Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:03, курсовая работа
Психологическое консультирование как профессиональная деятельность появилось сравнительно недавно и до сих пор находится на стадии развития. Однако степень его влияния на людей и общество стремительно увеличивается. Увеличивается количество людей, обращающихся за помощью к психологу-консультанту. Растет число групповых консультантов и групп, в которых можно получить самую разнообразную по проблематике психологическую помощь и поддержку. Проблематика, с которой обращаются клиенты, чрезвычайно разнообразна.
Введение………………………………………………………………..1
Глава 1 Профконсультирование………………………………………5
Основные направления деятельности практического психолога……………………………………………………...18
История развития профессионального консультирования в России и Зарубежом………………………………………..….25
Профконсультация в истории зарубежной психологии…….25
Профконсультирование в России…………………………….28
Виды профессионального консультирования………………..28
Этические проблемы, возникающие в работе проконсультанта……………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………...30
Библиография………………………………………………………...31
Практика психологической помощи людям, выбирающим профессию или по каким-то причинам меняющим ее, остается актуальной и в настоящее время и составляет одно из направлений индивидуального психологического консультирования. Так, в США действует два подразделения психологов-консультантов, занимающихся карьерным консультированием: Национальная организация развития карьеры (NCDA) и Национальная ассоциация консультантов по вопросам занятости (NECA). Психологов, специализирующихся в области карьерного консультирования, курирует Национальный совет по аккредитации консультантов по вопросам карьеры (Глэддинг С., 2002). Такие специалисты должны быть не только ориентированы в области общего консультирования, в групповых и индивидуальных методах психодиагностики, но и осведомлены о состоянии рынка труда, теории и практике менеджмента, технологиях практической работы, они должны владеть компьютерными технологиями поиска информации, работой с базами данных. Некоторые психологи считают карьерное консультирование для большей части населения важнее, чем психотерапия. При этом консультирование в данной области рассматривается как требующее особой специализации, ибо здесь психологу необходима компетентность в области не только внутреннего мира, но и внешнего мира, в сфере профессий.
В настоящее время отдается предпочтение термину «карьера». Дональд Сьюпер ( Super D., 1976) называет карьерой «цепь событий, которые составляют жизнь», последовательность профессиональных, знаний и ролей, выбираемых в соответсвии с моделью саморазвития личности (цитата по: Глэддинг С., 2002, с. 437).
Карьерное консультирование не ограничивается проблемой выбора или смены профессии, но включает также вопросы помощи в повышении профессиональной эффективности, в преодолении стресса, связанного с профессией, и другие вопросы.
1.2.2 Профконсультирование в России.
Работа в области психологии профориентации и помощи в профессиональном самоопределении была приоритетным направлением отечественных психотехников и педагогов 20-30-х гг. ХХ в. При инициативе и при поддержке В. М. Бехтерева была организована сеть профконсультационных бюро на биржах труда. К 1930г. в нашей стране насчитывалась 141 такая служба (Кларк А. Ф. и др., 1930). Школьные педологи проводили систематическую работу в области профориентационного просвещения школьников, исследовали их способности, склонности, интересы, совместно с медиками составляли профконсультационные заключения, в которых указывались рекомендации по выбору профессионального учебного заведения, профессии. Противопоказания. Педологи работали в тесном контакте со школьными учителями, работниками профессиональных учебных заведений, представителями бирж труда (Болтунова А. П., 1932). Для оценки способности применялись психологические тесты. Психологическое тестирование интеллекта, понимаемого как способность к обучению, широко использовалось при наборе слушателей рабочих факультетов вузов, при комплектовании профессиональных училищ. Психотехники и педологи использовали методы оценки индивидуально-психологических различий и концепции дифференциальной психологии А. Ф. Лазурского, В. Штерна. Широко применялись тесты, разработанные Н. Д. Левитовым, М. Ю. Сыркиным, А.М.Мандрыкой, С.Я.Рубенштеин и др. Психотехники исследовали профессиональные интересы молодежи (Малис Г.Ю., 1928).
В годы первых пятилеток с развертыванием социалистического строительства биржи труда были преобразованы в управления по трудовым ресурсам, безработица уступила место острой нехватке квалифицированных рабочих кадров. В условиях дефицита рабочих рук исчезли резервы кандидатов, из которых можно было бы отбирать пригодных к данной профессии, поэтому психологи перестали разрабатывать проблемы профессионального отбора. В постановлении ЦК ВКП(б) «О педагогических извращениях в системе наркомпросов» (1936) педагогия была объявлена лженаукой, запрещалась практика использования каких-либо тестов в оценке способностей. Таким образом, социальная практика, связанная с оценкой профессиональных способностей и склонностей, прогнозированием профессиональной успешности в интересах организации или клиентов, прекратилась. Во второй половине 30-х гг.задачи выбора профессии с учетом интересов и склонностей личности выбирающего (оптанта) стали трактовать как «буржуазные пережитки», ибо личные интересы следовало без остатка подчинить интересам государства.
Проблематика психологии профориентации начала восстанавливаться в 40-50-е гг. (Архангельский С.Н., 1955; Эсаулов А.Ф., 1955 и др.). Исследуются профессиональные способности и возможности их развития: музыкальные способности и практический интеллект (Теплов Б.М., 1945, 1947) математические способности (Степанов А.В.,1952); психология изобразительного творчества (Киреенко В.И.,1946 и др.). Развертываются исследования в области дифференциальной психофизиологии и психологии (Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов, В.С.Мерлин и др.).
В 60-е гг. формируется направление, связанное с психологией профориентации и профконсультации. Научным центром в области профессиональной ориентации молодежи, помощи в ее профессиональном самоопределении стал отдел психологии труда ВНИИ профтехобразования в Ленинграде, которым руководил Е.А.Климов. Сотрудникам ВНИИ профтехобразования была проведена работа как в области психологического профессиоведения, так и в направлении разработки технологии профориентации и индивидуальное консультирование оптантов.
В России 90-х гг., в условиях перестройки идеологических и экономических основ общественной жизни, в ситуации конверсии военных предприятий и тяжелого экономического кризиса, породившего безработицу, психологическая помощь населению в области профориентации стала снова особенно актуальной.
Министерство труда и социального развития РФ приняло постановление «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (от 27 сентября 1996 г., № 1), которое было утверждено Министерством юстиции РФ 31 октября 1996 г. №1186 (Постановление…, 1996).
1.3 Виды профессионального консультирования.
Выделяют следующие
направления профконсультирован
- информационное
- диагностическое
- консультационное
- тренинговое
Информационное.
Является традиционным
в профориентации. Основная задача
этого направления —
Диагностическое.
Является наиболее популярным среди психологов, занимающихся профориентацией и профотбором. Основано на использовании психологических тестов для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение клиенту результатов тестирования, обсуждение интересов и возможностей и рекомендации по выбору профессий, соответствующих психологическим особенностям клиента.
Основной проблемой
клиента, считается дефицит знаний
о себе, своих склонностях, способностях, чертах. Наиболее
часто используемыми средствами являются
простые бланковые тесты и анкеты типа:
дифференциально-
карты интересов Голомштока, опросника профессиональной направленности личности Голланда, индикатора типов личности Майерс — Бриггс (MBTI) и его упрощенного варианта — опросника Кейрси, интеллектуального теста Вондерлика, известного под названием краткого ориентировочного теста (КОТ).
Иногда для отбора и оценки используются и более сложные тесты типа:16-факторного личностного опросника Кэттелла, Миннесотского многошкального личностного опросника (MMPI),
теста структуры интеллекта Амтхауэра. Часто применяются различные компьютерные версии тестовых методик.
Консультационное.
Это направление основано на положении о том, что знаний человека может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора. Основная проблема клиента заключается в затруднениях, связанных с принятием решений. Эти затруднения могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием клиента, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями.
В этом случае консультант вынужден работать с причинами затруднений, такими, как страхи, неуверенность, зависимость от близких людей, завышенные требования к себе и т.п. К основным средствам, которые используются для психокоррекции в профконсультировании, относятся беседа и техники, разработанные в рамках гештальт-терапии, нейролингвистического программирования и других методов, ориентированных на помощь клиенту в определении его мотивов, формулировании целей, выявлении проблем и актуализации ресурсов.
Тренинговое.
Основано на использовании специальных, чаще всего групповых, игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Активные методы обучения в профконсультировании предназначены для побуждения клиента к выбору и формированию навыков решения проблем. Считается, что клиенты могут обладать достаточными для выбора профессии знаниями, но быть не в состоянии применить их на практике. Практическое выполнение тренинговых заданий позволяет повысить активность клиентов, их заинтересованность, смоделировать ситуации, которые в жизни встречаются достаточно редко, и сформировать навыки поведения в этих ситуациях.
Виды профконсультирования:
- профориентация
- профотбор
- психологическая поддержка
Профориентация.
Это помощь клиенту в выборе профессий, наиболее соответствующих его интересам, возможностям, а также пользующихся спросом на рынке труда. Ответственность за решения в этом случае лежит на клиенте. Задача же профконсультанта заключается в предоставлении клиенту условий, способствующих принятию эффективного решения. Консультант дает профессиографическую и диагностическую информацию, обсуждает с ним его проблемы, поведение, переживания и отношения, предлагает различные задания, способствующие выбору профессии, содержания и уровня образования, планированию карьеры, поиску работы и трудоустройству, адаптации на рабочем месте и, при необходимости, смене места работы или рода занятий.
Профотбор.
Это помощь руководителю
в выборе людей, наиболее соответствующих
по своим психологическим
Профотбор проводится в тех случаях, когда профессия или должность предъявляют к человеку повышенные требования, цена ошибок очень велика, затраты на обучение значительны или имеются сомнения в пригодности кандидата к данной профессии или должности. Основным заказчиком услуг профконсультанта является руководитель организации или кадровой службы, отбирающий сотрудников, руководитель учреждения профессионального образования, отбирающий абитуриентов, или специалист службы занятости, направляющий на обучение безработных.
Психологическая поддержка.
Это помощь клиенту, направленная
на оптимизацию его эмоционального
состояния или коррекцию
Профконсультирование
с целью психологической
- острое или хроническое стрессовое состояние,
болезненные переживания и беспокойство,
вызванные критическими ситуациями в
профессиональной деятельности;
- подавленность, утрата интересов, снижение
уровня побуждений и активности, направленной
на выбор профессии, обучение или трудоустройство;
- склонность к конфликтам, чрезмерная
агрессивность и раздражительность, завышенные
притязания, излишняя жесткость представлений,
отношений и поведения, мешающие трудоустройству,
работе или учебе;
- неадекватные представления о своих
возможностях, заниженная самооценка,
недостаточная уверенность в себе, страхи
и тревожность, негативно сказывающиеся
на профессиональной жизни;
- неумение эффективно общаться, управлять
своим поведением и состоянием, конструктивно
решать личные проблемы, преодолевать
жизненные затруднения.
Для работы специалиста необходимы следующие средства профконсультирования:
- информирование.
- психодиагностика:
1. Экспресс-диагностика
2. Углубленная диагностика
3. Глубинная диагностика
- психокоррекция.
Информирование.
Средства информирования включают в себя учебную и справочную литературу, видеофильмы, компьютерные базы данных и информационно-поисковые системы, Интернет-сайты.
Психодиагностика.
Психодиагностические
средства наиболее развиты в
Результаты экспресс-
Информация о работе Профконсультирование как вид деятельности практического психолога