Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:29, реферат
Психическое состояние – временнóе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.
Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.
2.Интенсивность.
3.Устойчивость. Способность длительное
время поддерживать высокие
4.Объем -- количество однородных стимулов, находя-щихся в фокусе внимания взрослого человека - от 4 до 6 объектов, у ре-бенка - не более 2-3. Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта.
5.Распределение, то есть
6. Переключение внимания
Память - познавательное качество, механизмы и процессы, обеспечивающие запоминание человеком, сохранение и воспроизведение опыта и значимой информации. Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и воспроизведение - основные процессы памяти./3, с.94/
Принято различать механическое и
смысловое запоминание. Процесс
механического запоминания
Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание -- про-цесс, обратный запоминанию. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в дея-тельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.
Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слухо-вую, двигательную. В зависимости от установки на длительность сохранения (по-мнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную па-мять.
Большое значение для развития профессиональной памяти имеют воспитание добросовестности, ответственности, интереса к своей специальности, ознакомление с приемами эффективного запоминания, сохранения в памяти и воспроизведения информа-ции, соответствующие тренировки памяти./3, с.94/
Мышление - психический позна-вательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и слож-ных связях и отношениях. Мышление невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обоб-щения.
Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существен-ные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме -- уст-ной или письменной, вслух или про себя. Суждение -- это отражение связей между предметами и яв-лениями действительности или между их свойствами и призна-ками. Суждения бывают истинными или ложными. Умозаключение -- вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах. Различают два основных вида умозаключения: 1) индуктивные (индукция) умозаключение от частных случаев к общему положению и 2) дедуктивные (дедукция) - от общего положения (суждения) к частному случаю.
Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, син-теза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации, классификации. Анализ - разложение целого на состав-ные части.
Синтез - восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существен-ных связей. Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, яв-лений, их свойств и выявлении общности или различий между ними. Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Обобщение сводится к объединению многих предметов явле-ний по какому-то общему признаку. Конкретизация -- это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления. Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение част-ного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существен-ным признакам. Систематизация -- это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке. В зависимости от характера познавательной деятельности чело-века в психологии различают мышление наглядно-действенное, образное и отвлеченное.
Наглядно-действенное мышление проявляется непосредствен-но в процессе деятельности человека. Образное мышление протекает на основе образов, представле-ний, которые человек воспринимал и усвоил раньше. Отвлеченное, абстрактное мышление осуществляется на осно-ве понятий, категорий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются.
Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами: глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность и не-которые другие.
Речь -- это психический процесс использования языка с це-лью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Со-держание и форма речи человека зависят от его профессии, опы-та, темперамента, характера, способностей, интересов, состоя-ний и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя. Речь в профессиональной деятельности является носителем информации и средством взаимовоздействия. В речевой деятель-ности специалиста можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподго-товленную.
Воображение -- это психический процесс создания новых обра-зов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризуются неопределенностью./2, с.169/
С физиологической точки зрения
воображение -- это процесс образования
новых систем временных связей в
результате сложной аналитико-
Воображение бывает активным и пассивным. В психологии раз-личают два вида активного воображения: воссоздающее и твор-ческое. Например, опытный юрист на основе отдельных фактов, следов происшествия как бы воссоз-дает достаточно полно картину ситуации. Творческое воображение -- это процесс создания новых обра-зов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действи-тельности. Изобретательство, рационализаторство, выработка но-вых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. Воображение может быть и пассивным, уводящим человека от действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в мир фантазии и живет в этом мире, ничего не пред-принимая (маниловщина) и тем самым отдаляясь от реальной жизни. Ценность личности определяется тем, какие виды воображе-ния в ней преобладают: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность.
Личность и психика
Гордон Оллпорт дал следующее определение личности:
«Личность есть динамическая организация тех психофизио-
логических систем в индивиде, которые детерминируют его
уникальное приспособление к среде». Это определение выво-
дит нас на проблему соотношения личности и психики. Ру-
бинштейн по этому поводу пишет: «Субъективность психиче-
ского в первом, исходном ее значении связана с принадлежно-
стью всего психического индивиду, человеку как субъекту. Не
существует ничьих ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощу-
щение, всякая мысль — всегда есть ощущение, мысль опреде-
ленного человека. Субъективность психического означает, что
это деятельность субъекта».
Психологический облик человека очень многообразен
и определяется как врожденными свойствами, так и приоб-
ретенными в процессе обучения (познания) и воспитания
путем формирования индивидуальной культуры. Через ин-
дивидуальность раскрывается своеобразие личности, ее спо-
собности, предпочтительная сфера деятельности. Базовые
свойства личности (самооценка, тип личности, темперамент,
способности и т.п.) представляют, таким образом, сплав вро-
жденных и приобретенных в процессе воспитания и социа-
лизации черт и формируют определенный стиль поведения
и деятельности личности.
На основе самопознания у человека вырабатывается оп-
ределенное эмоционально-ценностное отношение к себе, кото-
рое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку
своих способностей, психологических качеств и поступков, сво-
их жизненных целей и
своего места среди других людей. Жизнь доказывает. Что пра-
вильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой,
имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, со-
провождающие нашу жизнь, на самом деле, определяются
фундаментальными убеждениями человека о себе.
Самооценка может быть заниженной, завышенной и
адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с раз-
ной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному,
предпримут разные действия, тем самым по-разному будут
воздействовать на развитие событий. Это имеет колоссальное
значение для оценки поведения личности в системе правоот-
ношений. Здесь мы выходим на другую проблему – проблему
мотивации.
Мотивация – это система внутренних побуждений че-
ловека-личности к определенному поведению и деятельности.
Структура мотивационной сферы может быть понята только в
рамках понятия «психика».
Психика (ψυχη – душа; ψυχικος – душевный) – это фор-
ма самоорганизации живых существ и способ их адекватного
взаимоотношения с окружающим миром, проявляющийся в
активном восприятии окружающих предметов и явлений и
выработке на этой основе стратегии поведения
Психически процессы – это отдельные проявления пси-
хической деятельности человека, изучаемые в динамике и ус-
ловно вычленяемые в качестве относительно изолированных
объектов исследования: познавательные (когнитивные), эмо-
циональные, волевые.
Психические свойства – самостоятельные компоненты в
структуре психики (ее подструктуры), определяющие индиви-
дуально-психологические
1) динамику ее психических
хические возможности личности, в отдельных видах деятель-
ности – способности; 3) направленность личности – характер-
ные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки,
симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявля-
ясь в соответствующих обобщенных способах поведения, на-
правленность обусловливает характер личности.
Системный подход к психологии человека означает пре-
одоление представления о
логических процессов, состояний и свойств. Личность – это
единое целостное образование, отдельные элементы которого
находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные осо-
бенности индивида – тип его высшей нервной деятельности –
закономерно определяет его темперамент. Темперамент про-
является во всех действиях личности. Тип высшей нервной
деятельности и темперамент человека обусловливают в из-
вестной мере его способности. Способности человека обуслов-
ливают возможности его включения в определенные виды
деятельности, поэтому они влияют на формирование направ-
ленности личности. Направленность, способность и темпера-
мент человека преломляются в чертах характера.
Психические свойства многосистемны, то есть они по-
разному проявляются в различных системах взаимосвязей.
Можно выделить свойства личности как субъекта познания,
трудовой деятельности, общения.
Так, в процессе познания первостепенное значение при-
обретают гностические свойства личности: сенсорно-
перцептивные, мнемические и интеллектуальные (когнитив-
ные). В процессе трудовой деятельности первостепенное значе-
ние имеют соответствующие способности и характер, а в про-
цессе общения – характер и коммуникативные свойства (рече-
вые особенности, контактность, рефлексивность, суггестивность,
конформность, психологическая совместимость и др.).