Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 08:26, дипломная работа
На каждом участнике боевых действий лежит отпечаток боевого опыта, существенно влияющий на его психологическое состояние, социальную и профессиональную адаптацию, межличностные отношения с ближайшим окружением.
Поэтому общество в целом и Вооруженные Силы, как институт, в частности, имеют потребность в приложения особых усилий по реабилитации этой специфичной категории военнослужащих, особенно инвалидов войны
Введение
Глава 1. Теоретико-методические основы социально-психологической реабилитации участников боевых действий
1.1 Участники боевых действий как целевая группа социальной работы
1.2 Социально-психологическая реабилитация участников боевых действий как составная часть социальной работы
1.3 Особенности физического и психического состояния участников боевых действий
Глава 2. Технология социально-психологической реабилитации участников боевых действий
2.1 Законодательная база по защите и реабилитации участников боевых действий в России
2.2 Основные направления реабилитации участников боевых действий
Глава 3. Анализ деятельности учреждений по социально-психологической реабилитации участников боевых действий в России и РБ
3.1 Модель Центра по социально-психологической реабилитации участников боевых действий
3.2 Деятельность Республиканской службы реабилитации участников локальных вооруженных конфликтов и боевых действий
Заключение
Список литературы
Приложения
Еще одним
значительным направлением в деятельности
региональных центров является то,
что специалисты не обделяют вниманием
семьи воинов, погибших при исполнении
воинского долга. Проводится значительная
работа по увековечению памяти погибших.
Так, например, при активном участии
специалистов регионального центра
реабилитации, расположенного в г. Мелеуз
и администрацией города, 5 декабря
2003 года на аллее Славы в Мелеузе
состоялось открытие памятника погибшим
при исполнении воинского долга
в локальных вооруженных
Начиная с 2002 года, ведется активная работа по сбору материалов по погибшим в Чеченской Республике для создания Книги Памяти [10].
На сегодняшний
день, в Книгу Памяти вошли имена
300 воинов – земляков, погибших в
Чеченской Республике при исполнении
воинского долга и, несмотря на все
трудности, с которыми столкнулись
специалисты центров социально-
В дальнейшем
для решения проблемы реабилитации
участников локальных войн и боевых
действий служба будет использовать
разные формы работы: проведение семинаров
для сотрудников службы, индивидуальные
психологические и юридические
консультации для участников боевых
действий и членов их семей, правовая
и социальная защита, обеспечение
с помощью органов
Таким образом, специализированные центры по социально-психологической реабилитации участников боевых действий играют важную роль в разрешении данной проблемы.
Заключение
Проблема
социально-психологической
На долю участников боевых действий (особенно ветеранов) выпало слишком много нечеловеческих переживаний. События войны воздействовали не только своей интенсивностью, но и частой повторяемостью, травмы следовали одна за другой, так что у человека не было времени «прийти в себя». В таких исключительных, по современным меркам, условиях, бойцам для выживания потребовались такие навыки и способы поведения, которые нельзя считать нормальными и общепринятыми в мирной жизни. Многие из этих стереотипов поведения, пригодных только для боевой обстановки, так глубоко пустили корни, что будут сказываться еще много лет. Поэтому всем участникам боевых действий предстоит пройти период социально-психологической реабилитации.
Во-первых, главная задача - в оказании не только реальной психолого-социальной поддержки, но и в информировании о предоставляемых правительством льготах и направлении в соответствующие инстанции и учреждения здравоохранения для получения этих льгот и лечения.
Во-вторых, для решения проблемы реабилитации участников локальных войн и боевых действий необходимо использовать разные формы работы: проведение семинаров для сотрудников служб по социально-психологической реабилитации участников боевых действий, индивидуальные психологические и юридические консультации для участников боевых действий и членов их семей, правовая и социальная защита, обеспечение с помощью органов самоуправления, военных комиссариатов получения социальных благ, установленных законодательством.
В-третьих, создание и содействие работе общественных объединений также является приоритетным направлением в решении данной проблемы. По признанию многих ребят, отслуживших в «горячих» точках, они нуждаются во встречах и общении со своими сослуживцами, чтобы легче пережить послевоенную психологическую травму.
В-четвертых, включение в федеральную программу "О социальной защите инвалидов на 2006-2010 годы" подпрограммы по поддержке инвалидов боевых действий стала настоящим социальным прорывом. Следующим шагом должно стать создание единой государственной системы социальной защиты лиц, пострадавших при исполнении воинского долга. Кроме того, необходимо повысить пенсии инвалидам и ветеранам боевых действий в Афганистане и Чечне, а также других "горячих точках", которые, в настоящее время защищены хуже ветеранов Великой Отечественной войны.
Таким образом, медико-психологическая реабилитация и социальная поддержка должны являться основными направлениями работы с данной категорией населения, причем необходим системный и комплексный подход, который заключается не только в создании и совершенствовании приемлемой научной, законодательной баз, специализированных центров для оказания помощи, назначении необходимых выплат, пенсий и пособий, но и в тесном сотрудничестве всех структур государственной власти, общественных объединений, медицинских, психологических и социальных учреждений, непосредственно связанных с решением данной проблемы.
Список литературы
Приложение 1
Статистические данные по участникам боевых действий за 2006-2007гг.
В настоящее
время в Российской Федерации
имеется значительное число лиц
– участников войн и боевых действий,
в том числе инвалидов, нуждающихся
в мерах государственной
По Московской области:
По Республике Башкортостан:
Сегодня в Республике Башкортостан насчитывается более 9 тысяч участников боевых действий (включая первую и вторую войны). Из них срочную службу проходили 95,6% и по контракту — 4,4%.
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВ, ГОРОДОВ, ТЕРРИТОРИЙ И ПЕРИОДОВ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [3]
(в ред. Федерального закона от 27.11.2002 N 158-ФЗ)
Раздел I
Гражданская война: с 23 февраля 1918 года по октябрь 1922 года
Советско-польская война: март - октябрь 1920 года
Боевые действия в Испании: 1936 - 1939 годы
Война с Финляндией: с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года
Великая Отечественная война: с 22 июня 1941 года по 9 (11) мая 1945 года
Война с Японией: с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года
Боевые операции по ликвидации басмачества:
с октября 1922 года по июнь 1931 года
Боевые действия в районе озера Хасан:
с 29 июля по 11 августа 1938 года
Боевые действия на реке Халхин-Гол:
с 11 мая по 16 сентября 1939 года
Боевые действия при воссоединении СССР, Западной Украины и Западной Белоруссии: с 17 по 28 сентября 1939 года
Боевые действия в Китае:
с августа 1924 года по июль 1927 года;
октябрь - ноябрь 1929 года;
с июля 1937 года по сентябрь 1944 года;
июль - сентябрь 1945 года;
с марта 1946 года по апрель 1949 года;
март - май 1950 года (для личного состава группы войск ПВО);
с июня 1950 года по июль 1953 года (для личного состава воинских подразделений, принимавших участие в боевых действиях в Северной Корее с территории Китая)
Боевые действия в Венгрии: 1956 год
Боевые действия в районе острова Даманский: март 1969 года
Боевые действия в районе озера Жаланашколь: август 1969 года
Раздел II
Оборона города Одессы: с 10 августа по 16 октября 1941 года
Оборона города Ленинграда: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года
Оборона города Севастополя: с 5 ноября 1941 года по 4 июля 1942 года
Оборона города Сталинграда: с 12 июля по 19 ноября 1942 года
Раздел III
Боевые действия в Алжире: 1962 - 1964 годы
Боевые действия в Египте (Объединенная Арабская Республика):
с октября 1962 года по март 1963 года;
июнь 1967 года;
1968 год;
с марта 1969 года по июль 1972 года;
с октября 1973 года по март 1974 года;
с июня 1974 года по февраль 1975 года (для личного состава тральщиков Черноморского и Тихоокеанского флотов, участвовавших в разминировании зоны Суэцкого канала)
Боевые действия в Йеменской Арабской Республике:
с октября 1962 года по март 1963 года;
с ноября 1967 года по декабрь 1969 года
Боевые действия во Вьетнаме: с января 1961 года по декабрь 1974 года, в том числе для личного состава разведывательных кораблей Тихоокеанского флота, решавших задачи боевой службы в Южно-Китайском море
Боевые действия в Сирии:
июнь 1967 года;
март - июль 1970 года;
сентябрь - ноябрь 1972 года;
октябрь 1973 года
Боевые действия в Анголе: с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года
Боевые действия в Мозамбике:
1967 - 1969 годы;
с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года;
с марта 1984 года по апрель 1987 года
Боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 года по ноябрь 1979 года
Боевые действия в Афганистане: с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года
Боевые действия в Камбодже: апрель - декабрь 1970 года
Боевые действия в Бангладеш: 1972 - 1973 годы (для личного состава кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота СССР)
Боевые действия в Лаосе:
с января 1960 года по декабрь 1963 года;
с августа 1964 года по ноябрь 1968 года;
с ноября 1969 года по декабрь 1970 года
Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 года
Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта:
с декабря 1994 года по декабрь 1996 года
(абзац введен Федеральным
Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона:
с августа 1999 года
(абзац введен Федеральным
Приложение 3
Подпрограмма Федеральной целевой программы
"Социальная поддержка
на 2006 - 2010 годы"
"Социальная поддержка и
вследствие боевых действий и военной травмы"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы" |
Дата принятия решения о разработке подпрограммы |
- |
распоряжение Правительства |
Государственные заказчики подпрограммы |
- |
Министерство обороны |
Основные разработчики подпрограммы |
- |
Министерство здравоохранения |
Цели и задачи подпрограммы |
- |
создание системы комплексной реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы, усиление их социальной защищенности и улучшение качества их жизни. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи: |
осуществить разработку и внедрение инновационных моделей реабилитационных учреждений для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы, а также современных технологий их реабилитации; | ||
создать условия в реабилитационных учреждениях (отделениях), прежде всего, для психологической и профессиональной реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы; | ||
создать условия для подготовки специалистов по медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы; | ||
осуществить строительство и реконструкцию реабилитационных учреждений для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы | ||
Целевые индикаторы и показатели |
- |
удельный вес численности |
количество реабилитированных инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы (тыс. человек) | ||
Срок и этапы реализации подпрограммы |
- |
срок реализации подпрограммы - 2006 - 2010 годы. Первый этап (2006 год) - научная проработка основных направлений подпрограммы, реализация ряда мероприятий, предусмотренных подпрограммой, в том числе инвестиционных проектов. Второй этап (2007 - 2008 годы) - проведение пилотных внедрений и опытных разработок, |
предварительная их оценка наряду с осуществлением запланированных мероприятий, а также оценка хода их выполнения, эффективности и результативности. | ||
Третий этап (2009 - 2010 годы) - анализ, обобщение и распространение выработанных инновационных технологий реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной | ||
травмы, разработка следующих этапов совершенствования системы социальной защиты инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы | ||
Объемы и источники |
- |
общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета (в ценах соответствующих лет) составляет 523,09 млн. рублей, в том числе: |
капитальные вложения - 271,93 млн. рублей; | ||
научно-исследовательские и | ||
прочие нужды - 246,66 млн. | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности |
- |
показатель реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы к 2010 году достигнет 6,5 процента количества ежегодно переосвидетельствуемых лиц; |
возвращение к трудовой, общественной и бытовой деятельности 20,85 тыс. инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы; | ||
обучение по новой профессии более 2 тыс. инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы; | ||
создание 5 новых моделей реабилитационных учреждений для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы; | ||
организация 8 отделений восстановительного лечения на базе военных госпиталей и оснащение их современным реабилитационным оборудованием; | ||
открытие лечебно- |