Психоанализ К. Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:11, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – охарактеризовать основные положения психоаналитической теории К.Г. Юнга.
Для того, чтобы достичь поставленную цель, нам необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть взгляды К. Юнга относительно коллективного бессознательного
- проанализировать самость и четыре системы психики в творчестве К. Юнга
- сопоставить экстравертный и интровертный типы личности
- разобрать психологические функции и ориентации личности
- описать взгляды К, Юнга на проблему природы сновидений
- выяснить подходы К. Юнга к анализу сновидений

Содержание

Введение
1. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга
1.1 Коллективное бессознательное в психоанализе К. Юнга
1.2 Самость и четыре системы психики
2. Психологические типы К. Юнга и функции личности
2.1 Экстравертный и интровертный типы характера
2.2 Психологические функции и ориентации личности
3. Проблема сновидений в творчестве К. Юнга
3.1 К. Юнг о природе сновидений
3.2 Подходы к анализу сновидений
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

теория архитипа Юнга.docx

— 43.27 Кб (Скачать файл)

 

Так как  с помощью этих двух установок  невозможно достаточно полно объяснить  все различия в отношении людей  к миру, то Юнг включает в свою типологию еще психологические  функции: мышление, ощущение, чувство  и интуиция. Мышление и чувство  – рациональные функции, т.к. они  позволяют образовывать суждения о  жизненном опыте. Интуиция и ощущение – иррациональные, так как пассивно схватывают, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их и не объясняя их значение. У каждого человека есть все четыре функции. Но только одна функция из пар рациональных или иррациональных доминирует и осознается. Интегрированная  личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные  функции. Две эго-ориентации и четыре функции, взаимодействуя, образуют 8 типов  личности.

При преобладании сенсорной функции мы наблюдаем  сенсорный характер, при преобладании мыслительной – мыслительный, при  интуитивной – соответственно интуитивный и при преобладании аффективной функции формируется эмоциональный характер личности.

Окружающая  среда, по Юнгу, не дарует личности возможность  ею стать, но лишь выявляет то, что уже  было в ней заложено. В архетипах  заключен опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на текущий  опыт.

Выделение этих функций Юнг и сам признает чисто эмпирическим – никаких  строгих доказательств, что это  именно так он не приводит: ощущение – восприятие с помощью чувственных  органов, мышление – интеллектуальное познание и логические заключения, чувство – функция субъективной оценки, интуиция – восприятие бессознательных содержаний; восприятие, которое нельзя свести к сознательному опыту.

В борьбе за существование человек использует наиболее развитую функцию, которая  постепенно становится критерием привычного способа реагирования.

Для полной идеальной ориентации эти четыре функции должны сотрудничать на равных, но в реальности такого практически  не бывает – одна из функция выходит  на первый план, остальные же остаются недифференцированными. Существует ощущающий тип (голое восприятие без размышлений и чувственных оценок), мыслящий тип, чувствующий тип и интуитивный тип (ни идей, ни чувств, ни ощущений реальности, а целиком «отдают себя во власть соблазнительных возможностей»). При этом существуют противоположности: мыслительный – чувствующий и интуитивный – ощущающий.

Экстраверсия/интроверсия  построена следующим образом: существует сознательная установка (на людей/от людей) и бессознательная. Бессознательная  уравновешивает сознательную, иначе  происходила бы потеря психического равновесия.

При этом экстраверсия/интроверсия не проявляются  сами по себе, а лишь в качестве специфики  главенствующей сознательной функции. О типических бессознательных функциях, по мнению, Юнга, говорить невозможно.

Подавленная функция (например, чувство у мыслящего  типа) отправляется в бессознательное. Речь тут идет не о том, что человек, например, не осознает свои чувства, а о том, что он не может их контролировать, а может только подавлять. При этом функция, подавленная в бессознательное, остается не только неконтролируемой, но и неразвитой, иногда принимая гротескные формы. И, что следует из вышесказанного, если сознательная установка экстравертна, то подавленные чувства интровертны. Чувствующего экстраверта в бессознательном поджидает интеллектуальный интроверт и наоборот.

И вот  именно тут заключается основная сложность в диагностике типов, так как наблюдатель может  видеть как проявления сознательной установки, так и противоположного ей бессознательного. Поэтому надо анализировать, какие явления связаны  с сознательным выбором, а какие  нет и отслеживать, какие адаптивны, а какие носят архаический  характер.

Реально противоположение между бессознательным  и сознанием не выходит в прямой конфликт до тех пор, пока сознательная установка не слишком односторонняя. Иначе бессознательное будет стремиться проявиться в неврозы.

Сознательная  установка всегда является мировоззрением, поэтому столь важно изучение типов. Противоположение между типами – это не только конфликт между  людьми, но и конфликт внутри человека, понимание его – ключ к лечению  страданий и неврозов.

Цель  работы Юнга - не классификация людей  на категории, но обеспечение критической  психологии возможностью осуществлять методическое исследование и представление  эмпирического материала. Типология, по мнению Юнга, критический инструмент исследователя. Таким образом, это  каркас для дальнейшего исследования многообразия личности, помощник в  понимании широкого разнообразия индивидов  и ключ к фундаментальным различиям  в психологических теориях. Существенное средство для определения “личностного уравнения” практического психолога, для избежания серьезных ошибок в работе с пациентами.

 

 

 

Глава 3. Проблема сновидений в творчестве К. Юнга

 

3.1 К.  Юнг о природе сновидений

 

Карл Густав Юнг не разделял концепцию Зигмунда Фрейда, обрисованную в трактате «Толкование сновидений», что сновидения являются «шифром», кодирующим запретные импульсы полового влечения, репрезентацией неосуществленных желаний, считая такой взгляд упрощенным и наивным. На самом деле сновидение, писал Юнг, является прямой манифестацией бессознательного и только незнание его языка мешает понять его послание.

В целях  толкования сновидений, в отличие  от Фрейда, Юнг призывал сновидца не убегать в свободные ассоциации, но сосредоточиться на конкретном образе сновидения и дать ему как можно  больше аналогий. Юнг считал, что  метод свободных ассоциаций позволяет  выявлять лишь личные (индивидуальные) ассоциации сновидца, группирующиеся вокруг комплексов, но не дает приблизиться к смыслу самого сновидения.

По Юнгу, смысловое поле сновидения гораздо  шире этих индивидуальных рамок и  отражает богатство и сложность  всей сферы бессознательного - как  индивидуального, так и коллективного. Одна из идей Юнга заключается в  том, что душа как саморегулирующийся организм компенсирует установку сознания противоположной бессознательной  установкой. Поэтому помощь в интерпретации сновидения способна оказать мифология, поскольку сновидения говорят на мифологическом языке символов, объединяющих противоположные установки в целостные смысловые категории. Только непонимание языка символов ставит интерпретатора в положение француза, который, оказавшись на улицах Лондона, убеждён что все окружающие издеваются над ним, либо пытаются что-то скрыть.

Юнг считал сновидение средством наладить связь  между сознанием и подсознанием и видел в сновидении функцию  компенсации позиции Эго. Также  он особо выделял «большие» сновидения, то есть сны, сопряженные с чувством восторга и ужаса. В этих сновидениях Юнг видел высшее духовное руководство, которое исходит из центра человеческого (а возможно и всякого) бытия — Самости.

 

3.2 Подходы  к анализу сновидений

 

Юнг разработал два основных подхода к анализу  материала сновидений: объективный  и субъективный. В объективном подходе каждый персонаж сна относится к реальному человеку: мать - это мать, подруга - подруга и т.д. В субъективном подходе каждый персонаж сна представляет аспект самого сновидца. Юнг считал, что хотя сновидцу может быть сперва сложно принять субъективный подход, но в процессе работы над сновидением он сможет опознать в персонажах сна свои черты и неведомые ранее аспекты своей личности. Так, например, если человеку снится, что на него нападает сумасшедший убийца, то сновидец может осознать свои убийственные импульсы. Этот подход расширен гештальт-терапевтами: они считают, что даже неодушевленные объекты во сне могут рассматриваться как воплощения аспектов личности сновидца.

Юнг считал, что архетипы (Анимус, Анима, Тень и др.) проявляют себя в снах через символы или персонажей. Это может быть старик, молодая девушка или огромный паук, участвующие в сюжете. Каждый воплощает бессознательную установку, по большей части скрытую от сознания. Даже являясь неотъемлемой частью психики сновидца, они зачастую существуют автономно и воспринимаются сновидцем как внешние фигуры. Знакомство с архетипами, проявляющимися в символах сновидений, позволяют человеку лучше осознавать свои бессознательные установки, интегрировать ранее отщепленные части личности и включаться в процесс целостного понимания своей Самости, что Юнг считал главной задачей аналитической работы[2].

Юнг считал, что материал, подавляемый сознанием (к чему Фрейд и сводил бессознательные  содержания вообще), подобен тому, что  в его концепции именуется  Тенью, и составляет лишь некоторую  часть бессознательного.

Юнг предостерегал  от слепого приписывания символам сна  определенных значений без ясного понимания  личной ситуации сновидца. Он описывал два подхода к символам сновидения: причинный подход и финалистический  подход. В причинном подходе символ редуцирован до определенных базовых тенденций. Таким образом, меч может символизировать пенис, змея - тоже. В финалистическом подходе интерпретатор сновидения спрашивает: "Почему именно этот символ, а не иной?". Тогда меч может репрезентировать пенис за счет своих качеств: он твердый, острый, неодушевленный и разрушительный. А змея, репрезентируя пенис, указывает на другие качества: нечто живое, опасное, возможно, ядовитое и скользкое. Финалистический подход раскрывает дополнительные нюансы смысла установки, в которой находится сновидец.

В отношении  техники работы со сновидениями Юнг  рекомендовал разбирать каждую деталь сна в отдельности, а потом  выявлять суть сна для сновидца. Такой подход является адаптацией процедуры, описанной Вильгельмом Штекелем, который советовал обдумывать сон, как статью в газете, и придумывать для нее заголовок. Гарри Стэк Салливан также описывает подобные процессы "дистилляции сна".

Хотя  Юнг настаивал на универсальности  архетипических символов, его точка  зрения противоположна пониманию знака  – образа, который имеет однозначно определенное значение. Его подход заключался в том, чтобы распознавать динамику и текучесть, которые существуют между символом и его значением. Символы должны исследоваться как  источники индивидуального значения для пациентов, а не сводиться  к предопределенным концепциям. Это убережет интерпретатора сновидения от скатывания к теоретическим и догматическим упражнениям, которые уводят процесс от психологического состояния пациента. В поддержку этой идеи он подчеркивал, что очень важно «прилипнуть к сновидению» - раскрывать глубину его смысла через ассоциации клиента к отдельному образу. Такой подход совершенно противоположен свободным ассоциациям Фрейда, уводящим от черт образа. Он описывал, например, образ «деревянный стол». Может быть, у сновидца нашлись бы какие-то ассоциации с этим образом или, напротив, отсутствовали бы какие-либо личные смыслы (что вызвало бы подозрения в особой значимости образа). Юнг же просит пациента представить себе этот образ как можно более живо и рассказать о нем так, как если бы собеседник никогда не видел деревянных столов.

Юнг подчеркивал  важность контекста в понимании  сновидения. Он считал, что сновидение надо понимать не просто как сложную  загадку, изобретенную бессознательным, которую надо расшифровать для раскрытия  каузальных факторов, стоящих за ней. Сновидения не могут служить детекторами  лжи, которые раскрывали бы нечестность  сознательной установки. Сновидения, как  само бессознательное, говорят на собственном  языке. Будучи репрезентациями бессознательного, образы сновидений самодостаточны и  обладают собственной логикой. Юнг  полагал, что сновидения могут содержать  важные сообщения, философские идеи, иллюзии, дикие фантазии, воспоминания, планы, иррациональные переживания  и даже телепатические прозрения.

Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена  бессознательной, «ночной» стороной, которую  мы воспринимаем как фантазию. Юнг  считал, что несмотря на очевидную  важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной  жизни в сновидениях.

 

 

Заключение

 

В ходе данной контрольной работы мы рассмотрели  взгляды К. Юнга относительно коллективного  бессознательного, проанализировали самость  и четыре системы психики в  творчестве К. Юнга, сопоставили экстравертный  и интровертный типы личности, разобрали  психологические функции и ориентации личности, описали взгляды К, Юнга на проблему природы сновидений, а  так же выяснили подходы К. Юнга к  анализу сновидений.

Карл  Юнг соглашался с Зигмундом Фрейдом  с тем, что психика личности является многоуровневой. Однако, Юнг не считает  пан-сексуалистскую трактовку либидо как основы личности верной. Вместо фрейдовского либидо, он пишет о  психической энергии как таковой, которая является основным проявлением  психической структуры личности.

Согласно  психоаналитической концепции К. Юнга, das Selbst — самость – это интегрирующий  центр структуры личности, архетип  целостности и единства. Самость  играет роль элемента, объединяющего  все противоречивые взаимодействия психической структуры, олицетворяет психическую целостность личности, а так же обеспечивает ее реализацию в качестве субъекта. Что касается учения о характере в психоанализе К. Юнга, то оно говорит о физических и психических признаках. Вместе с тем психоаналитик делает особый упор на взаимосвязь этих признаков.

Учение  о характере представляет собой  учение о признаках и физического, и психического свойства. При этом подчеркивается неразрывность психического и физического.

Что касается подхода К. Юнга к толкованию сновидений, ученый не соглашался с методом свободных  ассоциаций З. Фрейда и предлагал  сосредоточиться на конкретном образе сновидений. Это поможет дать ему  можно больше аналогий и правильно  понять сновидение в контексте личности сновидца.

Информация о работе Психоанализ К. Юнга