Психологическая готовность к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

На современном этапе обучение детей дошкольного возраста перед педагогами ставится ответственная задача - обучить и воспитать детей. Учитель в ответе за их целенаправленное и систематическое физическое, умственное и духовное развитие. Для этого он должен знать особенности психологии детей этого возраста. Возрастной период дошкольного возраста характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью, направленность на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослых.

Содержание

Ведение
1. Актуальность проблемы
2. На пороге школы
3. Функциональные критерии готовности дошкольника к обучению в школе
4. Психологическая готовность ребенка к школе
5. Кризис семи лет
6. Особенности адаптации к школе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

псих.docx

— 34.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

Ведение

1. Актуальность проблемы

2. На пороге школы

3. Функциональные критерии  готовности дошкольника к обучению  в школе

4. Психологическая готовность  ребенка к школе

5. Кризис семи лет

6. Особенности адаптации  к школе

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Необходимым условием формирования общества зрелых общественных отношений, общества высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся; общества законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех, является эффективное воспитание и обучение нового поколения. Воспитатель, учитель - ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное - детей, свою надежду, свое будущее.

На современном этапе обучение детей дошкольного возраста перед педагогами ставится ответственная задача - обучить и воспитать детей. Учитель в ответе за их целенаправленное и систематическое физическое, умственное и духовное развитие. Для этого он должен знать особенности психологии детей этого возраста. Возрастной период дошкольного возраста характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью, направленность на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослых.

Очень важно, чтобы воспитатель знал общие закономерности психического развития ребенка, а также причины, обусловливающие многообразные индивидуальные различия детей, которых он примет для того, чтобы обучать, воспитывать и любить.

1. Актуальность  проблемы

Знания, которые получают дети в школе, имеют научный характер. Если прежде начальное обучение представляло собой подготовительную степень к систематическому усвоению основ наук, то теперь оно превращается в исходное звено такого усвоения, которое начинается с первого класса.

Основная форма организации учебной работы детей - урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти требования касаются развития разных сторон личности, психологических качеств, знаний и умений. Вследствие этого дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания, затрудняются в установлении полноценных контактов со взрослыми и сверстниками, что в итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников. Этим объясняется отчетливо проявившееся стремление к глубокому изучению социально - личностной готовности ребенка в школу.

Научные данные и практика воспитания дошкольников свидетельствует о том, что одной из причин недостаточной социально-личностной готовности ребенка к школе является отсутствие у детей навыков культуры поведения, неполное владение детьми знаниями о нормах и правилах общения, а следовательно отсутствия сознательного руководства в повседневной жизни. Готовность дошкольника в личностном плане к принятию качественно новой позиции системе отношений с окружающими способствует созданию эмоционально положительного климата в классе, отношению к учителю, как к носителю социально выработанных способов действия и норм поведения.

2. На пороге  школы

Поступление в школу поистине переломный момент в жизни ребенка. В подготовке такого перехода принимают участие педагоги физиологи, психологи и врачи - гигиенисты. Важно было определить условия, необходимые для этого, разработать программу, методы обучения, подготовить соответствующие учебники для ребят и методические пособия для воспитателей.

В чем же проявляется психофизиологическая готовность ребенка к обучению, его «школьная зрелость».

Для дошкольников характерен довольно высокий уровень способностей, связанный с развитием органов чувств, Дети умеют определить размеры предметов, различить звуки, уловить ритм. Все это позволяет активнее развивать печь, музыкальные, изобразительные и двигательные навыки.

Необходимо трезво отнестись к определению готовности к обучению каждого ребенка - не шестилеток вообще, а этого, конкретного малыша. Особое значение при этом имеет сформированность личной позиции ребенка по отношению к новой для него роли ученика, желание учится, умение жить в коллективе, правильная реакция на требования взрослого, усвоение принятых норм поведения. Подчеркнем, что чрезвычайно важно как верно оценить состояние здоровья ребенка, так и создать условия, укрепляющие здоровье. Особого

внимания требует начальный период привыкания к школе. Родители, учитель, врач должны идти рука об руку, объединенные общей заботой о благополучии школьника - малыша. Надо создать теплую обстановку доброжелательности, поддержки, одобрения. Главная задача в подготовке дошколят - всесторонняя полная подготовка их к учебной деятельности.

Содержание каждого предмета нацелено, прежде всего, на формирование нового для малышей вида деятельности - учения. Особо повышается образовательная, развивающая роль таких дисциплин, как музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, физкультура и ритмика.

Поэтому дошкольник должен уметь:

- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ; по  вопросам

воспитателя или по иллюстрациям рассказать, что слушали.

- проводить звуковой анализ  слов;

- читать слова;

- читать и записывать  числа до 20;

- уметь решать задачи  в одно действие на сложение  и вычитание; - уметь измерять  длину отрезка в сантиметрах;

-распознавать простейшие  геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Дошкольник должен знать:

- свой домашний адрес;

- элементарные правила  личной гигиены;

- Элементарные правила  поведения на улице;

- значение цветов светофора  и правила перехода улицы;

- характерные признаки  времен года.

Теперь мы знаем, что необходимо знать, ребенку перед одиннадцатилетней школой, мы должны более близко познакомится с требованиями, которые предъявляются к его готовности учится.

3. Функциональные  критерии готовности ребенка  к обучению

Организм дошкольника интенсивно развивается. Все физиологические системы (сердечно -сосудистая, дыхательная, опорно - двигательная и др.) находится в зависимости от условий развития. Поэтому ребенок нуждается в организованном щадящем режиме,индивидуальном подходе, регулярном наблюдении медицинского персонала.

Гигиенистами был выбран специальный термин школьная зрелостькак готовность организма ребенка к систематическому обучению. Определенный уровень морфологического функционального развития обеспечивает возможность обучения. Для установления этого уровня существуют специальные критерии.

Приведем дневную, недельную и годовую динамику работоспособности.

Работоспособность в течение учебного дня.

У шестилетних детей работоспособность невелика. Первый урок самый продуктивный, хотя и в это время работоспособность не устойчива. На последующих уроках продуктивность и качество работоспособности снижается. Однако рациональная организация учебного дня поддерживает ребенка в тонусе. Для дошкольников продолжительность урока должна составлять не более 35 минут. Хорошо продуманное расписание включает динамические упражнения и танцы под музыку на уроках - это дает возможность освободиться от статистического напряжения. Кроме того, должны быть введены подвижные игры и развлечения на свежем воздухе.

Работоспособность в течение учебной недели.

Самые продуктивные для учебной деятельности детей дни недели - вторник и среда; день наиболее низкой работоспособности - пятница.

Работоспособность в течение учебного года.

Здоровые дети, готовые к обучению в школе, привыкают к режиму и дают продуктивные показатели работоспособности, начиная с 4 - 6 недель. Однако у многих этот период продолжается до 8 - 9 недель. Надо отметить, что качественные показатель умственной работоспособности детей, не готовых к обучению в школе, на протяжении первого полугодия значительно ниже, чем у остальных детей.

Особенностью всех детей дошкольного возраста является достаточно быстрая утомляемость в условиях одной и той же деятельности. Ребенок испытывает потерю интереса к выполнению задания, появлением отрицательных эмоций и стремлением незамедлительно переменить задание.

Если воспитатель недостаточно хорошо чувствует своих детей и не дает им возможность разрядиться, то дети сами бессознательно ищут способ переключить свое внимание от задания к развлечению.

4. Психологическая  готовность ребенка к школе

Итогом развитием ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относится, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учится. Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей оно связано с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться, тем способом приобщение к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба - как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительных группах детского сада, показали, что дети, за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по - разному. Большая часть ссылается именно на учебу как на привлекательную сторону школы.

Остановимся подробнее на показателях готовности ребят к школе.

Важная сторона психологической готовности к школе - достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей дошкольников, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением, и которое необходимо для того, чтобы сразу же,придя в первый класс, включится в общую деятельность. принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Что касается произвольности познавательной деятельности, то она хотя и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу еще не достигает полного развития: ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал. Обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится так, что требования произвольности их познавательной деятельности возрастают постепенно, по мере того как в процессе учения происходит ее совершенствование.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире - о предметах и их свойствах,о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество - степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять,отличать живое от неживого, растения от животных, природное от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью знаний, усвоение систем научных понятий-дело будущего.

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящими собственно школьным, - грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Начальная школа рассчитана на детей, не получивших не какой специальной подготовке, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет читать, а счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математике в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о количественных соотношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоения понятия числа и некоторых первоначальных математических понятий. Что же касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы.

Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условие, что он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать.

Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук в слове «ручка», то он должен ответить утвердительно. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня методикой обучения чтенью, основанной на звуковом анализе слова. Развивать фонематический слух можно в игре. Вот, например:

Воспитатель рассказывает ребенку сказку о волшебнике, заколдовывающем в замке слова. Чтобы расколдовать слова, надо угадать его звуковой состав, то есть назвать по прядку звуки, из которых оно состоит. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его. После сказочного выступления малышу объясняют, что такое звук и чем он отличается от буквы.(В эту игру играют с детьми, уже знающими название букв и их написание.)

Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе