Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 11:40, контрольная работа
На современном этапе обучение детей дошкольного возраста перед педагогами ставится ответственная задача - обучить и воспитать детей. Учитель в ответе за их целенаправленное и систематическое физическое, умственное и духовное развитие. Для этого он должен знать особенности психологии детей этого возраста. Возрастной период дошкольного возраста характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью, направленность на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослых.
Ведение
1. Актуальность проблемы
2. На пороге школы
3. Функциональные критерии готовности дошкольника к обучению в школе
4. Психологическая готовность ребенка к школе
5. Кризис семи лет
6. Особенности адаптации к школе
Заключение
Список литературы
Для этого ему говорят, что все слова звучат, и мы их слышим, потому что они состоят из звуков. Например, слово «мама» состоит из звуков «м-а-м-а» (слово произносится для ребенка на распев, так, что каждый звук слышен очень четко). Произносится звук «м»(как раз и являющийся фонемой),а не буква «эм». Взрослым необходимо помнить, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах, то есть с их фонемами. Например, буква «эс» в словах звучит как звук «с», а буква «б» в словах звучит как «б» и т. д.
Трудность предлагаемых для расколдовывая слов должна возрастать постепенно. В начале должны предлагаться совсем простые слова типа: пол, кот, кит, каша, и т. д. Все звуки слова должны произносится взрослым очень четко, а гласные даже тянутся.
О готовности к усвоению школьной программы свидетельствуют не сами знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка.
Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяли достаточного внимания. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой - либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. Формированию устойчивых познавательных интересов способствуют условия систематического дошкольного обучения. Уровень развития познавательной деятельности, который может быть, достигнут детьми к концу дошкольного возраста и который достаточен для успешного обучения в начальной школе, включает в себя, кроме произвольного управления этой деятельностью, о чем говорилось раньше, и определенные качества восприятия и мышления ребенка.
Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение простыми операциями обобщения. Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).
От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т. д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задачи на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап не возможен без умения обобщать.
В основном к моменту поступления в школу ребенок владеет эмпирическим, то есть основанным на опыте, обобщением.
Это значит, что сравнивая предметы,
он находит, выделяет и обозначает словом
их внешне одинаковые, общие свойства,
позволяющие отнести все эти предметы
к какому-то одному классу или понятию.
Так, например, ребенок понимает, что автомобиль, поезд, самолет,
Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир. Детям нравится возится с песком, водой, глиной, камешками и т. д. Им интересно готовить вместе с мамой или бабушкой тесто, а потом испечь пирог. Их интересует как пахнет, что съедобно, а что нет, что будет если что-нибудь посадить и т. д.
Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представление о мире.
Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.
Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи - овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или другое явление, правильно.
Психическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.
Основное место в подготовке ребенка к школе занимает организация игры продуктивных видов деятельности, именно в этих видах деятельности впервые возникают общественные мотивы поведения, складывается иерархия мотивов, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются социальные навыки взаимоотношений. Конечно, это происходит не само собой, а при постоянном руководстве деятельностью детей со стороны взрослых, которые передают подрастающему поколению опыт общественного поведения, сообщают необходимые знания и вырабатывают нужные навыки.
Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника, Если ребенок хочет учится, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
5. Кризис семи лет
Для того чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе, необходимо рассмотреть старший дошкольный возраст через призму кризиса семи лет. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: негативизм, упрямство, а также строптивость, нелепость, искусственность поведения; паясничание, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, строит из себя шута. Такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственности». Причиной таких изменений является разделение в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.
До семи лет поведение ребенка можно описать схемой: «захотел - сделал». Утрата непосредственности и наивности в поведении ребенка означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение можно описать схемой: «захотел - осознал - сделал». Осознание включается во все сферы жизни дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, результаты собственной деятельности и т. д.
Одним из важных достижений дошкольника является осознанием своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни.
Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе - большие, а в детском садике - только малыши»).
Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъектом в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство
неудовлетворенности, которое и находит свое выражение в негативной симптоматике кризиса семи лет.
Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешной адаптации детей к школе. На основании опроса родителей и воспитателей было установлено, что большинство детей проявляют негативную симптоматику кризиса семи лет. Наблюдения за детьми показали, что они очень подвижны, легко начинают и бросают начатое дело или игру, постоянно пытаются занять себя чем, требуют к себе внимание взрослых. Они часто спрашивают о школе, предпочитают учебные занятия игре.
Другие дети по мнению родителей, послушны, бесконфликтны, в их поведении нет заметных изменений. Они предпочитают игру чтению, занятиям, помощи родителям и воспитателям. Это типичные дошкольники, тихие, послушные, проявляющие инициативу только в игре.
Повторное обследование показало, что у дошкольников демонстрировавших признаки кризиса в подготовительной группе, с начало обучения в школе негативная симптоматика как правило исчезает. Родители этих детей отмечают, что трудности в воспитании это «пройденный этап». И напротив дети внешне благополучные в дошкольный период, с приходом в первый класс переживали кризисный период. Учителя отмечают, что эти дети малоактивны на уроке, «играют под партой».
Какие выводы можно сделать, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный или переходный период развития?
Первое.
Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти не заметно сглажено, а у других бурно и очень болезненно.
Второе.
Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.
Третье.
Главное в кризисе развитие не его негативный характер, а изменение в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции.
Четвертое.
Проявление кризиса в 6 -7 летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.
6. Особенности адаптации к школе
психологическая готовность школа адаптация
Смена места в системе общественных отношений (переход из детского сада и домашних условий в школу) создает ситуацию психологической открытости ребенка.
Воспитатель должен воспользоваться этой психологической открытостью своих малышей и начать обучать их правилам поведения в классе, в школе, вне школы. Ребенок сам заинтересованно относится к совершенно новым для него правилам. Он пытается разобраться в правилах. Хочет выяснить, какие правила действительно обязательны, какие можно обойти.
Приведем дневниковые записи, касающиеся отношения шестилетних детей к школьным правилам.
Кирилл. Сегодня поставили мальчика и девочку, которые смотрели букварь, когда надо было тихо сидеть и слушать. Учительница сказала: «Ребята, посмотрите на них. Все видели, кто нарушает порядок?»
Андрей. Меня сегодня наказали. Но я не виноват! У нас такие приличия: когда взрослый входит, надо стать. Я увидел, что Лена не встает. Я ей говорил, говорил, потом потрепал за волосы. А Гоша говорит: «Не трогай девочку!» Я ее еще потрепал. Гоша меня как ударит… Я его. Нас обоих поставили. А виновата во всем Лена.
Анализ отношения ребенка к наказанию приводит к выводу о том, что правило поведения от его нарушения занимают его с чисто интеллектуальной стороны: за это наказывают так, а за это так.
Поведение ребенка должно определять не наказание за невыполненные правила, а понимание необходимости выполнения.
Все дети дошкольного возраста испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически - эффект не определенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе. Они напряжены физически - новый режим ломает прежние стереотипы.
Это приводит к тому что, даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и жить в условиях трудового режима, изменится поведение, ухудшится качество сна. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья. У иных появляется возбудимость, раздражительность.
Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. Утомление - состояние, характеризующееся снижением работоспособности.
Работоспособность - обладание способностью к работе к работе - зависит от многих факторов. Здесь должна быть эмоциональная заинтересованность задаваемым делом. У ребенка должен быть интерес к конечному результату. Совершенно необходимо волевое усилие, а также участие внимания, мышления, памяти.
Напряжение всех психических процессов быстро утомляет ребенка. Если учитель и воспитатель спокойно и планомерно осуществляют режимные моменты, ребенок усваивает правила режима и его напряженность падает. Режим и снятие психологического напряжения стабилизирует и физическое самочувствие ребенка.
Заключение
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность многокомпонентное образование, включающее личностную, психомоторную, интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность и др. Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Шестилетние дети, обучающиеся по школьной программе, по своим психологическим качествам остаются дошкольниками, основной деятельностью которых остается игра. Исследования психологов показали, что у шестилеток можно сформировать не только формы и способы социального поведения, но и мотивы, как внутреннее побуждение вести себя соответствующим образом. С появлением у ребёнка такой потребности можно говорить о его личностной готовности к обучению в школе.
Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе