Психодиагностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:26, практическая работа

Краткое описание

Двухфакторная теория интеллекта — теория интеллекта, созданная Чарльзом Спирменом, основным характерным признаком которой является представление о том, что на всякую интеллектуальную деятельность влияют два фактора: общий («G») и специфический («S»).
Создатель теории: Чарльз Спирмен — английский статистик и психолог, специалист в области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теории, истории и философии психологии, психологии личности и социальной психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология практическая работа.docx

— 72.89 Кб (Скачать файл)

Вынесение конфликта  между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания - противоречивый тип воспитания - соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого.

Конфликтность во взаимоотношениях между супругами - нередкое явление, даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в "поле битвы" конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность  наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь "заботой  о благе ребенка". При этом разница  во мнениях родителей чаще всего  бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными  требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен "жалеть" ребенка, идти у него на поводу.

Характерное проявление ВК - выражение недовольства воспитательными  методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого  интересует не столько то, как воспитывать  ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания "строгой" стороны. Это связано с тем, что именно строгая сторона, как правило, является инициатором обращения к врачу или медицинскому психологу.

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку  в зависимости от его (ребенка) пола. Шкала предпочтения мужских качеств - ПМК и шкала предпочтения женских качеств - ПЖК. Обусловливаемые нарушения воспитания - потворствующая гипепротекция, эмоциональное отвержение.

Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями  ребенка, а такими чертами, которые  родитель приписывает его полу, т.е. "вообще мужчинам" или "вообще женщинам". Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается  неосознаваемое неприятие ребенка  мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными суждениями о мужчинах вообще:

Мужчины в основном, грубы, неопрятны. Они легко поддаются  животным побуждениям, агрессивны и  чрезмерно сексуальны, склонны к  алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должны стремиться к противоположным качествам - быть нежными, деликатными, опрятными, сдержанными  в чувствах". Именно такие качества родитель с ПЖК видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК  может служить отец, видящий массу  недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. В то же время этот отец "без  ума" от младшей сестры мальчика, т.к. находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении  ребенка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания "эмоциональное  отвержение". Возможен противоположный  перекос с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к мальчику может сформироваться воспитание по типу "потворствующей гиперпротекции".

 

Правила пользования опросником АСВ

Перед тем, как родитель начинает заполнять опросник, необходимо создать  атмосферу доверительного психологического контакта между ним и лицом, проводящим исследование. Родитель должен быть заинтересован  в правдивости собственных ответов. Каждый опрашиваемый получает текст  опросника и бланк регистрации  ответов. Проводящий исследования зачитывает находящуюся в начале опросника  инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. В процессе заполнения инструктирование или пояснения  не допускаются. Заметим, что существует 2 варианта опросника: для родителей детей от 3-х до 10 лет, и для родителей, чьим детям от11 до 21 года.

Обработка результатов

проводится следующим  образом. На бланке регистрации ответов  номера этих ответов расположены  так, что номера, относящиеся к  одной шкале, расположены в одной  строке. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале. Для  этого нужно подсчитать число  обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано  диагностическое значение (ДЗ) для  каждой шкалы. Если число баллов достигает  или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой – это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Названия некоторых шкал подчеркнуты. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, находящейся в нижней части бланка, под горизонтальной чертой и обозначенной теми же буквами, что и основная.

При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к таблице 1 для установления типа негармоничного семейного воспитания.

Практическое  исследование

Для исследования данной методики на практике было протестировано 5 родителей. Из них – 2 отцов, 1 – матерь-одиночка, и 2 матери из полноценной семьи. Причем использовался вариант опросника для родителей детей младшего возраста от 3-х до 10 лет.

По результатам исследования среди опрошенных, острых отклонений выявлено не было. Было замечено, что  2 женщины (в т. ч. мать-одиночка) склонны к наличию комплекса ПМК.

ОПРОСНИК АСВ

для родителей  детей в возрасте 3 – 10 лет

Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения  о воспитании детей. Утверждения  пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке для ответов".

Читайте по очереди утверждения  опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на "Бланке для ответов" обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны –  зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте  на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5.

В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте  так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.

На  утверждения, номера которых выделены в опроснике курсивом, отцы могут  не отвечать.

  1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).
  2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) – пообщаться, поиграть.
  3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.
  4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).
  5. Наш ребенок имеет больше обязанностей – в уходе за собой, поддержании порядка, чем большинство детей его возраста.
  6. Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать, чего он не любит.
  7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.
  8. Мой сын (дочь) легко нарушает запреты.
  9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.
  10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).
  11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.
  12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.
  13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.
  14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, то я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.
  15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.
  16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.
  17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.
  18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой(я) муж (жена) не мешал бы мне.
  19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.
  20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.
  21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.
  22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.
  23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она не стоила.
  24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).
  25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).
  26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).
  27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.
  28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.
  29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.
  30. Я очень редко ругаю сына (дочь).
  31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.
  32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.
  33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.
  34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.
  35. Мой ребенок растет слабым и болезненным.
  36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.
  37. У моего сына (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.
  38. Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).
  39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.
  40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.
  41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.
  42. Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание.
  43. Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.
  44. Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.
  45. Мне часто приходилось давать моему сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.
  46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.
  47. Главное, чему родители могут научить своих детей – это слушаться.
  48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.
  49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.
  50. По характеру я – мягкий человек.
  51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.
  52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.
  53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.
  54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.
  55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).
  56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.
  57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.
  58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа.
  59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.
  60. Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.
  61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.
  62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.
  63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.
  64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.
  65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.
  66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей), хочется, а не то, что надо.
  67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.
  68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.
  69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.
  70. От наказаний мало проку.
  71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, – очень строги.
  72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.
  73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел(а) бы, чтобы он(а) слишком быстро взрослел(а).
  74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).
  75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.
  76. Воспитание детей – тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.
  77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует – это постоянные строгие наказания.
  78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.
  79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
  80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
  81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т.д.
  82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.
  83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он хочет.
  84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
  85. Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.
  86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.
  87. Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят родители.
  88. В нашей семье так принято, что ребенок делает, что хочет.
  89. Бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень.
  90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.
  91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы боремся за него (ее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.
  92. Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы помоложе, то наверняка в него влюбилась бы.
  93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.
  94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.
  95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жить.
  96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.
  97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.
  98. Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.
  99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.
  100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
  101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.
  102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).
  103. Желание моего сына (дочери) – для меня закон.
  104. Мой сын очень любит спать со мной.
  105. У моего сына (дочери) плохой желудок.
  106. Родители нужны ребенку лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.
  107. Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.
  108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.
  109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.
  110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
  111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
  112. Большинство детей – маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.
  113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.
  114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).
  115. Мне очень трудно сказать своему ребенку "Нет".
  116. Меня огорчает, что мой сын все менее нуждается во мне.
  117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.
  118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
  119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
  120. Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома – в яслях, детском саду, у родственников.
  121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.
  122. Кроме моего сына мне больше никто на свете не нужен.
  123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
  124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).
  125. Все, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря моей постоянной помощи.
  126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
  127. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, "пепси" и т.д.).
  128. Мой сын говорил мне – вырасту, женюсь на тебе, мама.
  129. Мой сын (дочь) часто болеет.
  130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

Бланк для ответов

ДЗ*

1

21

41

61

81

Г+

7

2

22

42

62

82

Г–

8

3

23

43

63

83

У+

8

4

24

44

64

84

У–

4

5

25

45

65

85

Т+

4

6

26

46

66

86

Т–

4

7

27

47

67

87

З+

4

8

28

48

68

88

З–

3

9

29

49

69

89

С+

4

10

30

50

70

90

С–

4

11

31

51

71

91

Н

5

12

32

52

72

92

РРЧ

6

13

33

53

73

93

ПДК

4

14

34

54

74

94

ВН

5

15

35

55

75

95

ФУ

6

16

36

56

76

96

НРЧ

7

17

37

57

77

97

ПНК

4

18

38

58

78

98

ВК

4

19

39

59

79

99

ПЖК

4

20

40

60

80

100

ПМК

4

101

107

113

119

125

Г+

 

102

108

114

120

126

Г–

 

103

109

115

121

127

У+

 

 

104

110

116

122

128

РРЧ

 

 

105

111

117

123

129

ФУ

 

 

106

112

118

124

130

НРЧ

 

 

Ф.И.О.__________________________________________________________

Фамилия и имя сына (дочери)____________________________________

Сколько ему (ей) лет___________________________________________

Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель)________________________

* – эта часть бланка  испытуемым не показывается

Методика  Рене Жиля

Для исследования сферы межличностных  отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена  детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений  с окружающими.

Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных  ситуациях, важных для ребенка и  затрагивающих его отношения  с другими людьми.

Методика Жиля достаточно широко используется в исследовательской  и консультативной практике психологов. Отчасти это связано с тем, что она напечатана во многих сборниках  тестов или рабочих книгах. Однако стоит обратить внимание потенциальных  пользователей этой методики на следующее.

1. Авторской публикацией этой методики является публикация И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева. Использование заведомо неполных перепечаток нежелательно. Авторы русскоязычной версии уточнили понимание этой методики во втором издании (2003).

2. Многочисленные вторичные перепечатки методики отличаются погрешностями. Например, практически везде вдвое уменьшен размер картинок, используемых в методике. Это создает трудности, особенно для более маленьких детей — они попросту мало что могут разглядеть на картинках. Кроме того, в оригинале на одной странице дается только одна картинка или один вербальный вопрос. При вторичной публикации стремление сэкономить место привело к тому, что на одной странице располагается сразу два или даже три задания теста. Это изменяет (в худшую сторону) ситуацию тестирования, отвлекая внимание ребенка или оказывая на него давление.

3. Есть попытка сделать сокращенный вариант методики, состоящий всего из 21 задания. Нам она кажется неубедительной и необоснованной.

4. Наконец, нам встречались различные версии перевода методики на русский язык. Отличие состояло в количестве шкал и их названиях. Пользователь должен быть внимателен — какой вариант методики он держит в руках.

Необходимо добавить, что  методика еще ждет своей полной валидизации и стандартизации. Используемые в ней «сырые» баллы в ряде случаев ставят начинающего практического психолога в трудное положение.

Информация о работе Психодиагностика