Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 16:11, контрольная работа
Особенности профилактики подростковой наркомании.
Проанализируйте «термин группы риска», дайте его характеристику.
Раскройте особенности взаимодействия специалистов, работающих в области профилактики наркомании.
Основные методы лечения наркозависимости
Переход аддиктивного поведения в болезнь
Вариант № 6
1. Особенности профилактики подростковой наркомании
Подростковая наркомания впервые начала зарождаться в США и других западных странах в конце 50-х – начале 60-х годов, а в России подростковая наркомания стала зарождаться в конце 60-х годов.
Ученые, изучая наркоманию среди подростков, отметили следующие возрастные особенности:
1. Периодическое злоупотребление
без зависимости от наркотиков преобладает
над сформировавшейся наркоманией.
2. Подростковая наркомания
постоянно омолаживается, возраст подростков
уменьшился с 17 лет до 12 лет.
3. «Мода» на наркотики
не постоянна, используемые наркотические
вещества весьма разнообразны.
4. Широкое распространение
получила так называемая «аптечная наркомания»,
подростки научились синтезировать из
аптечных препаратов наркотики, которые
отличаются высокой токсичностью и смертностью.
5. Подростки склонны к
экспериментам, они попеременно пробуют
различные наркотики.
6. Подростковая наркомания
развивается из-за воздействия на подростка
социально-психологических факторов,
особенно при неблагоприятном биологическом
фоне (алкоголизм или наркомания у родителей,
неустойчивый характер и т.п.).
Ранее подростковая наркомания
носила региональный характер, т.е. были
регионы, где подростки употребляли
только коноплю (Средняя Азия, Казахстан,
Кавказ), ингалянты употребляли на
севере и средней полосе, на Крайнем
Севере — транквилизаторы.
В 80-х годах
потребление наркотических веществ распространилось
по всей стране. Возрастные особенности
подростковой наркомании сводились к
тому, что токсикоманить предпочитали
подростки 12-15 лет, а внутривенные наркотики
предпочитали более взрослые подростки
(16-18 лет). Постепенно подростки с употребления
токсикоманических веществ переходили
либо на тяжелые наркотики, либо на алкоголь.
Алкоголизм у таких подростков развивался
злокачественный, причиной служили тяжелые
психические расстройства, возникающие
из-за вдыхания токсических веществ.
Наркомания
среди подростков тяжело лечилась, это
связано с тем, что подростки редко давали
добровольное согласие на принудительное
лечение от наркомании, а если и давали,
то только для того, чтобы избежать других
неприятностей. Подростки рассматривали
лечение от наркомании, как форму наказания,
поэтому большинство из них снова начинали
принимать наркотики в течение первого
года. Лечение наркомании среди подростков
оказалось недостаточно эффективным,
а специальных средств подавляющих влечение
к наркотикам не существует и в наше время.
Наиболее эффективным методом лечения
подростковой наркомании является психотерапия,
да и то только в том случае, если подросток
добровольно изъявил желание вылечиться
от наркомании. Психотерапия при подростковых
наркоманиях ставит цель побудить желание
излечиться от наркомании. Большинство
подростков наркоманов не считают, что
они наркоманы или считают, что они всегда
могут бросить эту «вредную привычку».
Поэтому психотерапия должна убедить
подростка наркомана в том, что он действительно
болен, и настроить подростка на лечение
от наркомании.
Лечение необходимо начинать, когда у
подростка нет еще сформировавшейся зависимости
от наркотиков. Для подростков характерен
так называемый «поисковый» полинаркотизм,
это когда подросток пробует на себе многие
наркотические вещества (обычно идет по
возрастающей). Внутривенные наркотики
поначалу настораживают подростков, но
постепенно они добираются и до них, поэтому
важно как можно раньше начинать лечить
подростка от наркомании. На раннем этапе
употребления наркотиков подростком даже
не требуется использования лекарственных
препаратов, за исключением случаев интоксикации.
Профилактика подростковой наркомании
Профилактика подростковой
наркомании ставит цель раскрыть тот
страшный вред, который способны нанести
наркотики. Однако не всегда учитывается
свойственное подросткам легкомыслие
с своему здоровью. Профилактика подростковой
наркомании проводится не достаточно
действенными способами, например, проводимые
лекции и беседы непривлекательны для
подростка, а иногда способны вызвать
реакцию протеста. Более интересная
и наглядная подача информации для
подростка – это фильмы показываемы
по телевидению, специальные молодежные
передачи о вреде наркотиков. Однако
даже самая продуманная и
Профилактика подростковой наркомании
должна проводиться опытными специалистами,
которые способны выявить подростков
из группы риска. И этим должен заниматься
врач-нарколог с большим опытом работы
в подростковой наркологии.
ВОЗ принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы.
Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Это работа с популяцией условно здоровых людей, а также с так называемой группой риска наркотизации. К этой группе относятся молодые люди, в ближайшем окружении которых есть потребители наркотиков. Также в группу риска входят экспериментирующие с психоактивными веществами; имеющие генетическую предрасположенность к психическим и наркологическим заболеваниям, находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях люди.
Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ (особенно у детей и подростков), первичная профилактика приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табака.
Вторичная профилактика злоупотребления
психотропными веществами направлена
на предотвращение формирования зависимости
от психоактивных веществ и
Третичная профилактика злоупотребления ПАВ (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. То есть, реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, в ОУ, к общественно полезной деятельности.
При первичной профилактике
эффективность воздействия
2. Проанализируйте «термин группы риска», дайте его характеристику.
В медицине:
В медицине под «группой риска» традиционно понимается часть населения, условно объединённая по принципу повышенной вероятности возникновения в ней заболеваний, травм и других нарушений здоровья, которая может быть обусловлена характером профессиональной деятельности людей, социальными условиями их жизни, а также их поведенческими особенностями.
В частности, традиционно выделяются, например, группы риска заражения заболеваниями, передающимися половым путем, развития наркомании, развития психозов, вероятности выкидыша при беременности, развития заболеваний сердечно-сосудистой системы и так далее.
В социологии:
В социологии под группой риска понимают социальные группы, члены которых уязвимы или
могут понести ущерб от определённых медицинских
или социальных обстоятельств, а также
категории населения, которые более других
склонны совершать криминальные или дел
Например, в психолого-педагогической практике рассматривается понятие «дети группы риска», в которую традиционно включают детей из неблагополучных семей, детей с отклоняющимся поведением, учащихся с проблемами в обучении и развитии, а также детей с хроническими заболеваниями и инвалидов. Также, например, психологами рассматривается понятие «семьи группы риска».
В разговорном языке
В разговорной речи, а также в средствах массовой информации понятие «группа риска» употребляется часто для обозначения групп населения, наиболее подверженных каким-либо воздействиям определённого рода: быть обворованным, быть избитым на улице, быть подвергнутым насилию на рабочем месте и т. д.
Непосредственно если
рассматривать понятие «группа
риска» в контексте наркомании, то
к группе риска относятся различные
возрастные группы (в большей
степени старшеклассники и
3. Раскройте особенности взаимодействия специалистов, работающих в области профилактики наркомании.
Межведомственное профилактическое взаимодействие по противодействию распространению наркомании среди молодежи основывается на следующих принципах:
1. Комплексность.
Согласованность взаимодействия
органов и учреждений, отвечающих
за различные аспекты системы
противодействия
согласованность на профессиональном уровне специалистов различных профилей (педагогов, воспитателей, школьных и медицинских психологов, врачей-наркологов, социальных педагогов, работников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников правоохранительных органов и др.);
в системе субъектов профилактики – органов и учреждений на областном и местном уровнях, а также специально уполномоченных органов, отвечающих за взаимодействие и координацию при проведении различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики наркомании.
2. Дифференцированность.
Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики, с учетом:
возраста;
степени вовлеченности в наркогенную ситуацию (здоровые, «потребители», больные);
отношения к группе риска.
3.3. Ценностная ориентация.
Формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству и др.
4. Многоаспектность.
Ведущими аспектами являются:
образовательный аспект;
психологический аспект;
социальный аспект.
3.5. Постоянство и последовательность (этапность):
1-й этап –
неотложные мероприятия,
2-й этап –
формирование нормативной
3-й этап – организационные мероприятия;
4-й этап – полное развитие программ.
Совершенствование межведомственного
взаимодействия в организации профилактики
наркомании среди молодежи невозможно
без четкого разделения функций
и сфер профилактического влияния
различных ведомств и их подведомственных
учреждений, определения основных форм
межведомственного
Координацию межведомственного
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют координацию деятельности организаций и учреждений, осуществляющих профилактику наркомании среди детей и подростков.
Комиссии в своей деятельности не допускают нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, подверженных наркозависимости или находящихся в группе «риска»: на лечение, образование, учебу и труд, отдых, оздоровление, жилище и другие права, определенные законодательством Российской Федерации.
4. Основные методы лечения наркозависимости.
Лечение наркомании, методы:
1. Метод Назаралиева
2. Программа Детокс
3. Метод Маршака
4. Гемосорбция и искусственная почка
5. Стереотаксическая операция на головном мозге
6. Этап дезинтоксикации и лечения депрессии
7. Кодирование
8. Психотерапия (12 Шагов)
9. Семейная психотерапия
10. Гипноз
11. Опийные антагонисты
12. Антидепрессанты
13. Трамал и другие анальгетики
14. Метаболическая терапия
15. Успокоительные и снотворные препараты
16. Противосудорожная терапия
17. Иглорефлексотерапия
18. Метадон
19. Интракраниальная транслокация
1. Метод Назаралиева
Терапевтическая концепция авторского
метода Женишбека Назаралиева включает
в себя подход к снятию физической
и психологической зависимости
при наркомании и алкоголизме. С
первого дня реабилитации происходит
купирование абстинентного
Метод Назаралиева исключает переход
с тяжелого наркотика на более легкое
и разрешенное наркотическое средство
с постепенным снижением дозировки. Поэтому
первый блок лечения наркомании проходит
в Остром отделении «Медицинского центра
доктора Назаралиева» (МЦН), где медикаментозные
процедуры позволяют облегчить пациенту
физические страдания, вызванные отказом
от наркотика, и снять непреодолимое влечение
к нему. В первый день начинается медикаментозная
терапия. Для этого проводится катетеризация
подключичной вены, так как в большинстве
случаев от многочисленных инъекций наркотиков
вены у пациентов подвержены дефектам
или «прячутся».
Затем пациент проходит Центральную холинолитическую
блокаду (ЦХЛБ). В методе Назаралиева эта
процедура является ключевой при снятии
абстиненции (ломки). В ее основе лежит
применение атропиновой терапии, с помощью
которой пациентов погружают в контролируемую
атропиновую кому на 3-4 часа. Это состояние
характеризуется в медицинской практике
небольшой глубиной погружения и сохранением
умеренного сердцебиения, внешнего дыхания,
вегетативных функций, стабильной гемодинамики
и рефлексов. Изобретенный в середине
XX века первоначальный способ лечения
атропином обсессивно-компульсивных расстройств
и депрессии не получил широкого распространения
и был вытеснен лечением психотропными
препаратами. Сегодня атропиновая терапия
показана при лечении наркомании, в частности
при купировании опиатного абстинентного
синдрома.
В 2004 году доктор Назаралиев получил патент
на «Лечение острой фазы опийного абстинентного
синдрома методом центральной холинолитической
блокады». По данным «Медицинского Центра
Назаралиева» к сегодняшнему дню они провели
115 тысяч успешных сеансов ЦХЛБ. Однако
наличие в методе атропиновой терапии
периодически подвергается критике медицинского
сообщества. Не в последнюю очередь нужно
отметить, что подобная терапия считается
в профессиональном сообществе технологически
сложной и поэтому опасной.
Поэтому наркологи и психиатры постоянно
отслеживают состояние больного во время
процедуры ЦЛХБ. Пациент получает строго
индивидуальную дозу препарата, которую
врачи определяют тестированием при учете
персональных особенностей организма.
Таким образом, прогнозируется наибольший
терапевтический эффект. В результате
нескольких сеансов ЦХЛБ у пациента снимается
физическая зависимость, прекращаются
«ломки». Между сеансами пациент проходит
детоксикацию организма. Комплекс дополнительных
процедур позволяет за 12-15 дней нейтрализовать
абстинентный синдром. В методе Назаралиева
применяется множество фармакологических
препаратов (от 40 до 100 наименований), а
так же плазмаферез, гемосорбция, гипербарическая
оксигенация, восполняющая кислородную
недостаточность, транскраниальная электростимуляция,
иглорефлексотерапия, лечебный массаж,
мануальная терапия, лазеротерапия в параллельном
сочетании с иммуномодулирующей и витаминотерапией.
Однако эти процедуры назначаются в индивидуальном
порядке для расширения терапевтического
воздействия лечения.
После очистки организма и нормализации
обмена веществ пациент переходит ко второму
блоку реабилитации – психотерапевтическому,
направленному на стабилизацию психологического
состояния, реконструкцию личности и повторную
социализацию. Врачи проводят с пациентами
личностно-ориентированную терапию, главными
задачами которой является выработка
здоровых мотиваций, устойчивости к стрессам
и продление психологической ремиссии.
На 7-10 дней пациенты отправляются в санаторно-курортную
зону Ак-Тенгир («Светлое пространство»),
расположенную на южном берегу горного
озера Иссык-Куль (Кыргызстан). В течение
этого времени они осваивают тренинги
психоэнергетической трансформации по
авторской программе доктора Назаралиева
Mindcrafting (в переводе с англ. «шлифовка ума»).
В программу входят дыхательный тренинг
«Абсолютус», медитация по системе интегральной
йоги Шри Ауробиндо, Танец дервиша, тренинг
с использованием звукоформы АУМ, лапидопсихотерапия
(медитация с камнем), релакс-тренинг Шавасана.
Терапевтические тренинги были разработаны
доктором Назаралиевым на стыке духовных
практик Востока и прагматичного подхода
Запада. По задумке автора эти практики
позволяют контролировать свое состояние
при помощи дыхания, активировать творческий
потенциал и воображение, отстраниться
от своих проблем и перенести ощущение
тяжести, плохие воспоминания и негативные
эмоции на камень, чтобы скинуть его в
прямом и переносном смысле «с души» на
Горе Спасения Таштар-Ата. В совокупности
комплекс тренингов позволяет психологически
оздоровить человека и подкрепить его
мотивацию вести здоровый образ жизни.
На заключительном этапе реабилитации
по методу Назаралиева пациент может выбрать
паломничество на расстояние 280 км к Горе
Спасения Таштар-Ата (Кыргызстан) или Стресс-энергетическую
психотерапию (СЭПТ), которая представляет
собой императивное внушение мотивации
на отказ от наркотиков. В последний день
пациента привозят на гору Таштар-Ата,
где он скидывает свой камень на рукотворный
курган, сжигает вещь, напоминающую о прошлом,
и повязывает ленточку на ветви боярышника.
Так происходит «якорение» новых установок
и ценностей свободного от зависимости
человека.