Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу с 6 и с 7 лет.
Наблюдения физиологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе .docx

— 62.27 Кб (Скачать файл)

     А.Н. Леонтьев на основании  многочисленных исследований, проведенных  им и его сотрудниками, выдвинул  положение. Что дошкольный возраст  является периодом, в котором  впервые возникает система соподчиненных  мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его  следует считать, как он выражается  «периодом первоначального, фактического  склада личности» [4,86]. Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.

     Возникновение у ребенка  к концу дошкольного возраста  относительно устойчивой иерархической  структуры мотивов превращает  его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным  внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми  желаниями и стремлениями, связанными  с усвоенными им социальными  нормами жизни. Это характеризует  новую ступень, которая позволила  А.Н. Леонтьеву говорить о дошкольном  возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности» [4, 87].

       Психологические  исследования свидетельствуют о  том, что в период дошкольного  детства у ребенка уже складывается  самооценка. Конечно, не такая, как  у старших детей, но и не  такая, как у детей раннего  возраста. 
   У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей.

     К концу дошкольного  возраста ребенок уже становится  способным сознавать себя и  то положение, которое он в  данное время занимает в жизни.

     Сознание своего социального  «Я» и возникновение на этой  основе внутренних позиций, т.е. целостного  отношения к окружающему и  самому себе, порождает соответствующие  потребности и стремления, на  которых возникают их новые  потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему  стремятся. В результате игра  к концу этого периода перестает  его удовлетворять. У него появляется  потребность выйти за рамки  своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место  и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность порождает кризис. 7 лет. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки). В кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В дальнейшем эти аффективные образования изменяются по мере накопления другого опыта. 
       Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

 

3.5 Варианты развития

 

      По данным Е.Е. и Г.Г. Кравцовых, примерно треть 7-ми летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство.

     Психологическая готовность  к школе, связанная с успешным  началом обучения, определяет наиболее  благоприятные варианты развития, требующие большей или меньшей  коррекционной работы [10,53].

      При поступлении  детей в школу часто выявляется  недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.

       Ученики с личностной  неготовностью к обучению, проявляя  детскую непосредственность, на  уроке отвечают одновременно, не  поднимая, руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея, завышенную самооценку они обижаются на замечания, когда учитель и родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

      Преобладающая интеллектуальная  неготовность к обучению непосредственно  приводит к не успешности учебных  действий, невозможности понять  и выполнить требования учителя  и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности  возможны разные варианты развития  детей. Своеобразным вариантом является вербализм.

       Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми.      

      Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста - игре, конструированию, рисованию, т.е. тем, которые способствуют развитию образного мышления.

     Психологическая готовность  к школе - целостное образование. 
Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

       А.Л. Венгер описал 3 варианта развития 6-7-ми летних детей:

Тревожность. Она бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей - обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.

      Из-за нарастания  тревожности и связанной с  ней низкой самооценкой снижаются  учебные достижения, закрепляется  неуспех. Неуверенность в себе  приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать  указаниям взрослого, действовать  только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному  усвоению знаний и способов  действий.

      Взрослые, недовольные  низкой продуктивностью учебной  работы ребенка, все больше и  больше сосредотачиваются в общении  с ними на этих вопросах, что  усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные  личностные особенности ребенка  отражаются на качестве его  учебной деятельности, низкая результативность  деятельности вызывает соответствующую  реакцию окружающих, а это отрицательная  реакция, в свою очередь, усиливает  сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот порочный круг  можно, изменив установки оценки  и родителя и учителя. Близкие  взрослые, концентрируя внимание  на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные  недочеты, снижают уровень его  тревожности и этим способствуют  успешному выполнению учебных  заданий.

      «Негативистическая демонстративность». Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.     

       Негативизм распространяется  не только на нормы школьной  дисциплины, но и на учебные  требования учителя. Не принимая  учебные задачи периодически  «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть  необходимыми знаниями и способами  действий, успешно учиться.

     Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.

    Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», - извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.

      Таким детям желательно  найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления  демонстративности - сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

     Уход от реальности - еще один вариант неблагоприятного  развития. Это когда у детей  демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых.

       Неудовлетворенная  потребность во внимании приводит  к нарастанию тревожности и  еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные  контакты. Эти особенности, усиливающиеся  со временем, обычно сочетаются  с инфантильностью, отсутствием  самоконтроля.

        Не достигая  существенных успехов в учении, такие дети так же, как и  чисто демонстративные, «выпадают»  из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе: не нарушая  дисциплины, не мешая работать  учителю и одноклассникам, они  «витают в облаках».

       Дети любят  фантазировать. В мечтах, разнообразных  фантазиях ребенок получает возможность  стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия  проявляется в художественном  или литературном творчестве. Но  всегда в фантазировании, в отстраненности  от учебной работы отражается  стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и  уход от не удовлетворяющей  ребенка реальности. При поощрении  взрослыми активности детей, проявление  внимания к результатам их  учебной деятельности и поисках  путей творческой самореализации  достигается относительно легкая  коррекция их развития.

      Психологическая  готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее  достаточно высокий уровень развития  мотивационной, интеллектуальной сфер  и сферы производительности. 
       Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту [2, 129].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для успешной подготовки детей к школе важна не только работа и семья (родителей), но и работа различных дошкольных учреждений. Важно, чтоб воспитательные процессы взаимодополняли друг друга, на протяжении всего дошкольного возраста ребёнка. Только так можно ожидать успешную и лёгкую интеграцию детей в такой новой и незнакомой для них среде, как школа. Ребенок, попавший в новую, школьную среду, должен осознать, что на него ложится множество прав и обязанностей. Важно, чтоб он ещё в дошкольном возрасте понял, что школа- это в первую очередь место, где он должен получать новые знания и умения. Только тот ребёнок, который в полной мере понимает, что с приходом в школу на него ложится много обязанностей может считаться готовым к обучению. Несомненно, важно, чтоб у ребёнка была сформирована личностная устойчивость, на базе которой и будет происходить дальнейшее обучение.  Для выявления готовности индивидуума к школьному обучению важен анализ психологической готовности школьника, с целью коррекции его личностных качеств и развивающих работ для лучшей, в дальнейшем, адаптации и повышения успеваемости. Социально - психологическая готовность включает сформированность у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Наличие гибких способов установления взаимоотношений с другими детьми, необходимых для вхождения в детское общество (действия совместно с другими детьми, умение уступать и защищаться). Этот компонент предполагает развитие у детей потребности в общении, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающейся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Дошкольное воспитание непосредственно важно для высокого уровня готовности к школе. В целях подготовки непосредственно важно, чтоб ребёнок посещал дошкольные учреждения, в которых с ним целенаправленно и планомерно происходит подготовка к обучению в школе. У детей, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, но не посещающих дошкольные учреждения диагностируются проблемы в интеграции в школьной среде и сниженный уровень успеваемости. Это объясняется тем, что некоторые дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользуются более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. Если родители решили подготавливать детей к школе самостоятельно, им следует в первую очередь сделать акцент именно на мотивации ребёнка и развитию социально - психологических качеств. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.  Таким образом, приобретённые навыки дошкольника отражаются в интеллектуальной, социальной, эмоциональной зрелости, которая может говорить о психологической готовности к школе.

Информация о работе Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе