Профессиональное самоопределение и самосознание личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 00:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотрение теоретических аспектов психологии профессионального самоопределения личности и практических методик психодиагностики .

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
1.1. Профессиональное самоопределение и самосознание личности.
1.2. Стадии и кризисы профессионального становления личности.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ДИАГНОСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1 Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций.
2.2 Методы работы в переломные периоды профессионального выбора.
2.3 Методы диагностики профессиональных установок.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р.Психология профессиональная.docx

— 75.47 Кб (Скачать файл)

 

       Содержание.

 

 

 

Введение

 

  Глава 1.     Психология профессионального самоопределения личности.

       

 1.1. Профессиональное самоопределение и самосознание личности.

 1.2. Стадии и кризисы профессионального становления личности.

      

 

Глава 2. Методы работы по диагностике профессионального самоопределения личности.

 

2.1 Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций.

2.2 Методы работы в переломные периоды профессионального выбора.

2.3 Методы диагностики профессиональных установок.

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

    

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

 

Проблемы, связанные с профессиональным самоопределением и развитием человека, постоянно находятся в центре внимания психологов. Сегодня актуальность исследований в этой области вызвана как интенсивной динамикой мира профессий, появлением, так и развитием в обществе новых ценностных норм применительно к различным условиям профессиональной деятельности. Яркий пример – изменение отношения общества к выбору человеком места работы и переходу из одной организации в другую. Особенно это выражено в профессиях в сфере управления и бизнеса. Если еще несколько десятилетий назад специалист, часто меняющий работу, воспринимался как «летун», ненадежный сотрудник, то сегодня одной из явных тенденций, характеризующих уровень успешности в карьере, является достаточно частая смена работы, места жительства, статусно-ролевой позиции и т.п. Новые социально-экономические условия предъявляют и новые требования к профессионализму специалистов в сфере бизнеса, которые выражаются в конкурентоспособности, мобильности, быстром приспособлению к новым условиям.   
Проблема профессионального самоопределения является одной из важнейших в жизни человека. Противоречия, связанные с профессиональным самоопределением личности: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, привычек требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные  противоречия можно отнести к группе внутренних , личностно-психологических.

Но не менее значимы и противоречия социально – экономические : между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостью координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её узковедомственными путями и средствами.

Необходимо  помочь личности выбрать именно ту профессию , чтобы требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами  и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

Вот главные принципы этой области знаний  :

1.Всеобщая  талантливость. Бесталанных нет,  а есть занятые не своим  делом.

2.Взаимное  превосходство. Если у вас что-то  получается хуже , чем у других ,- значит, что-то должно получиться  лучше. Ищите.

3.Неизбежность  перемен. Ни одно суждение о  человеке не может считаться  окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас  есть возможность узнать что-то  новое , то завтра вы уже  будете чуточку другим.

Методы  психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.

«Тест» по-английски  значит «короткое испытание», «проба», их применяют для определения  способностей человека и прогнозирования  его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге судей. Войскам  полководца Гедеона , уставшим после  изнурительного перехода , предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких  бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов, став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства , черпали  её ладонями. Они-то и составили потом  отборный отряд.

В прошлом  веке английский учёный Ф.Гальтон впервые  использовал тесты для измерения  умственных способностей человека. С  тех пор было создано около 10 тысяч  тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что  угодно – от профессиональной пригодности  работника до степени его искренности.

Исходя  из всего выше сказанного, мной была поставлена цель данной работы: рассмотрение теоретических аспектов психологии профессионального самоопределения личности и практических методик психодиагностики .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.     Психология профессионального самоопределения личности.

1.1.   Профессиональное самоопределение и самосознание личности

Профессиональное самоопределение  – это избирательное отношение  индивида к миру профессий в целом  и к конкретной выбранной профессии.

Ядром профессионального самоопределения  является осознанный выбор профессии  с учетом своих особенностей и  возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических  условий.

Профессиональное самоопределение  осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Актуализация профессионального  самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как  окончание общеобразовательной  школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, увольнение с работы и т.д.

Профессиональное самоопределение  является важной характеристикой социально-психологической  зрелости личности, ее потребности  в самореализации и самоактуализации.

В подростковом возрасте закладываются  основы нравственного отношения  к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность  отношения подростков к различным  профессиям.

Дифференцированное отношение  к разным учебным предметам, занятия  в кружках художественного и  технического творчества формируют  и подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально  ориентированные мечты. Образцы  желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального  самоопределения.

Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста – выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные намерения подростков диффузны и неопределенны. Выбор учебно-профессионального учреждения в данном возрасте часто бывает психологически не обоснован. Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.

Юность. Подавляющее большинство юношей и девушек уже учащиеся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не только с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.

Молодость. Освоение профессиональной деятельности приводит к развитию следующих психологических новообразований: профессиональной социализации, профессионального опыта, профессионально важных качеств, профессиональной идентичности.

Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых  людей, завершивших, казалось бы, строительство  своей жизни и профессионально  самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный  нереализованными возвышенными профессиональными  планами и психологическим насыщенным профессиональным трудом. Наступает  период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых  жизненно значимых целей.

Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену работы или профессии. Это наиболее продуктивный возраст – период реализации себя как личности, использования своего профессионального потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью, индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм позволяет личности реализовать и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, максимально выражающей запредельные возможности человека. Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния – профессионального оптимизма.

Все эти профессионально обусловленные  изменения способствуют профессиональному  самоутверждению, конституируют самоопределение  личности в профессиональной культуре и означают полную интеграцию в профессиональную среду.

Наряду с этими психологически позитивными изменениями происходят и деструктивные. Часть профессионалов, в большей мере сориентированных на признание своего профессионально-психологического потенциала не удовлетворенных своим профессиональным и должностным статусом, вновь ревизуют свою профессиональную жизнь. «Аудиторство» собственных профессиональных достижений приводит их к мысли о необходимости кардинальной смены работы, должности и даже профессии. Однако груз огромного положительного профессионального опыта снижает профессиональную мобильность личности, затрудняет возможности профессиональной миграции. Компенсацией сужающегося профессионального пространства становится инициирование получения «добывания» разного рода профессиональных наград, социально значимых должностей, премий, званий и т.д.

Процесс профессионального  самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят  от степени согласованности идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение  «Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование человеку к себе. Потребности  в удовлетворении собственного «Я» (самоуважении, собственной значимости и компетентности) должна реализоваться в самоутверждении и самовыражении человека  в его стремлении проявить себя.

Не только познание, но и осуществление  себя формирует самосознание человека, его «внутреннее-Я», его мотивацию.

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

Образ будущей  профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные  компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

В современном обществе актуально  и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в  их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.

Для решения психологических проблем  в профессиональном самоопределении  личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант  должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Психологическое консультирование прежде всего помогает человеку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху. Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждого человека. Определение зоны ближайшего профессионального развития является психологическим основанием для выбора способов и методов. Прежде всего необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т.е. то, и чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно беседы психолога с консультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить:

Информация о работе Профессиональное самоопределение и самосознание личности