Психические явления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:29, реферат

Краткое описание

Психическое состояние – временнóе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.
Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 50.63 Кб (Скачать файл)

2.Интенсивность. Характеризует  эффективность восприятия, мышления  и памяти в целом.

3.Устойчивость. Способность длительное  время поддерживать высокие уровни  концентрированности и интенсивности  внимания. Оп-ределяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (но-визна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека.

4.Объем -- количество однородных  стимулов, находя-щихся в фокусе внимания взрослого человека - от 4 до 6 объектов, у ре-бенка - не более 2-3. Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта.

5.Распределение, то есть способность  сосредоточивать внимание на  нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы  не-сколько фокусов, центров внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновремен-но, не теряя ни одного из поля внимания. Наполеон мог, по некоторым свидетельствам, диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов одновременно.

6. Переключение внимания понимается  как возможность более или  менее легкого и достаточно  быстрого перехода от одного  вида дея-тельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключение может быть произвольным, тогда его скорость -- это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприя-тием, и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является по-казателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельст-вует о появлении сильных неожиданных раздражителей.

Память - познавательное качество, механизмы  и процессы, обеспечивающие запоминание  человеком, сохранение и воспроизведение  опыта и значимой информации. Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и  воспроизведение - основные процессы памяти./3, с.94/

Принято различать механическое и  смысловое запоминание. Процесс  механического запоминания скучен. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются, требуются мно-гократные повторения. Смысловое, или логическое, запоминание опирается на глу-бокое проникновение в смысл явлений или предметов. Сохранение -- непассивный процесс удержания информации. В психологии раскрыта зависимость сохранения от установок личности (профессиональная направленность памяти, злопамят-ство эмоциональной памяти ), условий и организации за-учивания. Особую роль в сохранении информа-ции, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Воспроизведение -- процесс извлечения из памяти сохраненно-го материала. Воспроизведение бывает непроизвольное, когда мысль всплывает в памяти без намерения личности и произвольное, когда устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти. Лучшим вспомогательным средством припоминания являет-ся опора на узнавание. Сопоставляя несколько сходных идей или образов, человек может легче вспомнить, а иногда и просто уз-нать среди них нужные.

Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание -- про-цесс, обратный запоминанию. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в дея-тельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.

Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слухо-вую, двигательную. В зависимости от установки на длительность сохранения (по-мнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную па-мять.

Большое значение для развития профессиональной памяти имеют воспитание добросовестности, ответственности, интереса к своей  специальности, ознакомление с приемами эффективного запоминания, сохранения в памяти и воспроизведения информа-ции, соответствующие тренировки памяти./3, с.94/

Мышление - психический позна-вательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и слож-ных связях и отношениях. Мышление невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обоб-щения.

Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существен-ные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме -- уст-ной или письменной, вслух или про себя. Суждение -- это отражение связей между предметами и яв-лениями действительности или между их свойствами и призна-ками. Суждения бывают истинными или ложными. Умозаключение -- вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах. Различают два основных вида умозаключения: 1) индуктивные (индукция) умозаключение от частных случаев к общему положению и 2) дедуктивные (дедукция) - от общего положения (суждения) к частному случаю.

Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью  мыслительных операций: анализа, син-теза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации, классификации. Анализ - разложение целого на состав-ные части.

Синтез - восстановление расчлененного  в целое на основе вскрытых анализом существен-ных связей. Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, яв-лений, их свойств и выявлении общности или различий между ними. Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Обобщение сводится к объединению многих предметов явле-ний по какому-то общему признаку. Конкретизация -- это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления. Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение част-ного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существен-ным признакам. Систематизация -- это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке. В зависимости от характера познавательной деятельности чело-века в психологии различают мышление наглядно-действенное, образное и отвлеченное.

Наглядно-действенное мышление проявляется  непосредствен-но в процессе деятельности человека. Образное мышление протекает на основе образов, представле-ний, которые человек воспринимал и усвоил раньше. Отвлеченное, абстрактное мышление осуществляется на осно-ве понятий, категорий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются.

Мышление каждого человека характеризуется  определенными качествами: глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность и не-которые другие.

Речь -- это психический процесс  использования языка с це-лью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Со-держание и форма речи человека зависят от его профессии, опы-та, темперамента, характера, способностей, интересов, состоя-ний и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя. Речь в профессиональной деятельности является носителем информации и средством взаимовоздействия. В речевой деятель-ности специалиста можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподго-товленную.

Воображение -- это психический  процесс создания новых обра-зов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризуются неопределенностью./2, с.169/

С физиологической точки зрения воображение -- это процесс образования  новых систем временных связей в  результате сложной аналитико-синтетической  деятельности мозга.

Воображение бывает активным и пассивным. В психологии раз-личают два вида активного воображения: воссоздающее и твор-ческое. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоз-дает достаточно полно картину ситуации. Творческое воображение -- это процесс создания новых обра-зов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действи-тельности. Изобретательство, рационализаторство, выработка но-вых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Воображение может быть и пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в мир фантазии и живет в этом мире, ничего не пред-принимая (маниловщина) и тем самым отдаляясь от реальной жизни. Ценность личности определяется тем, какие виды воображе-ния в ней преобладают: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личность и психика

Гордон Оллпорт дал следующее определение личности:

«Личность есть динамическая организация  тех психофизио-

логических систем в индивиде, которые  детерминируют его

уникальное приспособление к среде». Это определение выво-

дит нас на проблему соотношения личности и психики. Ру-

бинштейн по этому поводу пишет: «Субъективность психиче-

ского в первом, исходном ее значении связана с принадлежно-

стью всего психического индивиду, человеку как субъекту. Не

существует ничьих ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощу-

щение, всякая мысль — всегда есть ощущение, мысль опреде-

ленного человека. Субъективность психического означает, что

это деятельность субъекта».

Психологический облик человека очень  многообразен

и определяется как врожденными  свойствами, так и приоб-

ретенными в процессе обучения (познания) и воспитания

путем формирования индивидуальной культуры. Через ин-

дивидуальность раскрывается своеобразие личности, ее спо-

собности, предпочтительная сфера деятельности. Базовые

свойства личности (самооценка, тип  личности, темперамент,

способности и т.п.) представляют, таким  образом, сплав вро-

жденных и приобретенных в процессе воспитания и социа-

лизации черт и формируют определенный стиль поведения

и деятельности личности.

На основе самопознания у человека вырабатывается оп-

ределенное эмоционально-ценностное отношение к себе, кото-

рое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку

своих способностей, психологических  качеств и поступков, сво-

их жизненных целей и возможностей их достижения, а также

своего места среди других людей. Жизнь доказывает. Что пра-

вильная самооценка, основанная на чувстве  согласия с собой,

имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, со-

провождающие нашу жизнь, на самом  деле, определяются

фундаментальными убеждениями  человека о себе.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и

адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с раз-

ной самооценкой будут вести  себя совершенно по-разному,

предпримут разные действия, тем  самым по-разному будут

воздействовать на развитие событий. Это имеет колоссальное

значение для оценки поведения  личности в системе правоот-

ношений. Здесь мы выходим на другую проблему – проблему

мотивации.

Мотивация – это система внутренних побуждений че-

ловека-личности к определенному поведению и деятельности.

Структура мотивационной сферы  может быть понята только в

рамках понятия «психика».

Психика (ψυχη – душа; ψυχικος – душевный) – это фор-

ма самоорганизации живых существ и способ их адекватного

взаимоотношения с окружающим миром, проявляющийся в

активном восприятии окружающих предметов  и явлений и

выработке на этой основе стратегии  поведения

 

 

Психически процессы – это отдельные проявления пси-

хической деятельности человека, изучаемые в динамике и ус-

ловно вычленяемые в качестве относительно изолированных

объектов исследования: познавательные (когнитивные), эмо-

циональные, волевые.

Психические свойства – самостоятельные компоненты в

структуре психики (ее подструктуры), определяющие индиви-

дуально-психологические особенности  личности. Среди них:

1) динамику ее психических процессов  – темперамент; 2) пси-

хические возможности личности, в отдельных видах деятель-

ности – способности; 3) направленность личности – характер-

ные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки,

симпатии и антипатии, идеалы и  мировоззрение; 4) проявля-

ясь в соответствующих обобщенных способах поведения, на-

правленность обусловливает характер личности.

Системный подход к психологии человека означает пре-

одоление представления о личности как о вместилище психо-

логических процессов, состояний  и свойств. Личность – это

единое целостное образование, отдельные элементы которого

находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные осо-

бенности индивида – тип его высшей нервной деятельности –

закономерно определяет его темперамент. Темперамент про-

является во всех действиях личности. Тип высшей нервной

деятельности и темперамент  человека обусловливают в из-

вестной мере его способности. Способности человека обуслов-

ливают возможности его включения в определенные виды

деятельности, поэтому они влияют на формирование направ-

ленности личности. Направленность, способность и темпера-

мент человека преломляются в чертах характера.

Психические свойства многосистемны, то есть они по-

разному проявляются в различных  системах взаимосвязей.

Можно выделить свойства личности как  субъекта познания,

трудовой деятельности, общения.

Так, в процессе познания первостепенное значение при-

обретают гностические свойства личности: сенсорно-

перцептивные, мнемические и интеллектуальные (когнитив-

ные). В процессе трудовой деятельности первостепенное значе-

ние имеют соответствующие способности и характер, а в про-

цессе общения – характер и коммуникативные свойства (рече-

вые особенности, контактность, рефлексивность, суггестивность,

конформность, психологическая совместимость и др.).

Информация о работе Психические явления