Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:40, курсовая работа
Проанализировать бессознательное можно лишь психологическим методом, называемым психоанализом. Основоположником этого метода является великий венский врач-психиатр З. Фрейд (1856 - 1939). Он первый в науке допустил и развил мысль, что сознание не является единственным звеном в психике человека, определяющем его поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу, что кроме сознания есть бессознательное и предсознательное, которые в сильной степени влияют на жизнь и поведение человека. У З. Фрейда большая часть теории основана на сексуальности человека, которая является основной движущей силой в развитии индивида, на преувеличении сексуального влечения.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Сознание и бессознательное - взаимодействующие между собой психические явления…………………………………………………………..
Сознательное и бессознательное в структуре личности…………….
Teopeтическoe обоcнoваниe прoблeмы беccознaтельного в психологии..
Фрейдизм…………………………………………………………
Неофрейдизм……………………………………………………..
Современный психоанализ (Мелани Клейн)…………………..
1.3 Проявление бессознательного в поведении и психике человека……
Заключение……………………………………………………………………
Использованная литература…………………………
З. Фрейд утверждал, что человек сексуален с момента рождения. Сексуальные переживания детства играют огромную роль в жизни взрослого человека. Ребенок, по мнению психиатра, испытывает сексуальное влечение к родителям. Следует указать периоды сексуальности детства, которые З. Фрейд выделял в своей работе “Три очерка по теории сексуальности”. Таким образом, родилась возрастная периодизация З. Фрейда.
Оральная стадия
(младенческий возраст до 2-3 лет). Ребенок
сосет грудь матери, соску, ощущая
при этом чувство сродное с
наивысшим сексуальным
Анальная стадия (3-4 года). Зона заднего прохода для ребенка также является эрогенной зоной. Если у ребенка кишечник работает исправно, то у этой зоны нет недостатка в интенсивных раздражения. Прогнозировать невроз в дальнейшей жизни ребенка можно в том случае, если он старается накопить каловые массы в кишечнике с тем, чтобы потом при его выходе получить сладострастные ощущения вперемежку с болью.
Фаллическая стадия (4,5 – 7 лет). Стадия истинной детской сексуальности, когда все эрогенные зоны смещаются на гениталии. В этом возрастном периоде у детей появляется сексуальное влечение к родителю противоположного пола: у мальчиков – Эдипов комплекс, а у девочки – комплекс Электры. Ребенок осознает, что прикосновение к его гениталиям доставляют ему удовольствие. Здесь он не упускает возможности прикоснуться к ним. Это происходит при мытье, гигиеническом уходе и т. д. Именно из этой стадии может выйти настоящая осознанная долговременная детская мастурбация.
Затем после бурного сексуального развития наступает стадия отдыха – латентная (от 7 и до полового созревания). Вся направленность ребенка сосредотачивается на учебной деятельности и на общении со сверстниками, опосредованном учебным процессом. Это естественный отдых перед взрослой сексуальностью.
Генитальная стадия (пубертатный период детства). Взрослая сексуальность, которая сублимируется у подростка в спорте, в учебе, в физической активности. Если предыдущие стадии прошли благоприятно, то проблем и комплексов на данном этапе развития уже не возникает.
Проблема огромного значения сексуальных влечений в жизни человека оказалась камнем преткновения всего психоанализа, и именно в этом пункте обнаружилось серьезное расхождение между З. Фрейдом и такими приверженцами фрейдизма, как К. Юнг, А. Адлер, В. Рейх, К. Хорни, Э. Фромм. Все они отошли от своего учителя и создали свои теории бессознательного, являя собой огромное направление, получившее название “неофрейдизм”.
1.2.2. Неофрейдизм
В качестве критиков теоретических постулатов З. Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961), вплоть до 1913 г. разделявший основные идеи своего учителя. Существо расхождений К. Юнга с З. Фрейдом сводилось к пониманию природы бессознательного. К. Юнг считал, что З. Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не только биологическую, но и символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики, и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Выделенным формальным элементам психики К. Юнг дает особое название "архетипы", которые присущи всему человеческому роду.
Архетипы, согласно К. Юнгу, представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.
В отличие от З. Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, К. Юнг провел четкую дифференциацию между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа. Коллективное бессознательное представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это - общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно коллективное бессознательное является тем резервуаром, где сконцентрированы все архетипы.
Одним из элементов аналитической психологии К. Юнга является теория комплексов, то есть психических сил индивида, которые, находясь в бессознательной форме, постоянно дают знать о себе. В бессознательном, по мнению К. Юнга, всегда находятся наготове комплексы воспоминаний индивидуального прошлого, прежде всего родительские, детские комплексы, комплекс власти и другие. Комплексы - это своего рода психологические демоны, свидетельствующие о силе власти бессознательного над сознательными процессами. Отталкиваясь от теории комплексов, К. Юнг попытался глубже проникнуть в механизм бессознательного, выявить сложные взаимоотношения между бессознательными и сознательными процессами психики, роль бессознательных влечений в формировании поведения человека.
Как и у З. Фрейда, так и у К. Юнга бессознательное составляет то внутреннее и сущностное ядро, которое образует психический мир человека. Наряду с такими инстанциями, как "Я", "индивидуальное бессознательное" и "коллективное бессознательное", он выделяет:
"Персону" (Persona) - своеобразную маску, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения. Если "Я" тождественно "Персоне", то личность предстает в виде отчужденного существа, играющего определенную социальную роль, навязанную обществом;
"Аниму" (Anima) - абстрактный образ, представляющий женский "архетип" в мужчине. Посредством него достигается взаимопонимание между обоими полами;
"Анимус" (Animus) - абстрактный образ, представляющий мужской "архетип" в женщине. Посредством него также достигается взаимопонимание между обоими полами;
"Тень" (der Schatten) - "архетип", состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления "Тени" могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под маской "Персоны" или вытесняются в "индивидуальное бессознательное";
"Самость" (der Selbst) - центральный "архетип" личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Сфера "Самости" - нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр тотальной личности.
Структура личности К. Юнга, таким образом, отличается от фрейдовской прежде всего тем, что К. Юнг идет по пути дальнейшей дифференциации фрейдовского "Оно". У З. Фрейда "Оно" является всецело биологическим, природным данным, у К. Юнга же бессознательное включает и социальные моменты.
Как и К. Юнг, разошелся с З. Фрейдом по вопросу сексуальной обусловленности человеческого поведения другой критик классического психоанализа - Альфред Адлер (1870-1937). Он пересмотрел фрейдовские положения о биологической детерминации человеческой психики и сформулировал теорию индивидуальной психологии, согласно которой человек рассматривался не как биологическое, а как социальное существо. В противовес фрейдовскому постулату о сексуальных влечениях и юнговскому постулату о комплексах и архетипах, которые, по их убеждению, мотивируют человеческое поведение, А. Адлер выдвигает на передний план социальные побуждения человека.
Рассмотрение отношений между индивидами замыкается у А. Адлера на раскрытии якобы присущих каждому человеку бессознательных стремлений к власти. Поэтому изучение социальных побуждений личности сводился, по сути дела, к расшифровке вытесненных желаний властвования, преобладания, превосходства над другими.
Отвергая биологизм З. Фрейда и К. Юнга, А. Адлер в то же время наделяет личность такими побуждениями, которые, будучи социальными, носят все же врожденный характер. На место биологических бессознательных инстинктов подставляются социальные побуждения, которые также оказываются врожденными.
А. Адлер не уделял много внимания причинам тех или иных действий человека. Для него причинность играет незначительную роль, ибо, как он полагает, не может дать удовлетворительного объяснения человеческой деятельности. Для объяснения действий индивида необходимо знать конечную цель его устремлений; только она может объяснить поведение человека, бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неудовлетворенность.
Пытаясь ответить на вопрос, в чем же конечная цель, предопределяющая деятельность человека, А. Адлер долго не мог прийти к однозначному решению. Вначале конечной целью человеческой деятельности он объявил стремление к власти, затем - стремление к превосходству, которое уже не связывалось с престижем, главенством и другими социальными атрибутами могущества человека, а относилось к сфере завершенности, целостности и тотальности личности. Понять человека, т. е. раскрыть смысл его жизни, значение его психических актов, по убеждению А. Адлера, можно лишь в том случае, если индивид будет рассматриваться как стремящийся к личному идеалу, к совершенству. Конечной целью развития человека, по мнению А. Адлеру, является, таким образом, стремление к совершенству, стремление к полному раскрытию своей сущности, к достижению "Самости". В этом смысле А. Адлер постулирует активный принцип человеческой жизни, акцентируя внимание не только на деятельности, но и на самодеятельности человека. А. Адлер констатирует, что человек от природы является социальным существом. Именно А. Адлер, который обратил внимание на социальные детерминанты человеческого поведения, положил начало развитию социологизированного психоанализа.
Выдвинутая в эти годы Вильгельмом Райхом (1897-1957) сексуально-экономическая теория не замыкалась на исследовании отдельного человека, а распространялась на социально-политические сферы общества, включая анализ авторитарных институтов, социально-экономических отношений между людьми, идеологических движений, в том числе фашизма. Наиболее полно его взгляды по вопросам, связанным с пониманием природы человека, детерминации человеческого поведения, взаимоотношения между личностью и социальным окружением, выражены в работах "Диалектический материализм и психоанализ" (1924 г.), "Функция оргазма" (1927 г.), "Сексуальная революция" (1936 г.).
Не соглашаясь со многими идеями З. Фрейда, В. Райх все же признает, что вне сознания имеется такая психическая реальность, как бессознательное. Он утверждал, бессознательное не может быть понято само по себе, оно может быть осознано только в своих проявлениях.
В. Райх предложил новый вариант интерпретации структуры личности. Его биопсихическая структура характера состоит из трех автономно функционирующих слоев:
поверхностный слой - слой социальной кооперации;
фальшивый, притворно - социальный слой, где подлинное лицо человека скрыто под маской любезности, вежливости и учтивости;
промежуточный слой - антисоциальный слой (фрейдовское бессознательное) - представляет сумму вторичных импульсов - грубые, садистские, сладострастные порывы;
глубинный слой, или биологическое ядро, состоит из природно- социальных импульсов, излучая которые, человек предстает честным, трудолюбивым существом, способным на искреннюю любовь. Но, проходя вторичный, промежуточный слой, природно-социальные импульсы преломляются и искажаются.
В. Райх не отрицал наличия в структуре личности человека мощных сексуальных влечений как побудительных мотивов деятельности индивида. Он даже развил сексуальную теорию З. Фрейда дальше, утверждая, что источник неврозов лежит в оргазмной импотенции и связанных с ней психических и физиологических нарушениях. Основной проблемой выявления и лечения неврозов становится, по В. Райху, раскрытие феномена оргазма, который является "центральной точкой проблем, возникающих как в области психологии, так и в области физиологии, биологии и социологии".
Таким образом, В. Райх, пытаясь выявить внутренние механизмы деятельности человека, придерживается натуралистической ориентации, сводящей все психические процессы к физическим и биологическим закономерностям развития человеческого организма.
Ведущим представителем неофрейдизма также был Э. Фромм (1900-1980). Будучи приближенным к марксистскому движению, он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Однако, в отличии от марксизма, Э. Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: экзистенциальной и исторической. К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта: человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно";
Информация о работе Проявление бессознательного в поведении и психике человека