Психодиагностика темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является психодиагностика типа и свойств темперамента у подростков.
Достижению данной цели отвечают следующие задачи:
Охарактеризовать сущность и свойства темперамента.
Проанализировать теоретические модели темперамента.
Описать типы темперамента.
Изучить методики психологической диагностики темперамента.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента у подростков 5
1.1 Психологическая сущность темперамента и его свойства 5
1.2. Теоретические модели темперамента 6
1.3. Типы темперамента 10
2. Обзор методов направленных на психодиагностику темперамента……...13
2.1 Методы психодиагностики темперамента…………………………………13
2.2 Задача и особенности подростковой и юношеской психодиагностики….16
3.Эмпирическое исследование темперамента у подростков………………….20
3.1 Психологическая диагностика типа темперамента 20
3.2 Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента у подростков 21
3.3 Результаты исследования 23
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение 1 42
Приложение 2 47
Приложение 3 54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая диагностика темперамента.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

Некоторые ограничения  в психодиагностике ранней юности могут касаться только тестов, связанных со сферой личности и межличностных отношений. Они почти ни в какой мере не относятся к интеллектуальным, познавательным процессам, для изучения которых в юности вполне могут быть без каких бы то ни было ограничений использованы тесты и методики для взрослых. Не случайно, например, нижней возрастной границей тестовых норм, существующих в известных тестах интеллекта, является ранний юношеский возраст, 16-17 лет.

Тем не менее, оценивая психодиагностически юношей и девушек, их индивидуальные данные целесообразно сравнивать не с нормами, разработанными для взрослых людей, а с нормами, характерными для молодых людей того же самого возраста, что и сами тестируемые. Старшеклассники - это все же еще не совсем взрослые люди.[14, 179-180]

Тестирование в старшем  школьном возрасте рекомендуется проводить  в привычных для юношей и девушек  условиях. Такими условиями, в частности, являются занятия на уроках в школе, в том числе занятия по психологии. Практическое знакомство с методиками психодиагностики органически входит в программу и содержание таких занятий, поэтому процедура тестирования хорошо вписывается в них.

Выводы по второй главе: к методам психодиагностики темперамента относятся: диагностика экстраверсии и интроверсии, диагностика тревожности, диагностика активности, диагностика эмоциональности, диагностика ригидности.

Подростковый и ранний юношеский период - этап онтогенеза, находящийся между детством и  юностью. Он охватывает период от 10-11 до 16-17 лет, совпадая в современной российской школе с временем обучения детей в V-XI классах. Известно, что в литературе до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках этого периода. Однако в современной возрастной психологии, что для понимания психологического содержания периода важны не столько хронологические рамки (они имеют условный, ориентировочный характер), сколько формирующиеся в этот период возрастные новообразования

Начало  периода характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются в младшем подростковом возрасте (10-11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в среднем (11-12 лет) и старшем (13-14 лет) подростковом возрастах.

Основная  особенность подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п.

  
          3. Эмпирическое исследование темперамента у подростков

3.1 Психологическая диагностика типа темперамента

 

В настоящее время применяются  разные методики для диагностики  типа темперамента.

Опросник Я. Стреляу позволяет  выявить объективные количественные оценки свойств ВНД и на этой основе отнести индивидов к тому или  иному типу темперамента:

    1. Сангвиник – сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип;
    2. Флегматик – сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип;
    3. Холерик – сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный;
    4. Меланхолик – слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип. .[19,168-200]

По результатам тестирования испытуемых выявляется количественная оценка силы процессов возбуждения и торможения, подвижности нервных процессов  индивидов, производится расчет степени  уравновешенности нервной системы.

Опросник Г. Айзенка основан на идее экстравертированности и нейротизма.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Г. Айзенк высказывает  гипотезу о том, что сильный и  слабый типы по И.П. Павлову очень  близки к экстравертированному и  интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии предполагается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра – интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента по классификации И.П. Павлова.

Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова используется для  диагностики свойств «предметно-деятельностного» и  «коммуникативного» аспектов темперамента. Опросник состоит из 9 шкал: предметная эргичность,  социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп и скорость, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность и контроль.

Еще одна методика - теппинг-тест Е.П. Ильина – направлен на определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям

Данный тест основан на утверждении, что сила нервных процессов является показателем работоспособности  нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Эта методика основывается на определении динамики максимального темпа движения рук. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов: сильный, стабильный, слабый, среднеслабый, среднесильный.

3.2 Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента у подростков

 

Цель – исследовать  тип и свойства темперамента у  подростков.

Достижению данной цели отвечают следующие задачи:

    1. Подобрать методики, сформировать выборку.
    2. Изучить тип и свойства темперамента у подростков
    3. Обработать данные, сделать выводы.

Гипотеза:  существует взаимосвязь между типом темперамента у подростков и  степенью выраженности предметной и социальной эргичности, предметной  и социальной пластичности, предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля.

Испытуемые: в исследовании принимали  участие 40 испытуемых в возрасте 13-14 лет, в том числе 20 мальчиков и 20 девочек, учащиеся школы №65 г.Оренбурга

Методы исследования:

1) сбора данных: - тестирование;

2) обработки данных: - коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Методики исследования:

1) тест диагностики  темперамента Г.Ю.Айзенка (приложение 1). Указанная методика позволяет  выявить тип темперамента, исходя  из данных об уровне психотизма, нейротизма и экстраверсии-интроверсии [1, с. 206-216].

Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемый должен ответить «да» («+»), либо «нет» («-»). Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте «+» («.да»), если нет - знак «-» («нет»). Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов».

Обработка результатов. С помощью «ключа» подсчитывается количество баллов, полученных по каждой из шкал.

За ответ, совпадающий с ключом, начисляется 2 балла, за ответ «не знаю» - 1 балл, за ответ, не совпадающий с ключом – 1 балл. Полученные баллы суммируются. Показателем интроверсии является сумма до 11 баллов, экстраверсии – свыше 12 до 24 баллов. Об эмоциональной устойчивости (психотизме) свидетельствует сумма до 14 баллов, о неустойчивости (нейротизме) – свыше 15 баллов;

2) опросник структуры темперамента  В.М.Русалова (приложение 2). Данный опросник  предназначен для диагностики  свойств темперамента, проявляющихся  в предметной и социальной жизнедеятельности человека [17, с. 341-358]. Среди них: предметная эргичность; социальная эргичность; пластичность; социальная пластичность; темп; социальный темп; эмоциональность; социальная эмоциональность; контроль.

Опросник включает 105 вопросов.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, которым приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» и «плохих» ответов. Если вы выбрали ответ «согласен», то в бланке для ответов, соответственно Номеру вопроса поставьте знак «+», если выбрали ответ «не согласен», поставьте значок «-» в клетке рядом с номером вопроса. Постарайтесь ответить на вопросы как можно искренне. Ваши ответы не будут никому демонстрироваться».

Обработка результатов. С помощью «ключа» подсчитывается количество баллов, полученных по каждой из девяти шкал. За совпадение ответа обследуемого с «ключом» приписывается 1 балл. Совпадения ответов «согласен» и «не согласен» суммируются. Например: если на вопрос № 4 получен ответ «согласен» (+), то первой шкале «Эргичность» приписывается один балл, если на вопрос 27 получен ответ «не согласен» (-), также приписывается один балл.

3.3 Результаты исследования

 

Для диагностики типа темперамента был применен тест-опросник Г.Ю.Айзенка. По результатам методики был сделан вывод о типе темперамента испытуемых, данные отображены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.- Интровертивные, экстравертивные качества, нейротизм и эмоциональная устойчивость в личности испытуемых (по результатам методики Г.Ю. Айзенка)

Параметры

Человек

В %

экстраверсия

20

50

интроверсия

20

50

нейротизм

24

60

эмоциональная устойчивость

16

40


 

Охарактеризуем результаты исследования.

Шкал «экстраверсия - интроверсия». Характеризуя типичного экстраверта, автор методики Г.Ю. Айзенк отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Такое поведение демонстрируют 50 % обследованных подростков.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу, сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Данное поведение диагностировано у 50 % обследованных подростков.

Шкала «нейротизм -   эмоциональная   устойчивость» характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).

Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности,  беспокойства,  а так   же   склонностью   к   лидерству,   общительности. Эмоциональная устойчивость выявлена у 40 % обследованных подростков.

Нейротизм   выражается   в   чрезвычайной  нервности  неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. Нейротические черты обнаружили 60 % подростков.

Сочетание шкал «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм – эмоциональная  устойчивость» позволяют сделать  вывод о типе темперамента подростков на основании опросника Г.Ю. Айзенка (таблица 3).

Таблица 2.- Тип темперамента подростков (по результатам методики Г.Ю.Айзенка)

Типы 

Человек

В %

сангвинический

7

17,5

холерический

13

32,5

флегматический

9

22,5

меланхолический

11

27,5


 

Результаты исследования представлены также в графическом  виде (диаграмма 1).

Информация о работе Психодиагностика темперамента