Профессиональное самоопределение и самосознание личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 00:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотрение теоретических аспектов психологии профессионального самоопределения личности и практических методик психодиагностики .

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
1.1. Профессиональное самоопределение и самосознание личности.
1.2. Стадии и кризисы профессионального становления личности.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ДИАГНОСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1 Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций.
2.2 Методы работы в переломные периоды профессионального выбора.
2.3 Методы диагностики профессиональных установок.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р.Психология профессиональная.docx

— 75.47 Кб (Скачать файл)

Инструкция: допустим на этом отрезке расположены  все люди:

1                                                          10     воля

Слева — самые безвольные, справа — самые волевые. Нужно крестиком отметить свое место на этой шкале. Для каждого качества слева на шкале будет минимум этого качества, справа — максимум.

Результаты  самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки которые вызывают затруднения при  их оценивании.

Успех в решении  психологических проблем всегда связан с выбором. Выбор происходит на основании того, что человек  считает наиболее важным и правильным на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагностика ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих ценностях с реальным поведением. Для ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценностей (таких, например, как работа, образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слава, богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я бы хотел, чтобы моя работа ...»

— была по заслугам оценена другими;

— была для меня интересной;

— приносила большие доходы;

— была полезной и нужной людям;

— доставляла мне радость и удовольствие и т.д.

Ранжирование  ценностей позволяет определить, в чем совпадают личные ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями. Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения, позволяет сравнить реальные ценности с идеальными представлениями о своих ценностях. Выявление ценностных ориентации позволяет определить взаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в ситуации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за себя и за свои действия в решении своих проблем. В первую очередь необходимо определить, какие ценности человек считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его деятельности. Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать выбор, принять определенное решение.

Очень важным методом для диагностики профессиональных ориентаций оптанта является беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с представлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры. Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее у этого человека, и как консультируемый видит свое будущее и т.п.

Дальнейшие шаги в диагностике психологических проблем профессионального самоопределения личности связаны с умением консультанта выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.

Работа по повышению уровня самосознания и  самооценки позволяет учащимся выйти  на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих и желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.

В некоторых  случаях человеку бывает недостаточно профессиональной консультации для решения его проблемы и требуется специальная психокоррекционная работа. Особенно эффективными, как показывает опыт, методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудности в профессиональном самоопределении, являются групповые методы активного обучения и, в частности, социально-психологические тренинги.

2.2. Методы работы в переломные периоды профессионального выбора

 

Совершенно  ясно, что для оказания такой помощи недостаточно ограничиться лишь внешней наблюдаемой стороной этих явлений. Здесь важно знать более глубокие психологические причины, а не только их следствия, и воздействовать именно на эти причины. В чем же суть этих причин и средств их учета и устранения.

При объяснении этих ситуаций очень часто апеллируют к интересам учащихся, к их роли в процессе профессионального становления. Изменение отношения к процессу профессионализации по избранной специальности, разочарование в ней, появление чувства неудовлетворенности в этих случаях пытаются найти в снижении или угасании интереса к процессу профессионального обучения, к избранной профессии, к самому профессиональному учебному заведению, выбор которых первоначально был сделан, казалось бы, вполне самостоятельно и осознанно. Проблема интереса, как и проблема способностей, несомненно относится к числу тех психологических проблем, которые являются важнейшими для практической педагогики и психологии.

Поиск ответа на этот вопрос часто приводит к  выводу о том, что изменение фиксируемого практическими психологами отношения учащихся к процессу овладения профессией оказывается связанным с тем, что либо получаемая профессия, либо процесс овладения ею, либо сама реальная жизнь в профессиональном учебном заведении открывается учащимся какими-то новыми сторонами, к восприятию которых и взаимодействию с которыми они не были готовы. В их психологической и практической подготовке к поиску и выбору профессиональной карьеры, овладению профессиональным мастерством, в их мотивационной сфере, на которой базируется вся трудовая и профессиональная направленность личности, имеются серьезные изъяны и дефекты. В результате происходит изменение, переосмысление тех оснований, причин, мотивов и целей, по которым, .и ради достижения и удовлетворения которых, учащиеся выбирали профессию, поступали в профессиональное учебное заведение. Такого рода переосмысления и представляют собой трансформацию смысловых опор и смысловых отношений учащихся к процессу профессионализации, которые и нередко реально приводят к перестройке всей смысловой сферы личности, и драматически проявляют себя в распаде будущего профессионального «Я», в утрате смысла бытия, о чувстве потери себя.

Каждый год, таким образом, происходит обновление около 500 видов труда, а если взять нашу нынешнюю действительность, когда за считанные последние годы появилось множество совершенно новых профессий — брокер, дилер, маклер, коммивояжер, рекламный агент, маркетолог, менеджер, предприниматель и т.п. И все это при сроках профессиональной подготовки от 1—1,5 до 3—5 лет. Поэтому учащийся должен быть все время готов к переквалификации, к переподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений. Профессиональная подготовка в настоящее время все более и более становится непрерывным процессом, постепенно превращается в процесс непрерывного образования и профессионального развития личности.

В психологическом  плане эта объективная противоречивая ситуация выступает для человека как одно из субъективных условий, определяющих его настрой и внутреннее отношение, в которых протекает процесс его профессионализации. Профессиональное развитие и совершенствование особенно на начальных этапах процесса профессионального становления, может стать причиной дестабилизации отношения учащихся к выбору профессии и процессу овладения ею. Последнее проявляет себя в падении интереса, появлении чувства тревоги, в возникновении некоторой неуверенности в возможности выбрать дело, которое могло бы стать смыслом жизни, и которому человек мог бы посвятить себя по возможности более полно. Суть такого рода неуверенности кратко, но, разумеется, с долей условности, можно выразить словами: «Сколько ни учись, все равно придется переучиваться. Зачем я в таком случае буду стараться.» Вот почему профконсультанту и практическому психологу важно оценить возможности и отношение каждого конкретного учащегося к профессиональному обучению и направленность его личности на продолжение профессионального совершенствования. Именно их диагностика позволит говорить о наличии или отсутствии у того или иного учащегося смысловых опор личностного роста в процессе поиска и выбора профессиональной карьеры.

Мы уже  говорили, что те или иные проблемы и кризисы в профессиональном становлении и развитии личности могут возникать не только при  переходе от одной стадии к другой, но и внутри отдельных стадий. В  связи с проблемой психологической  готовности человека, делающего профессиональную карьеру, к переподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и  умений, и направленности его личности нанепрерывное продолжение профессионального совершенствования и развития, особого внимания заслуживает проблема профессиональной стагнации. Это явление обнаруживает себя на достаточно поздних стадиях профессионализации личности и проявляется в остановке, прекращении профессионального роста и развития. Интересные данные, в связи с этим явлением, можно найти в работе Л.М.Митиной (1994). Автор показывает, что учителя с большим стажем работы, накопив достаточную, по их мнению, теоретическую и практическую базу преподаваемого предмета, приемы и средства для достижения поставленной цели, имен большой практический опыт, нередко прекращают свое профессиональное самообразование и самовоспитание. Более того, довольно часто учителя со стажем в новой информации ищут не столько новизну, сколько подтверждение своему опыту, что, по принципу положительной обратной связи, неизбежно усиливает явление стагнации. Все это еще раз подчеркивает, сколь важно знать отношение и готовность человека к профессиональному обучению и его продолжению.

Ниже  приводится небольшой тест для первичной  экспресс-оценки отношения и готовности учащихся к профессиональному обучению. В своем исходном варианте тест был предложен в книге Э.Чапмена (1990) «Ваши первые 30 дней (Создание имиджа профессионала на новом месте работы)» и на русском языке представлен В.А. Поляковым в книге «Технология карьеры», тест был модифицирован для учащихся.

                      ТЕСТ «КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ОБУЧЕНИЮ»

(Адаптация  и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков)

Инструкция: ниже приведены восемь пар высказываний. Оцените свое отношение к высказываниям в каждой паре следующим образом: если вы полностью согласны с высказыванием, расположенным слева, то на шкале этой пары высказываний отметьте знаком «х» цифру 10, если — с высказыванием, расположенным справа, то на той же шкале знаком «х» отметьте цифру 1. Промежуточные варианты ответов отмечаются тем же знаком «х» у цифр от 9 до 5, если вы больше, но все-таки не совсем, склонны согласиться с высказыванием, расположенным слева, и от 5 до 2 — с высказыванием, расположенным справа.

 

Лучше приступать к работе, зная, что вам есть чему поучиться

 

1    2    3    4    5    6    7    8   9    10

Лучше полагаться на уже имеющиеся у вас знания

Лучше делать так, как принята в том месте, где  вы стали работать, пока не будет  уверенности, что ваш способ лучше

 

 


1    2    3    4    5    6    7    8   9    10

Лучше делать по-своему, пока не скажут делать иначе

Обычно выполнить  работу можно не единственным способом

 

1    2    3    4    5    6    7    8   9    10

Существует только один способ правильно выполнить  работу

В первый месяц  поступления на работу обучение может  оказаться важнее, чем производительность

 

 


1    2    3    4    5    6    7    8   9    10

Руководству нет  дела до обучения, важна только производительность

Задавая вопросы  можно эффективно обучаться

 

1    2    3    4    5    6    7    8   9    10

Задавая вопросы  вы раздражаете коллег и выглядите  глупо

Высказывая желание  учиться, вы демонстрируете правильное отношение к работе

 

 

1    2    3    4    5    6    7    8   9    10

Высказывая желание  учиться, вы демонстрируете собственную беспомощность

Признать, что  вам нужна помощь лучше, чем наделать ошибок

 

1    2    3    4    5    6    7    8   9    10

Признать, что  вам нужна помощь, означает расписаться  в своей несостоятельности

Вас приняли на работу за то, что вы можете обучаться, а не за те знания, которые уже  есть

 

 

1    2    3    4    5    6    7    8   9    10

Вас приняли на работу для выполнения определенной деятельности


 

Обработка результатов: (при первичном обсчете показателей) производится путем суммирования цифр (баллон), отмеченных знаком «х» по всем шкалам. Чем больше баллов получает обследуемый в суммарной оценке, тем лучшим (позитивным) является его отношение и готовность к обучению. При вторичной обработке данных производится более тонкая, дифференцированная качественная оценка результатов. С этой целью цифры, отмеченные обследуемым знаком «х», соединяются последовательно от одной шкалы к другой отрезками прямой линии. Примеры такого соединения для четырех обследуемых представлены на приведенных на рис.1 шкалах и обозначены цифрами I, II, III, IV. Чем более спрямленной оказывается линия, соединяющая все восемь шкал, тем более выраженной является характеристика отношения и готовности обследуемого к профессиональному обучению:

•   I — ярко выраженное сильное положительное;

• II — ярко выраженное слабое отрицательное;

• III — ярко выраженное нейтральное (безразличное) отношение;

• IV — слабо выраженное положительное отношение к профессиональному обучению.

Результаты работы с тестом дают возможность каждому обследуемому и работающему с ним педагогу получить представление об отношении данного обследуемого к профессиональному обучению и готовности к его продолжению. Практический психолог и профконсультант в результате обследования и получения информации о направленности личности учащегося, его отношении к продолжению профессионального совершенствования и развития имеет возможность реализовать дифференцированный подход в работе с каждым конкретным учащимся. Приведенный тест может проводится не только индивидуально, но и в группе. В последнем случае появляется возможность получить обобщенное представление о настрое этой группы по такому важному параметру, как отношение к продолжению профессионального развития и совершенствования. Для этого необходимо, сложив индивидуальные показатели всех обследуемых, поделить полученную сумму на количество обследованных. Наличие этих данных позволит учесть и использовать закономерности и средства социально-психологического воздействия на личность.

Рис. \

Пример графической  обработки теста "Как вы относитесь к обучению»

 

 

2.3. Методы диагностики профессиональных установок.

 

Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет наибольшее значение.

Проблема надежного выявления  профессиональных установок действительно 

является  и очень важной, и очень сложной. Осуществляется подобное выявление, как правило, на основании профконсультационной беседы, но наиболее интересные результаты для выявления механизмов профессиональных установок и условий их формирования получены при использовании стандартизованных тестов, построенных на основе той или иной теоретической модели профессионального выбора. Широкое распространение получила методика, предложенная Дж. Крайтсом (1974) — «Шкала зрелости профессиональных установок» («Maturity of Vocational Attituds Scale»). По своей структуре она ориентирована на выявление 5 типов установок, таких как:

Информация о работе Профессиональное самоопределение и самосознание личности