Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:40, реферат
Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.
З. Фрейд и появление психоанализа 2
Основные идеи психоанализа 3
Деление психики человека на сознательное и бессознательное 3
Основные понятия психоанализа 4
Психогидравлическая модель общества 8
Побуждения, инстинкты и принцип равновесия 9
Методы расшифровки бессознательного 10
Проблемы психоанализа 12
Философия психоанализа 12
Заключение 16
Список литературы. 16
З. Фрейд и появление психоанализа
Выяснение истинных причин
разных проблем, тайных желаний человека
рождает новую проблему - как доказать
тому, кто не верит в существование
у себя таких влечений и стремлений
их наличие. Даже если человек и знает,
что у него внутри, но не хочет
это по каким-либо причинам признать,
то ему не предъявишь неопровержимых
доказательств. Один только метод анализа
сновидений для противника психоанализа
является архаичным. Метод этот, по
их мнению, возвращает человечество на
уровень колдовства, знахарства, гадания
и других парапсихологических чудес.
И, совершенно естественно, человек
не признаёт результатов. Другой метод
- анализа ошибок, также не снимает
всех проблем. Действительно, всё можно
(и иногда вполне обоснованно) объяснить
усталостью, невнимательностью или
просто природной рассеянностью. Человек
не хочет признаваться в том, что
его охарактеризует не с самой
хорошей стороны и отказывается
от того, что ему говорит психоаналитик.
Подобные примеры приводит З. Фрейд
и я наблюдал уже четыре таких
случая в семье. Часто ссылаются
не только на невнимательность, но и
начинают критиковать теорию Фрейда
за некоторые действительно
Психоанализ - не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией. Общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в этнографии, религиоведении, социальной психологии и социологии. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта. Многие исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клинического наблюдения за истерическими больными и рассмотрении основателем психоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX века. Что касается философских идей, то они не оказали никакого влияния на Фрейда, ибо он не только с предубеждением относился к абстрактным размышлениям философов, но и фактически никогда не обращался к философским трактатам. Другие исследователи считают, что некоторые философские идеи вполне могли оказать воздействие на становление различных психоаналитических концепций.
Среди философов, размышления
которых о человеке дали толчок к
формированию учения Фрейда, называются
имена Аристотеля, Платона, Шопенгауэра,
Ницше и других. Разумеется, выдвижение
Фрейдом психоаналитических идей сопровождалось
переосмыслением
Против абсолютизации
власти разумного начала в человеке
выступил Б. Спиноза, выдвинувший положение,
согласно которому влечение или желание
есть сама сущность человека. Эти представления
о соотношении разума и страстей,
сознания и влечений человека нашли
свое отражение в работах ряда
философов, высказывавших сомнение
по поводу тех или иных положений
картезианской философии. Одним
из таких философов был К. Юм, который
выступил против принятых представлений,
что любое разумное существо сообразует
свои помыслы с разумом. В рассуждениях
Спинозы и Юма много сходного
с тем, что позднее было выражено
в психоаналитическом учении Фрейда.
Это, прежде всего, положение о том,
что в жизнедеятельности
Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих философских работах XIX века. Одним из философов, отстаивающих иррационалистическую линию в философской мысли, был Шопенгауэр. Аналогичных взглядов придерживается и Ницше. Философия Шопенгауэра и Ницше оказала большое влияние на формирование психоанализа. Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции. Конечно, между психоанализом Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нет абсолютного тождества. Для Фрейда бессознательное - это прежде всего и главным образом нечто психологическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. Однако, рассуждения Шопенгауэра и Ницше о приоритете бессознательного над сознанием и рассмотрении бессознательного в качестве важного, определяющего элемента человеческой жизни были близки Фрейду, который поставил всю эту проблему в центр своего психоаналитического учения. Следует упомянуть о немецком философе и о психологе Т. Липсе, который заявил, что бессознательные процессы представляют собой особую сферу психического, требующую изучения. В период, предшествующий зарождению психоанализа, Фрейд неоднократно обращался к работам Липсе и, несмотря на то, что он пытался доказать, что использованное им понятие бессознательного не совпадает с той его трактовкой, какая имела место у Липсе, ибо последний акцентировал внимание на описательном аспекте данной проблематики, в то время как в психоанализе исследуются динамические стороны бессознательного, идеи этого немецкого философа оказали заметное влияние на Фрейда. Таким образом, еще до Фрейда многие философы обращались к проблеме бессознательного и их идеи, несомненно, оказали влияние на становление психоаналитического учения Фрейда. Если мы рассматриваем психоанализ как систему научных знаний о мировоззрении, психологии и философии, то фрейдизм это общее название различных школ и направлений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре.
Среди последователей З. Фрейда
можно назвать А. Адлера и К. Юнга.
В конце 30-х годов возник неофрейдизм
соединивший психоанализ Фрейда
с социологическими теориями. Подвергнув
критике ряд положений
На этом можно закончить рассмотрение вопросов психоаналитической теории. Узнав, как появился и развивался психоанализ, как рассматривается З. Фрейдом структура личности и связи между элементами, как оцениваются фрейдистами и неофрейдистами социокультурные явления. Принимать или не принимать теорию - дело добровольное, как и обращаться или нет к психоаналитику. Важны и философские аспекты психоанализа. По словам В. Лейбина, можно с "полным основанием говорить о том, что в ближайшем будущем психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре не только утратит своего влияния на развитие ... философской мысли, но, напротив, сохранит свою значимость в условиях сближения между собой различных философских школ". Если сейчас, в условиях разъединенённости мира и споров о том, что и кто лучше, теория действительно послужит делу создания общих знаменателей, то только за это можно будет благодарить З. Фрейда и сказать, что он работал не зря.
Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л-д: Эго, 1991 г.
Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политическая литература, 1990 г.
Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 1998.
Фрейд З. Я и Оно.
Хрестоматия по истории