Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 13:30, контрольная работа
Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).
Тема дисциплины 7: Психическое состояние.
Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).
Наряду
с психическими состояниями отдельного
человека существуют и «массовидные»
состояния, то есть психические состояния
отдельных общностей людей (микро- и макрогрупп,
народов, обществ). В социологической и
социально-психологической литературе
специально рассматриваются два вида
таких состояний ─ общественное мнение
и общественное настроение.
Психические состояния человеческих общностей
характеризуются целым рядом признаков,
не свойственных вообще или свойственных
в меньшей степени состояниям индивида;
массовидность; ярко выраженный социальный
характер; большая политическая значимость
в жизни общества; «заразительность»,
то есть способность к быстрой иррадиации
(распространению); «эффект группы», то
есть увеличение силы и значения состояний
людской общности; информативность, тенденция
к закреплению.
Психические состояния человека характеризуются
целостностью, подвижностью и относительной
устойчивостью, взаимосвязью с психическими
процессами и свойствами личности, индивидуальным
своеобразием и типичностью, крайним многообразием,
полярностью.
Каждому психическому
состоянию человека соответствует
противоположное состояние (уверенность
─ неуверенность, активность ─ пассивность,
фрустрация ─ толерантность и так далее).
В зависимости от влияния на личность,
психические состояния человека делятся
на: положительные и отрицательные, стенические
и астенические.
Возникновение и протекание психических
состояний человека зависят от его индивидуальных
психических и нейрофизиологических качеств,
предшествующих психических состояний,
жизненного опыта, (в том числе профессионального),
возраста, физического состояния, конкретной
ситуации и т.д. Однако можно выделить типичные
положительные и отрицательные психические
состояния, свойственные большинству
людей, как в повседневной жизни (любовь,
счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной
деятельности. Сюда следует отнести психические
состояния профессиональной пригодности,
осознания значимости своей профессии,
состояние радости от успехов в работе,
состояние волевой активности и т. д.
Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. Они характеризуются улыбкой на лице, удовольствием от общения с другими людьми, ощущением принятия окружающими, уверенностью в себе и спокойствием, ощущением способности справиться с жизненными проблемами. Аргайл и другие выделили 3 группы факторов положительных эмоциональных состояний, такие как полнота переживаний и их глубина; успех; чувство привязанности к людям. Полнота переживаний имеет много общего с "пиковыми переживаниями" или "моментами наиболее полного ощущения счастья и самореализации". Это состояние характеризуется как полная вовлеченность, погруженность в какую-либо деятельность - трудовую или досуговую. Источником этой вовлеченности является равновесие между сложностью деятельности и умениями человека. Если проблема, которую предстоит решить, слишком сложна, появляется чувство беспокойства, если слишком проста, то чувство скуки.
Положительно
окрашенное эмоциональное состояние
влияет на протекание практически всех
психических процессов и
Радость —
одна из основных положительных эмоций
человека, внутреннее чувство удовлетворения,
удовольствия и счастья. Является положительной
внутренней мотивацией человека. Радость
считается противоположной
Счастье —
психологическое состояние, при
котором человек испытывает удовлетворенность
собственным бытием, внутренняя гармония.
Разделяются: эпизодическая
Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту.
Способность
к любви у высших животных может
проявляться в форме
Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным человеку.
Любовь рассматривается
также как философская
В учебной и профессиональной деятельности положительными психическими состояниями являются: профессиональная заинтересованность, творческое вдохновение и решительность.
Профессиональная заинтересованность − психическое состояние, для которого характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста.
Творческое
вдохновение − психическое
Решительность
− психическое состояние
Таким образом, мы видим, что стенические психические состояния сопровождаются положительными эмоциями, характеризуются повышением жизнедеятельности (возникает состояние возбуждения, радостного волнения, подъёма, бодрости). При переживании дыхание становится глубоким и лёгким, сердце работает энергичнее, в глазах появляется блеск, корпус выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения действий, требующих затраты большей, чем обычно энергии. Они активны, переживаются с положительным эмоциональным тоном, уверенностью и хорошим расположением духа. Человек полон сил и готов прийти на помощь другому.
Наряду с
положительными (стеническими) состояниями
у человека в процессе его жизнедеятельности
могут возникать и
Психологи также говорят о состоянии сугубо
операционной (операторной, деловой) напряженности,
которая возникает в результате сложности
выполняемой деятельности (это трудности
сенсорного различения, состояния бдительности,
сложность зрительно-двигательной координации,
интеллектуальная нагрузка и т. д.), и эмоциональной
напряженности, вызванной эмоциональными
экстремальными условиями (работой с людьми,
в том числе с больными, правонарушителями
и т. д.).
Необходимо также отметить, что решение
сложных мыслительных задач вообще невозможно
без определённого эмоционального напряжения.
Эмоциональное напряжение является необходимым
условием продуктивной интеллектуальной
деятельности т. к. сознательной оценке
всегда предшествует эмоциональная, выполняющая
функцию предварительного отбора гипотез.
«Эмоциональное решение» значительно
опережает интеллектуальное решение,
выступая как эмоциональное предвосхищение
нахождения основного принципа решения
задач.
Выступая против ошибочных вербальных
(словесных) оценок, эмоции могут выполнять
положительную функцию «коррекции» поисковой
деятельности, приводящей к объективно
верным результатам.
Предварительное эмоциональное переживание
ситуации позволяет человеку:
а) почувствовать, что выполняемая им деятельность
является «его деятельностью»;
б) как бы дистанционно оценивать условия
протекания планируемой деятельности,
т.е. осуществлять так называемое предварительное
«эмоциональное планирование».
Здесь даже отрицательные эмоции могут
выполнять положительную роль в связи
с тем, что происходит взаимодействие
«интеллектуальных» (эмоциональная активизация,
являющаяся продуктом интеллектуального
процесса) и «ситуативных» (эмоциональная
активация, порождаемая общей ситуацией,
в которой протекает интеллектуальный
процесс) эмоции.
Стресс − неспецифический ответ организма
на любое предъявленное ему требование
(Селье). По физиологической сути стресс
понимается как адаптационный процесс,
целью которого является сохранение морфофункционального
единства организма и обеспечение оптимальных
возможностей для удовлетворения имеющихся
потребностей. Под неспецифическим ответом
Селье понимал стереотипный ответ организма,
независимый от природы раздражителя.
Лазарус разводит понятия физиологического
и психологического стресса. Они отличаются
по особенностям стимула, механизму возникновения
и характеру ответной реакции. Физиологический
стресс характеризуется нарушением гомеостаза,
он вызывается непосредственным действием
неблагоприятного фактора на организм
(например, погружение в ледяную воду,
перегрев организма и пр.). Восстановление
гомеостатических функций обеспечивается
висцеральными и нейрогуморальными механизмами,
которые обусловливают стереотипный характер
реакций, однозначно обусловленных характером
стрессора. Поэтому при физиологическом
стрессе реакции стереотипны и предсказуемы.
Иначе обстоит дело при психологическом
стрессе. Анализ психологического стресса
требует учета таких факторов, как значимость
ситуации для субъекта, интеллектуальные
процессы, личностные особенности. Поэтому
при психологическом стрессе реакции
индивидуальны и не всегда предсказуемы.
"...Решающим фактором, определяющим
механизмы формирования психических состояний,
отражающим процесс адаптации к сложным
условиям у человека, является не столько
объективная сущность "опасности",
"сложности", "трудности" ситуации,
сколько ее субъективная, личная оценка
человеком" (Немчин).
Любая нормальная деятельность человека
может вызвать значительный стресс, не
причинив при этом вреда организму. Более
того, умеренный стресс (состояния нервно-психического
напряжения I, II и отчасти III уровня) мобилизуют
защитные силы организма и, как было показано
в ряде исследований, оказывают тренирующий
эффект, переводя организм на новый уровень
адаптации. Вредоносным является дистресс,
или вредный стресс, по терминологии Селье.
Состояние психоэмоциональной напряженности,
психоэмоционального стресса, фрустрации,
аффекта можно отнести к дистрессовым
состояниям.
Фрустрация – психическое состояние,
возникающее в случае, когда человек на
пути к достижению цели сталкивается с
препятствиями, которые реально непреодолимы
или воспринимаются им как непреодолимые.
В ситуациях фрустрации происходит резкое
повышение активации подкорковых образований,
возникает сильный эмоциональный дискомфорт.
При высокой толерантности (устойчивости)
по отношению к фрустраторам поведение
человека остается в пределах адаптивной
нормы, человек демонстрирует конструктивное,
разрешающее ситуацию поведение. При низкой
толерантности могут проявляться различные
формы неконструктивного поведения. Наиболее
частой реакцией является агрессия, которая
имеет разное направление. Агрессия, направленная
на внешние объекты: словесный отпор, обвинения,
оскорбление, физические нападки на человека,
который вызвал фрустрацию. Агрессия,
направленная на себя: самообвинение,
самобичевание, чувство вины. Может происходить
смещение агрессии на других лиц или на
неодушевленные предметы, тогда человек
"выливает свой гнев" на ни в чем не
повинных членов семьи или бьет посуду.
Состояние тревоги возникает в ситуациях
неопределенности, когда характер или
время возникновения угрозы не поддается
предсказанию. Тревога - сигнал опасности,
которая еще не реализована. Состояние
тревоги переживается как чувство диффузного
опасения, как неопределенное беспокойство
- "свободноплавающая тревога". Тревога
изменяет характер поведения, ведет к
усилению поведенческой активности, побуждает
к более интенсивным и целенаправленным
усилиям и тем самым выполняет адаптивную
функцию. Однако в случае, если интенсивность
и длительность тревоги неадекватны ситуации,
это препятствует формированию адаптивного
поведения и ведет к нарушениям поведенческой
интеграции, а иногда и к клинически выраженным
нарушениям психики и поведения. При изучении
тревоги выделяют тревогу, как личностную
черту, обусловливающую готовность к тревожным
реакциям, проявляющимся в неуверенности
в будущем, и актуальную тревогу, входящую
в структуру психического состояния в
данный конкретный момент (Спилбергер,
Ханин). Березин, основываясь на экспериментальных
исследованиях и клинических наблюдениях,
развивает представление о существовании
тревожного ряда. Этот ряд включает в себя
следующие аффективные феномены.
1. Ощущение внутренней напряженности.
Создавая напряженность, настороженность,
этот уровень тревоги имеет наиболее адаптивное
значение, поскольку включает механизмы
адаптации, модифицирует активность личности
и не сопровождается нарушениями интеграции
поведения.
2. Гиперестезические реакции. При нарастании
тревоги ранее нейтральные стимулы приобретают
значимость, им придается отрицательная
эмоциональная окраска, утрачивается
дифференциация значимых и незначимых
стимулов, в результате чего множество
событий внешней среды становятся значимыми
для субъекта, а это, в свою очередь, еще
больше усиливает тревогу).
3. Собственно тревога характеризуется
появлением ощущения неопределенной угрозы,
неясной опасности. Признаком тревоги
является невозможность определить характер
угрозы и предсказать время ее возникновения.
Неосознаваемость причин, вызвавших тревогу,
может быть связана с отсутствием или
бедностью информации, с неадекватностью
ее логической переработки или неосознаванием
факторов, вызывающих тревогу.
4. Страх. Неосознаваемость причин тревоги,
отсутствие ее связи с объектом делают
невозможным организацию деятельности
по устранению или предотвращению угрозы.
В результате неопределенная угроза начинает
конкретизироваться, происходит смещение
тревоги к конкретным объектам, которые
начинают расцениваться как угрожающие,
хотя это может и не соответствовать действительности.
Такая конкретизированная тревога представляет
собой страх.
5. Ощущение неотвратимости надвигающейся
катастрофы, нарастание интенсивности
тревоги приводит субъекта к представлению
о невозможности избежать угрозы. А это
вызывает потребность в двигательной
разрядке, которая проявляется в следующем
шестом феномене - тревожно-боязливом
возбуждении, на этой стадии дезорганизация
поведения достигает максимума, возможность
целенаправленной деятельности исчезает.
Все эти феномены проявляются по-разному
в зависимости от стабильности психического
состояния.
Депрессия - временное, постоянное или
периодически проявляющееся состояние
тоски, душевной подавленности. Характеризуется
снижением нервно-психического тонуса,
обусловленного негативным восприятием
реальности и самого себя. Депрессивные
состояния возникают, как правило, в ситуациях
утраты: смерть близких, разрыв дружеских
или любовных отношений. Депрессивное
состояние сопровождается психофизиологическими
нарушениями (утратой энергии, мышечной
слабостью), ощущением пустоты и бессмысленности,
чувством вины, одиночества, беспомощности
(Василюк). Для депрессивного состояния
характерна мрачная оценка прошлого и
настоящего, пессимизм в оценке будущего.
Агрессия −проявление в чувствах и действиях
индивида или социальной группы враждебности.
Враждебность может быть направлена на
себя (нанесение психического вреда себе:
самообвинение, самоунижение или физического
вреда: телесные повреждения, самоубийство)
или на окружение физическое, социальное.
В зависимости от мотивов, лежащих в основе
агрессии, различают: реактивную агрессию
(порождена опасностью утраты жизни, свободы,
имущества); компенсаторную агрессию (вызывается
неспособностью человека применять свои
силы для достижения цели и заменяет продуктивную
деятельность агрессией). Существуют также
виды агрессии, ориентированные против
жизни, которые обусловлены патологией
психики (некрофилия, нарциссизм и др.).
Персеверация и ригидность
Заканчивая разговор об отрицательных
психических состояниях, которые могут
возникать у человека в процессе его деятельности
и общения, необходимо хотя бы кратко остановиться
на состояниях персеверации и ригидности.
Некоторые авторы, особенно зарубежные
(Г. Айзенк, Р. Кэттелл и др.), часто объединяют
эти состояния, и в них действительно много
общего. Однако персеверация - пассивное
состояние, возникающее по инерции, навязчивое,
стереотипное, вязкое; ригидность - более
активное состояние, характеризующееся
сопротивлением изменениям, близкое к
упрямству. Ригидность более личностное
состояние, чем персеверация, показывает
отношение или установку человека к изменениям.
Говоря о вреде персеверации и ригидности
для человека, в первую очередь, для его
мышления, необходимо учитывать, что как
крайне ригидные, так и крайне неригидные
(пластичные) люди имеют свои трудности
в интеллектуальной деятельности: первые
из-за инертности, "застойности",
вторые - вследствие такой "подвижности",
которая мешает сохранить необходимые
для работы мысли опорные пункты.
Исходя из вышесказанного, можно сделать
вывод, что отрицательные психические
состояния психические состояния противоположны
стеническим. В отличие от них, астенические
состояния сопровождаются отрицательными
эмоциями, самобичеванием, нежеланием
общаться. Человек испытывает дискомфорт,
неуверенность, незащищенность. Человек
чувствует себя подавленным. Уровень работоспособности
падает.
Однако, есть и такие люди, которым нравится
испытывать страх, особенно наглядно проявляется
при катании людей на американских горках
или при спуске на лыжах с крутого склона
и т. д. Здесь удовольствие возникает не
только от переживания страха и сознания
его безопасности, но и от физических ощущений.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Вариант №1
1 Особенности психологии как науки. Отличия научной психологии от житейской.
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знании. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.
Чем же отличаются житейские психологические знания от научных.
Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси - тоже хорошие психологи.
Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто - довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.
Научная же психология,
как и всякая наука, стремится
к обобщениям. Для этого она
использует научные понятия. Отработка
понятий - одна из важнейших функций
науки. В научных понятиях отражаются
наиболее существенные свойства предметов
и явлений, общие связи и соотношения.
Научные понятия четко
Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел. То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми.
Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.
Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: "Это то, что следует проверить по документам". Я не буду сейчас говорить о том, как понятие "личность" определяется в научной психологии, - это сложный вопрос, и мы им специально займемся позже, на одной из последних лекций. Скажу только, что определение это сильно расходится с тем, которые было предложено упомянутым школьником.
Второе отличие
житейских психологических
Часто педагоги
и тренеры находят эффективные
способы воспитания, обучения, тренировки,
идя тем же путем: экспериментируя
и зорко подмечая малейшие положительные
результаты, т. е. в определенном смысле
"идя на ощупь". Нередко они
обращаются к психологам с просьбой
объяснить психологический
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.
Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера.
Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли - стали мы после этого столь же проницательными психологами?