Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:11, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – охарактеризовать основные положения психоаналитической теории К.Г. Юнга.
Для того, чтобы достичь поставленную цель, нам необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть взгляды К. Юнга относительно коллективного бессознательного
- проанализировать самость и четыре системы психики в творчестве К. Юнга
- сопоставить экстравертный и интровертный типы личности
- разобрать психологические функции и ориентации личности
- описать взгляды К, Юнга на проблему природы сновидений
- выяснить подходы К. Юнга к анализу сновидений
Введение
1. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга
1.1 Коллективное бессознательное в психоанализе К. Юнга
1.2 Самость и четыре системы психики
2. Психологические типы К. Юнга и функции личности
2.1 Экстравертный и интровертный типы характера
2.2 Психологические функции и ориентации личности
3. Проблема сновидений в творчестве К. Юнга
3.1 К. Юнг о природе сновидений
3.2 Подходы к анализу сновидений
Заключение
Список использованной литературы
Так как с помощью этих двух установок невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру, то Юнг включает в свою типологию еще психологические функции: мышление, ощущение, чувство и интуиция. Мышление и чувство – рациональные функции, т.к. они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Интуиция и ощущение – иррациональные, так как пассивно схватывают, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их и не объясняя их значение. У каждого человека есть все четыре функции. Но только одна функция из пар рациональных или иррациональных доминирует и осознается. Интегрированная личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции. Две эго-ориентации и четыре функции, взаимодействуя, образуют 8 типов личности.
При преобладании сенсорной функции мы наблюдаем сенсорный характер, при преобладании мыслительной – мыслительный, при интуитивной – соответственно интуитивный и при преобладании аффективной функции формируется эмоциональный характер личности.
Окружающая
среда, по Юнгу, не дарует личности возможность
ею стать, но лишь выявляет то, что уже
было в ней заложено. В архетипах
заключен опыт всего человечества,
предрасполагающий к
Выделение этих функций Юнг и сам признает чисто эмпирическим – никаких строгих доказательств, что это именно так он не приводит: ощущение – восприятие с помощью чувственных органов, мышление – интеллектуальное познание и логические заключения, чувство – функция субъективной оценки, интуиция – восприятие бессознательных содержаний; восприятие, которое нельзя свести к сознательному опыту.
В борьбе
за существование человек
Для полной идеальной ориентации эти четыре функции должны сотрудничать на равных, но в реальности такого практически не бывает – одна из функция выходит на первый план, остальные же остаются недифференцированными. Существует ощущающий тип (голое восприятие без размышлений и чувственных оценок), мыслящий тип, чувствующий тип и интуитивный тип (ни идей, ни чувств, ни ощущений реальности, а целиком «отдают себя во власть соблазнительных возможностей»). При этом существуют противоположности: мыслительный – чувствующий и интуитивный – ощущающий.
Экстраверсия/интроверсия построена следующим образом: существует сознательная установка (на людей/от людей) и бессознательная. Бессознательная уравновешивает сознательную, иначе происходила бы потеря психического равновесия.
При этом экстраверсия/интроверсия не проявляются сами по себе, а лишь в качестве специфики главенствующей сознательной функции. О типических бессознательных функциях, по мнению, Юнга, говорить невозможно.
Подавленная функция (например, чувство у мыслящего типа) отправляется в бессознательное. Речь тут идет не о том, что человек, например, не осознает свои чувства, а о том, что он не может их контролировать, а может только подавлять. При этом функция, подавленная в бессознательное, остается не только неконтролируемой, но и неразвитой, иногда принимая гротескные формы. И, что следует из вышесказанного, если сознательная установка экстравертна, то подавленные чувства интровертны. Чувствующего экстраверта в бессознательном поджидает интеллектуальный интроверт и наоборот.
И вот именно тут заключается основная сложность в диагностике типов, так как наблюдатель может видеть как проявления сознательной установки, так и противоположного ей бессознательного. Поэтому надо анализировать, какие явления связаны с сознательным выбором, а какие нет и отслеживать, какие адаптивны, а какие носят архаический характер.
Реально противоположение между бессознательным и сознанием не выходит в прямой конфликт до тех пор, пока сознательная установка не слишком односторонняя. Иначе бессознательное будет стремиться проявиться в неврозы.
Сознательная установка всегда является мировоззрением, поэтому столь важно изучение типов. Противоположение между типами – это не только конфликт между людьми, но и конфликт внутри человека, понимание его – ключ к лечению страданий и неврозов.
Цель работы Юнга - не классификация людей на категории, но обеспечение критической психологии возможностью осуществлять методическое исследование и представление эмпирического материала. Типология, по мнению Юнга, критический инструмент исследователя. Таким образом, это каркас для дальнейшего исследования многообразия личности, помощник в понимании широкого разнообразия индивидов и ключ к фундаментальным различиям в психологических теориях. Существенное средство для определения “личностного уравнения” практического психолога, для избежания серьезных ошибок в работе с пациентами.
Глава 3. Проблема сновидений в творчестве К. Юнга
3.1 К. Юнг о природе сновидений
Карл Густав Юнг не разделял концепцию Зигмунда Фрейда, обрисованную в трактате «Толкование сновидений», что сновидения являются «шифром», кодирующим запретные импульсы полового влечения, репрезентацией неосуществленных желаний, считая такой взгляд упрощенным и наивным. На самом деле сновидение, писал Юнг, является прямой манифестацией бессознательного и только незнание его языка мешает понять его послание.
В целях
толкования сновидений, в отличие
от Фрейда, Юнг призывал сновидца не
убегать в свободные
По Юнгу,
смысловое поле сновидения гораздо
шире этих индивидуальных рамок и
отражает богатство и сложность
всей сферы бессознательного - как
индивидуального, так и коллективного.
Одна из идей Юнга заключается в
том, что душа как саморегулирующийся
организм компенсирует установку сознания
противоположной
Юнг считал
сновидение средством наладить связь
между сознанием и подсознанием
и видел в сновидении функцию
компенсации позиции Эго. Также
он особо выделял «большие»
3.2 Подходы к анализу сновидений
Юнг разработал два основных подхода к анализу материала сновидений: объективный и субъективный. В объективном подходе каждый персонаж сна относится к реальному человеку: мать - это мать, подруга - подруга и т.д. В субъективном подходе каждый персонаж сна представляет аспект самого сновидца. Юнг считал, что хотя сновидцу может быть сперва сложно принять субъективный подход, но в процессе работы над сновидением он сможет опознать в персонажах сна свои черты и неведомые ранее аспекты своей личности. Так, например, если человеку снится, что на него нападает сумасшедший убийца, то сновидец может осознать свои убийственные импульсы. Этот подход расширен гештальт-терапевтами: они считают, что даже неодушевленные объекты во сне могут рассматриваться как воплощения аспектов личности сновидца.
Юнг считал, что архетипы (Анимус, Анима, Тень и др.) проявляют себя в снах через символы или персонажей. Это может быть старик, молодая девушка или огромный паук, участвующие в сюжете. Каждый воплощает бессознательную установку, по большей части скрытую от сознания. Даже являясь неотъемлемой частью психики сновидца, они зачастую существуют автономно и воспринимаются сновидцем как внешние фигуры. Знакомство с архетипами, проявляющимися в символах сновидений, позволяют человеку лучше осознавать свои бессознательные установки, интегрировать ранее отщепленные части личности и включаться в процесс целостного понимания своей Самости, что Юнг считал главной задачей аналитической работы[2].
Юнг считал, что материал, подавляемый сознанием (к чему Фрейд и сводил бессознательные содержания вообще), подобен тому, что в его концепции именуется Тенью, и составляет лишь некоторую часть бессознательного.
Юнг предостерегал от слепого приписывания символам сна определенных значений без ясного понимания личной ситуации сновидца. Он описывал два подхода к символам сновидения: причинный подход и финалистический подход. В причинном подходе символ редуцирован до определенных базовых тенденций. Таким образом, меч может символизировать пенис, змея - тоже. В финалистическом подходе интерпретатор сновидения спрашивает: "Почему именно этот символ, а не иной?". Тогда меч может репрезентировать пенис за счет своих качеств: он твердый, острый, неодушевленный и разрушительный. А змея, репрезентируя пенис, указывает на другие качества: нечто живое, опасное, возможно, ядовитое и скользкое. Финалистический подход раскрывает дополнительные нюансы смысла установки, в которой находится сновидец.
В отношении техники работы со сновидениями Юнг рекомендовал разбирать каждую деталь сна в отдельности, а потом выявлять суть сна для сновидца. Такой подход является адаптацией процедуры, описанной Вильгельмом Штекелем, который советовал обдумывать сон, как статью в газете, и придумывать для нее заголовок. Гарри Стэк Салливан также описывает подобные процессы "дистилляции сна".
Хотя
Юнг настаивал на универсальности
архетипических символов, его точка
зрения противоположна пониманию знака
– образа, который имеет однозначно
определенное значение. Его подход
заключался в том, чтобы распознавать
динамику и текучесть, которые существуют
между символом и его значением.
Символы должны исследоваться как
источники индивидуального
Юнг подчеркивал
важность контекста в понимании
сновидения. Он считал, что сновидение
надо понимать не просто как сложную
загадку, изобретенную бессознательным,
которую надо расшифровать для раскрытия
каузальных факторов, стоящих за ней.
Сновидения не могут служить детекторами
лжи, которые раскрывали бы нечестность
сознательной установки. Сновидения, как
само бессознательное, говорят на собственном
языке. Будучи репрезентациями
Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.
Заключение
В ходе данной
контрольной работы мы рассмотрели
взгляды К. Юнга относительно коллективного
бессознательного, проанализировали самость
и четыре системы психики в
творчестве К. Юнга, сопоставили экстравертный
и интровертный типы личности, разобрали
психологические функции и
Карл
Юнг соглашался с Зигмундом Фрейдом
с тем, что психика личности является
многоуровневой. Однако, Юнг не считает
пан-сексуалистскую трактовку либидо
как основы личности верной. Вместо
фрейдовского либидо, он пишет о
психической энергии как
Согласно
психоаналитической концепции К. Юнга,
das Selbst — самость – это интегрирующий
центр структуры личности, архетип
целостности и единства. Самость
играет роль элемента, объединяющего
все противоречивые взаимодействия
психической структуры, олицетворяет
психическую целостность
Учение о характере представляет собой учение о признаках и физического, и психического свойства. При этом подчеркивается неразрывность психического и физического.
Что касается подхода К. Юнга к толкованию сновидений, ученый не соглашался с методом свободных ассоциаций З. Фрейда и предлагал сосредоточиться на конкретном образе сновидений. Это поможет дать ему можно больше аналогий и правильно понять сновидение в контексте личности сновидца.