Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 10:40, реферат
Цель работы состоит в изучении периода дошкольного детства и его психологической характеристике.
Задачи: определить понятие и изучить основные особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте; структуру и динамику ведущей деятельности в дошкольном возрасте; основные новообразования этого периода; рассмотреть психологическую готовность к обучению как итог психологического развития дошкольника.
1. Понятие и основные особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте 4
2. Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте 11
3. Основные новообразования дошкольного возраста 14
4. Психологическая готовность к обучению как итог психологического развития дошкольника 17
Заключение 19
Список литературы 21
б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.
Е.И. Рогов указывает на следующие критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению:
- дифференцированное восприятие;
-аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
-интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
-овладевание на
слух разговорной речью и
-развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
в) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми (внеситуативно-личностное, по Лисиной) и переход от эгоцентризма к децентрации
г) мотивационная готовность включает в себя следующие критерии:- наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач и др.);
- понимание необходимости учения как обязательной ответственной деятельности;
- минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
- эмоционально-благополучное отношение к школе.
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Несформированность одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Таким образом, дошкольный возраст — этап психического развития от 5 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший, старший и средний дошкольный возраст. Выделим основные психологические аспекты развития ребенка в этом возрасте:
Познавательное воображение сильно изменяется на данном этапе. Дети передают переработанные впечатления, начинают целенаправленно искать приемы для их передачи. Впервые появляется целостное планирование.
Творчество ребенка носит проективный характер.
Особенностью дошкольного периода является наличие богатой эмоциональной палитры. С одной стороны эта особенность обеспечивает более адекватное эмоциональное поведение ребенка. Ho с другой, она же может стать причиной деформации эмоциональной сферы ребенка.
В этом возрасте происходит формирование нравственно-эстетических категорий, развивается чувство стыда, вины, сопереживания.
Основная отличительная
черта внимания в дошкольном возрасте - это
непроизвольность. Ребенок легко отвлекается
от деятельности, быстро появляются другие интересы.
Функции зрительного восприятия в целом оказываются сформированы уже к началу дошкольного возраста, а функции слухового восприятия оказываются в целом сформированными только к концу старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Непроизвольный характер познавательных процессов обусловливает синкретизм психической деятельности, когда у ребенка все без различия сбито в кучу, и он не может установить между разными предметами связи и найти общие признаки.
Характерная форма мышления в возрасте 4-6 лет - наглядно-образное мышление. Это означает, что ребенок решает задачи не только в ходе практических действий с предметами (что характерно для наглядно-действенного мышления), но и в уме, опираясь на свои образы (представления) об этих предметах.
Ребенок дошкольного возраста непосредственен.
К 7 годам преодолеваются особенности детского мышления. Появляется логизм, устанавливаются причинно-следственные связи. Как итог, ребенок может рассуждать дедуктивно, становится способным к школьному обучению.
Развитие речи дает возможность социализованного взаимодействия.
Ведущая деятельность в этот период – игра.
Дошкольный возраст - период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
Готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Психологическая готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, включающим в себя
Информация о работе Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте