.М.Буякас, И.Б.Гриншпун, Н.С. Пряжников) психологами, социологами.
Формирование профессионального сознания должно рассматриваться в единстве трех оснований бытия человека, представляющих собой целостную модель любого профессионализма: деятельность, сознание, общность.
Мотивация к овладению профессией психолога, возникает и стабилизируется с первого курса института и в ходе обучения обычно не меняется. При слабой исходной мотивации студент может прекратить трудный процесс обучения; при более сильной мотивации он окончит факультет, но предпочтет работу не по специальности; при еще более сильной - будет работать по специальности вне зависимости от уровня зарплаты.
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени. Психология личности в трудах отечественных психологов / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Москва, 2012. – 354 с.
2. Барабанова
В.В. Представление студентов о
будущем как аспект их
3. Бубнова С.С. Исследования индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности. Психологический анализ учебной деятельности / С.С. Бубнова. – М.: Инфра, 2011. – 321 с.
4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 2012. № 3. С.43.
5. Головаха
Е.И. Жизненная перспектива и
6. Головаха
Е.И. Жизненная перспектива и
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Норма, 2011. – 290 с.
8. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2009. – 255 с.
9. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – М.: Феникс, 2012. – 312 с.
10. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Воронеж, 2010. - 256 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Фемида, 2011. – 378 с.
12.Столяренко Л.М. Психология. Учебник для вузов / Л.М. Столяренко. – М.: Инфра, 2012. – 389 с.