Психические состояния человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 11:05, контрольная работа

Краткое описание

Психика возникла и формировалась, как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности.

Содержание

Введение 3
1. Сформулируйте определение понятия «психическое состояние» 4
2. Охарактеризуйте целостность, подвижность и относительную устойчивость психических состояний человека 6
3. Соотнесите предложенные психические понятия и характеристики 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Психические состояния человека.docx

— 37.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение                                                                                                               3

  1. Сформулируйте определение понятия «психическое состояние»           4
  2. Охарактеризуйте целостность, подвижность и относительную устойчивость психических состояний человека                                                       6
  3. Соотнесите предложенные психические понятия и характеристики   17

Заключение                                                                                                         18

Список использованной литературы                                                               19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психика возникла и формировалась, как  способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического  кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

Психика человека — отражательно-регуляционная  деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности.

Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.

Психика человека приобретает особую форму  — форму сознания, порождаемую  общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у  человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные  явления психики — психические  процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

  1. Понятие «психическое состояние» человека

 

Психические состояния представляют собой целостные  характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом  и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно - побудительное, эмоционально - оценочное и активационно - энергетическое (определяющим выступает первое измерение). Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и "массовидные" состояния, то есть психические состояния определенных общностей людей (микро- и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний- общественное мнение и общественное настроение.

Психические состояния человеческих общностей   характеризуются целым рядом признаков, не свойственных вообще или свойственных в меньшей степени состояниям индивида:

  • массовидность;
  • ярко выраженный социальный характер;
  • большая политическая значимость в жизни общества;
  • "заразительность", то есть способность к быстрой иррадиации (распространению);
  • "эффект группы", то есть увеличение силы и значения состояний людской общности; информативность;
  • тенденция к закреплению.

Свойства психических состояний

Психические состояния человека характеризуются  целостностью, подвижностью и относительной  устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики. Сложный, целостный характер психических состояний можно проиллюстрировать на примере состояния убеждения человека в чем-либо. Здесь налицо и познавательные, и эмоциональные, и волевые компоненты: знание и объективный взгляд на имеющиеся доказательства чего-либо, уверенность в правильности этого знания и, наконец, волевой стимул, побуждающий к практической деятельности и общению.

Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве "строительного материала" для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности - сосредоточенностью.

 

   Под влиянием психических состояний, возникающих  в ходе жизненных отношений, конфликтных  ситуаций, трудовой деятельности возможна также перестройка или даже ломка относительно устойчивых качеств личности. Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует  противоположное состояние (уверенность - неуверенность, активность - пассивность, фрустрация - толерантность и т.д.).

2. Целостность, подвижность и относительная устойчивость психических состояний человека.

 

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно - побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение). Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и "массовидные" состояния, т.е. психические состояния определенных общностей людей (микро- и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний - общественное мнение и общественное настроение. Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики. Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства, личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве "строительного материала" для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности – сосредоточенностью.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность – неуверенность, активность – пассивность, фрустрация – толерантность и т.д.). Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:

1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - личностные и ситуативные;

2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;

3) в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;

4) в зависимости от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;

5) в зависимости от влияния на личность - положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;

6) в зависимости от степени осознанности- состояния более или менее осознанные;

7) в зависимости от причин, их вызывающих;

8) в зависимости от  степени адекватности вызвавшей  их объективной обстановки.

Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями. Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознание значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т.д. Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности. Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста. Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме; обострении восприятия; повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастания мощи воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т.д. Важное значение для эффективности профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным ее элементам, в частности. Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряженности. Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной (операторной, "деловой") напряженности, т.е. напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т.д.). 

Поскольку психическое состояние - многомерное явление, то любое состояние может быть описано широким спектром параметров. Анализ различных описаний показывает, что отдельные характеристики состояния используются особенно часто. Такие характеристики могут быть оценены как основные.

К таковым можно отнести следующие:

  -эмоциональные (эти характеристики  иногда называют модальностными, понимая под модальностью качественное своеобразие: тревога, наслаждение, созерцание);

  - активационные (отражающие  интенсивность психических процессов);

  - тонические (отражающие  тонус, ресурс сил индивида);

  - тензионные (отражающие  степень напряжения);

  - временные (отражающие  продолжительность, устойчивость состояний);

  - полярность состояний, другими  словами, знак описываемого  состояния  (благоприятное, положительное  или неблагоприятное, отрицательное).

  Возникновение и протекание  психических состояний  человека  зависят от его индивидуальных  психических и нейрофизиологических  качеств, предшествующих психических  состояний, жизненного опыта (в том  числе профессионального), возраста, физического состояния, конкретной  ситуации и т.д.

  Однако, можно выделить  типичные положительные и отрицательные  психически е состояния, свойственные  большинству людей как в повседневной  жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной  с экстремальными (крайними, необычными) условиями.

  Сюда  следует отнести  психические  состояния профессиональной  пригодности, осознания значимости  своей профессии, состояние радости  от успехов  в работе, состояние  волевой активности и т. д.

А) Профессиональная  заинтересованность.

Огромное  значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое  состояние профессиональной заинтересованности. Глубокий, обоснованный, общественно  и личностно мотивированный, сильный  интерес к профессиональному  труду является важнейшим фактором профессиональной пригодности. Именно профессиональный интерес в сочетании  с волей человека к труду создаёт  эмоционально-волевую готовность к  профессиональной работе. Для успешного  осуществления трудовой деятельности важна профессиональная заинтересованность как личностное психическое состояние, выражающее направленность личности, ибо потеря устойчивого интереса к работе означает дисквалификацию  специалиста.

  Для состояния профессиональной  заинтересованности характерны: осознание  значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о  ней и активно действовать  в её области; концентрация внимания  на круге объектов, связанных  с  данной областью, и при этом  указанные  объекты начинают занимать  господствующее положение в сознании  специалиста. Наконец, состояние профессиональной  заинтересованности в подавляющем  большинстве случаев сопровождается  приятными эмоциональными переживаниями.

Информация о работе Психические состояния человека