Процедура применения анкетного опроса в изучении жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Исследование жизненных стратегий современной российской молодежи является актуальным как для анализа социальных характеристик молодежи, так и для изучения перспектив развития всего общества.
Степень научной разработанности темы. Исследование жизненных стратегий молодежи, ее самоопределения и профессионального выбора находится на стыке многих наук: социологии, философии, экономики, психологии, педагогики и ювенологии. В этом смысле данная проблема относится к числу сложных и многомерных.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования жизненных стратегий и планов молодежи………………………………………………….6
1.1 Теоретические подходы к определению понятий: «жизненные стратегии», «жизненный план»…………………………………………………..6
1.2 Признаки и типы жизненных стратегий…………….....................10
1.3 Жизненный план как механизм достижения жизненной стратегии…………………………………………………………...…………….13
Глава 2. Процедура применения анкетного опроса в изучении жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ (НПИ)…………………………………………………………………………….15
2.1 Анкетный опрос как социологический метод исследования образов будущего в молодежной среде…………………………………………….……15
2.2 Особенности формирования жизненных планов современной молодежи…………………………………………..……………………………..18
2.3 Типологизация жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ (НПИ)……………………………………………………….19
Заключение…………………………………………...……………...….26
Список используемой литературы…………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 96.55 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Особенности формирования жизненных планов современной молодежи

В условиях трансформирующегося общества и непосредственной смены системы  общественных отношений, когда базовые  социальные институты перепредмечивают свои взаимодействия, часто сопровождаемые содержательным и структурным изменением основных функций, неизбежно возрастает и динамика социальной адаптации  личности к новым условиям ее жизнедеятельности. Вместе с тем растет и интерес  к тем элементам современной  системы жизнеобеспечения, которые  менее всего подвержены ситуативным  изменениям и выступают в качестве долговременных целевых установок. Именно они и обеспечивают определенную устойчивость социальной структуры  общества и равновесие в системе  социокультурных отношений, что  особенно важно при определении  вектора трансформационных процессов [14].

В решении многих социальных проблем, накопившихся в нашем обществе в  современных условиях, немаловажное значение приобретает изучение роли и места молодежи в развитии общества, ее запросов, интересов, потребностей, социальных ожиданий, особенностей адаптации.

Отличительное социальное качество молодежи на современном этапе определяется не только способностью молодого поколе пня наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент становления  социальную структуру общественных отношений, но и участвовать в  активном совершенствовании и преобразовании. Как становящийся субъект общественных отношений молодежь характеризуется  особым содержанием личностной и  предметной сторон конкретно-исторических условий. Подобное проявление социального  качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется особенностями процесса социализации в конкретных общественных условиях. Эти условия жизнедеятельности  молодых людей определяют специфику  молодежного сознания, образуя побудительно-мотивационные  силы молодежи [4].

Перечисленные проявления социального  качества молодежи, переходя в процессе развития одно в другое, взаимодополняют  друг друга, обуславливая ее социальную сущность.

Ю. В. Лунина отмечает, что выявление  жизненных стратегии молодежи предполагает учет как внешних факторов, влияющих на изменение жизнедеятельности  молодежи, так и внутренних, проявляющихся  в виде жизненных планов и ценностных ориентации. Вместе с тем, с одной  стороны, изменяющиеся объективные  и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения  молодежи в социальную структуру  общества, что сказывается как  на формировании социального облика молодого человека, так и степени  развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного  прогресса, отображаясь 
в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации, что, в конечном счете, также отражается 
на социальном облике молодежи. Жизненные стратегии являются комплексным феноменом и связаны с категориями, характеризующими жизнь молодежи в целом [9].

Отличительное социальное качество молодежи на современном этапе определяется не только способностью молодого поколения  наследовать и воспроизводить сложившуюся  на момент его становления социальную структуру общественных отношений, но и участвовать в ее активном совершенствовании и преобразовании [4].

 

2.3Типологизация  жизненных стратегий и планов  студенческой молодежи ЮРГТУ  (НПИ)

Выявление ценностей российской молодежи в контексте жизненных планов приобретает сегодня особую актуальность. Эта актуальность связана как  с повышенной динамикой нынешних социально-культурных процессов, так  и с их содержанием. Выбор жизненных  планов и формирование на их основе жизненных стратегий в непростых условиях трансформации общества является одной из основ самоопределения личности.

Современная молодежь  родилась и формировалась в новых условиях. Поэтому было важно узнать, какие планы на будущее ставит перед собой современная молодежь. Для этого было предложено ответить на предоставленную анкету  (Приложение 1).

При составлении вопросов предполагалось, что к жизненным планам относятся определяемые на ближайшую или долговременную перспективу конкретные пути и способы достижения желаемого (или возможного в данных условиях) состояния жизни.

Выборка является стратифицированной (разделена на страты по возрастному критерию, курсу обучения и семейному положению). Выборка проводилась произвольным методом расчета. В рамках исследования были опрошены студенты ЮРГТУ (НПИ), в количестве 126 человек. Возраст респондентов составил 18-22 года, из них 72 девушки и 54 юноши. Студенты обучаются на различных факультетах: ФИОП, ФИТ, СФ.

Как показало проведенное  исследование жизненные планы между  студентами, обучающихся на разных факультетах не имеют сильных  различий. На вопрос «Ваши планы на ближайшее будущее» были получены следующие результаты 36 % респондентов, ответили «образование», 30% опрошенных ответили «работа», 18% ответили «создание семьи», 5% - отдых, и открытие дела, 3% респондентов ответили «карьера», 2% - переезд и 1% респондентов ответили «путешествия» (см. диаграмму на рис.1) .

 

Рис.1. Жизненные планы студенческой молодежи

 

 Зато существенное  различие прослеживалось между  студентами различных курсов. Для  студентов первого и второго  курса преобладающим направлением  жизненных планов было образование  – так ответили 42% респондентов, 26% респондентов ответили «работа» и отдых -11% респондентов. А среди студентов старших курсов на первое место выходили такие жизненные планы как работа – 34%, 30% респондентов ответили «образование» и 22%  респондентов - создание семьи.

В программу исследования входило  также определение мнения молодежи о том, какие необходимы условия, чтобы достичь поставленных целей. Было предложено выбрать не более  трех из шести вариантов ответов на вопрос «Что помогает человеку реализовать наиболее важные жизненные планы». Были получены следующие результаты см. в диаграмме на рис. 2.

Рис. 2. Условия реализации молодежью наиболее важных жизненных планов

 

Из рисунка 2 видно, что молодежь в своих планах ориентируется на собственные силы. В меньшей степени на поддержку государства, и практически не надеется на помощь родителей. Это можно объяснить высокой оценкой собственных способностей, уверенности в собственных силах, что характерно для большинства людей в юношеском возрасте.

Жизненная стратегия любого человека не является единственным способом организации  жизни личности. Она во многом зависит  от формы, уклада, стиля жизни, жизненной  позиции и условий, в которых  находится человек. Задавался вопрос «В какой степени достижение жизненных целей зависит от названных условий». Значимость условий определялась по трем позициям «очень зависит», «не всегда зависит» и «совсем не зависит» (см. диаграмму на рис.3).

Рис. 3 . Условия достижения жизненных целей

 

Самое большое количество респондентов 76% считают, что успех в жизни зависит от целеустремленности, амбиций, т.е. от личных качеств человека. Вторым условием, от которого зависит успешная жизнь, по мнению молодежи, являются влиятельные связи, так считают 74% всех опрошенных.

Представители молодого поколения  считают, что третьим по значимости условием здесь являются личные способности  человека (71% всей молодежи). На четвертом  месте находится трудолюбие, так ответили 70% респондентов, на пятом помощь родственников и друзей (51% опрошенных). 46% респондентов считают, что удача, везение, случайность, 36% респондентов - помощь со стороны государства, 34% опрошенных ответили «социальные гарантии», и 23% респондентов ответили «государственные социальные программы».

Таким образом, успех в жизни, по мнению молодежи, прежде всего, зависит  от самого человека, его целеустремленности, амбиций, влиятельных связей, личных способностей, трудолюбия и помощи родственников и друзей. Гораздо  меньше молодежь надеется на удачу  и везение, помощь со стороны государства, социальные гарантии и государственные социальные программы.

Для осуществления жизненных стратегий  каждому человеку необходимо обладать и определенными личными качествами. Респондентам был задан вопрос: «Какие личные качества, по Вашему мнению, необходимы для того, чтобы добиться успеха в жизни». Ответы на этот вопрос приведены в  диаграмме на рис. 4.

Рис. 4. Оценка молодежью личных качеств, необходимых для достижения успеха в жизни.

 

Итак, в результате исследования можно сделать следующие выводы:

  • для молодежи характерно становление собственных жизненных ориентиров. При этом отсутствует единый вектор в динамике ценностных настроений 18-22-летней молодежи;
  • молодежь не позиционирует себя как особую социальную группу, с ответами стоит сочетание самостоятельности, прагматизма и желания эффективно работать.

Полученные результаты позволяют  говорить об отсутствии четкой жизненной  стратегии среди молодежи. Выделяются следующие проблемные зоны жизненных ориентаций молодежи: стремление приспособить свои ценности к существующей социокультурной реальности; активное формирование и реализация разных стилей преодоления трудных жизненных ситуаций.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из важнейших  факторов, обеспечивающих активность молодежи в реализации проводимых реформ, становлении экономически сильной, политически стабильной России является социально-психологический настрой, готовность действовать в соответствии с определенными общественными  установками и ценностными ориентациями.
Ценности и ценностное сознание могут быть как ускорителем  проводимых преобразований, так и  его тормозом. Поэтому весьма значимой и актуальной предстает задача исследования ценностного содержания деятельности молодежи, ее жизненных ценностей  и стратегий.
Конкурентоспособность молодежи в обществе имеет низкий уровень. Осознавая это, молодежь стремится  получить качественное образование. Эти  жизненные планы студенческой молодежи, как правило, реализуются. Проведенный  анкетный опрос и его анализ позволяет сделать несколько выводов. Жизненные планы не находятся под влиянием фактора предшествующей социальной среды. У большинства студентов в планах преобладает желание стать специалистом.
Таким образом, вопреки  обыденным стереотипам, молодежь чувствует  себя достаточно уверенно, высоко оценивая собственные стартовые позиции, возможности и перспективы. Представители  молодежной когорты готовы двигаться, конкурировать, выстраивать карьеру  и личную жизнь.
Возможно, путями разрешения выявленных проблем молодежи могут выступать налаживание диалога между молодежью и взрослыми, который позволит понять друг друга, уважать и нормально взаимодействовать; активность и заинтересованность государства в сфере регулирования жизненных стратегий молодежной когорты; целенаправленная разработка и
реализация воспитательных программ, представляющих гармонию традиционных российских ценностей и значимости каждого члена общества.
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия  жизни. М., 2009. С. 299.

2. Большов В.Б. Стратегия жизни  молодежи в условиях риска  // Официальный сайт Краснодарского  университета МВД России. URL: http://www.krdu -mvd ru.

3. Берн Э. Люди, которые играют в игры. — М., 2008. С. 576.

4. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2008. № 4. С. 42-51

5. Зубок Ю.А., Чупров В. И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи. // СoцИс. 2008. № 7.

6. Иконникова С.Н. История культурологических теорий СПб.: Питер, 2010. С. 480.

7. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 2009. С. 152.

8. Константинова Е.Б. Методические основы изучения жизненных стратегий молодежи // Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования. Ч. 1. Екатеринбург, 2010. С. 82-83

9. Лунина Ю.В. Жизненные стратегии молодежи: основные направления социальной поддержки //Вестник ОГУ, 2008, № 80. - С. 34-38.

10. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 2010. №4. С. 100-105.

11. Россия: трансформирующееся общество / под ред. В.А. Ядова. М.: Канон-Пресс-Ц., 2011. С. 146-154.

12. Рубцова Е.П. «Жизненные стратегии» молодежи: проблемы определения в социологическом дискурсе // Вестник Адыгейского государственного университета, 2010, №2.

13. Чеботарева Д.Ю. Социокультурные условия формирования индивидуальных жизненных стратегий современного человека // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. Проблемы социокультурной трансформации современного российского общества. Ростов н/Д, 2008.

14. Чуканова Т.В. Социальная поддержка молодежи в современном российском обществе: региональные особенности (на примере Алтайского края). Автореф. дисс ...канд. социол. наук. Барнаул. 2009. - 18с.

15. http://psylist.net/slovar/1a54.htm

16. http://wiki.myword.ru/index.php

 

 

Приложение 1

ФГБОУ ВПО Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)

Кафедра «Социологии и  психологии»

 

Анкета «Жизненные стратегии и планы современной студенческой молодежи»

Информация о работе Процедура применения анкетного опроса в изучении жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ