Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 16:58, лекция
Обоснование самостоятельного пути развития науки
Объект и предмет психолингвистики
Цель и задачи психолингвистики
Связи психолингвистики с другими науками
Языковая способность – устойчивое свойство личности, формирующиеся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития
Цель и задачи психолингвистики
Цель –
создание моделей мысле-рече-
Цель и задачи психолингвистики
Создание моделей
Связи психолингвистики с
Психолингвистика, благодаря своему предмету, занимает свое, специфическое, место в общей системе наук о человеке
Психолингвистика и философия –
общее понимание законов
Связи психолингвистики с
Психолингвистика и система психологических наук –
психическое отражение
Само понятие мысле-рече-
Связи психолингвистики с
Теоретический аспект
Связи психолингвистики с
Практический аспект
Связи психолингвистики с
Психолингвистика и система лингвистических наук –
понимание многозначности
Связи с общим / теоретическим
языкознанием основываются на
представлениях о языковой
связи с такими прикладными дисциплинами, как:
Связи психолингвистики с
Психолингвистика
и система наук медицинского цикла –
понимание анатомо-
Наиболее тесные, взаимовыгодные, связи с такими дисциплинами, как:
Методы научного поиска
Основные постулаты
отечественной психолингвистической
теории
Выводы
Выводы
Вопросы
и
задания
1. На основании
анализа специальной литературы составить
схемы:
а) «Формирование
функциональных систем» (учение о развитии и формировании функциональных
систем – работы П. К. Анохина (учение о
системогенезе));
б) «Мозговая
организация речи как высшей психической
функции» (учение
о системной динамической локализации
высших психических функций – исследования
А. Р. Лурии (учение о структурно-функциональном
строении мозга));
в) «Иерархическая
организация деятельности» (исследования А. Н. Леонтьева);
г) «Фазная
организация деятельности» (исследования С. Л. Рубинштейна)
д) «Строение
речевого аппарата»
2. Выписать из
лингвистического словаря термины, характеризующие язык как структуру и систему.
3. Подобрать литературу, составить библиографию, развернутый план ответа по теме «Психолингвистика в системе наук о человеке: связи с такой психологической дисциплиной, как …». На конкретных примерах доказать взаимосвязь данных наук.
Бонусные
задания
1. Опираясь на
имеющиеся знания, представить основные
этапы развития психолингвистического
учения в виде схемы «История развития психолингвистики» (ассоцианистское
направление в психолингвистике пятидесятых
годов; трансформанистское направление
в психолингвистике шестидесятых годов;
«Новая психолингвистика» и когнитивная
психология; отечественная психолингвистическая
школа)
2. Одним из основных
методов научного познания является лабораторный
эксперимент – охарактеризовать специфику
его применения в психолингвистике. Указать
основные требования, предъявляемые к
организации и проведению лабораторного
эксперимента.
3. На основании изученного материала заполнить таблицу «Сравнительная характеристика видов лингвистического эксперимента»
4. Психолингвистические исследования явлений и закономерностей мысле-рече-языковой деятельности детей предоставляют возможность для развития теории и совершенствования практики специальной педагогики и психологии. Опираясь на имеющиеся знания, представить информацию в виде схемы «Значение психолингвистических исследований для специальной педагогики и психологии».
Спасибо за внимание
45