Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:40, курсовая работа
Проанализировать бессознательное можно лишь психологическим методом, называемым психоанализом. Основоположником этого метода является великий венский врач-психиатр З. Фрейд (1856 - 1939). Он первый в науке допустил и развил мысль, что сознание не является единственным звеном в психике человека, определяющем его поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу, что кроме сознания есть бессознательное и предсознательное, которые в сильной степени влияют на жизнь и поведение человека. У З. Фрейда большая часть теории основана на сексуальности человека, которая является основной движущей силой в развитии индивида, на преувеличении сексуального влечения.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Сознание и бессознательное - взаимодействующие между собой психические явления…………………………………………………………..
Сознательное и бессознательное в структуре личности…………….
Teopeтическoe обоcнoваниe прoблeмы беccознaтельного в психологии..
Фрейдизм…………………………………………………………
Неофрейдизм……………………………………………………..
Современный психоанализ (Мелани Клейн)…………………..
1.3 Проявление бессознательного в поведении и психике человека……
Заключение……………………………………………………………………
Использованная литература…………………………
"Оно" - это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногда так остро ощущает человек и которая противостоит его разумным доводам и доброй воле.
"Я"
(Ego) - сфера сознательного,
До сих пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с "Оно": ведь вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное, разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только "Оно". И в "Я", и притом в его высшей сфере, есть облась бессознательного. Бессознателен исходящий из "Я" процесс вытеснения, бессознательна совершающаяся в интересах "Я" работа вытеснения. Таким образом, значительная область "Я" также оказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание Фрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глубже и существеннее, чем казалась вначале.
Высшую бессознательную область в "Я" Фрейд называет "Идеал – Я". "Идеал - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".
"Идеал
– Я" - это прежде всего тот
цензор, веления которого выполняются
вытеснением. Затем он
Пытаясь
проникнуть в механизмы работы человеческой
психики, Фрейд исходит из того, что
глубинный, природный ее слой ("Оно")
функционирует по произвольно выбранной
программе получения
Как покорный слуга бессознательных влечений, "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция "Идеал - Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины. "Идеал - Я" как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека "Идеал - Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с "Я". Но по своему содержанию "Идеал - Я" ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного создания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со "Идеал - Я".
Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.
Фрейд определяет бессознательное как несловесное; оно превращается в предсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредством соединения с соответствующими словесными представлениями.
Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых "первичных влечений".
Информация о работе Проявление бессознательного в поведении и психике человека