Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:06, курсовая работа
Конфликты стали неотъемлемой частью современной жизни. Общепризнанно, что абсолютное большинство людей воспринимают понятие «конфликт» негативно. Сознание, как правило, выстраивает логическую цепочку следующего типа: конфликт - опасность - нестабильность положения, но, что особенно важно в данном рассуждении, следствия носят однозначно отрицательный характер.
И хотя, наверняка, многие слышали, что китайский иероглиф, соответствующий слову конфликт, состоит из двух: «риск + новая возможность», этот факт не всплывает в нашем сознании при возникновении идеи о возможности конфликта. Основным сигналом к действию является «избежать»!
Введение…………………………………………………………………………2
1. Определение понятия «конфликт», природа социального конфликта……3
2. Типы конфликтов и способов поведения в них…………………………….5
3. Причины конфликта………………………………………………………....13
4. Психологическая сущность, структура и функции конфликта…………...15
5. Способы разрешения конфликтных ситуаций……………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………..…32
Приедем несколько рекомендаций по устранению конфликтов. Так Столяренко Л. Д. предлагает следующие «способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта:
Знаменитый российский психолог Игорь Вагин дает такие советы:
Замедлина Е. А. приводит следующие позитивные методы разрешения и предупреждения конфликта:
1) рекомендации общего
характера, которые надо
2) блок методов, используемых
до начала переговоров в
3) основная фаза переговоров
– блок методов словесного
характера: переключить
4) рекомендации специального
характера – используются в
сложных ситуациях, когда
Среди тренинговых методик можно выделить следующие.
Упражнение № 1.
«Каждый участник группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий группы призывает участников подумать о собственной проблемной ситуации, в которой каждый находится в данный период. В левой части листа записывают 10 аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участника, а в правой – 10 положительных сторон существующей ситуации.
В процессе обсуждения группа
приходит к выводу, что в каждой,
даже самой трудной жизненной ситуац
стороны и за
счет этого сохранять
Упражнение № 2.
«Участники группы объединяются в пары и разыгрывают любую конфликтную ситуацию. Двое участников разыгрывают разногласие, применяя во взаимодействии следующие принципы управления конфликтом:
- полный контроль за собственными эмоциями, которые, как правило, мешают оценивать происходящее;
- анализ подлинных
причин конфликта, которые
- локализация конфликта, т.е. установление его четких рамок и стремление к сужению области противоречия;
- отказ от концентрации
на самозащите, поскольку увлечение
собственными защитными
Замедлина Е. А. приводит следующие позитивные методы разрешения и предупреждения конфликта:
1) рекомендации общего
характера, которые надо
2) блок методов, используемых
до начала переговоров в
3) основная фаза переговоров
– блок методов словесного
характера: переключить
4) рекомендации специального
характера – используются в
сложных ситуациях, когда
Среди тренинговых методик можно выделить следующие.
Упражнение № 1.
«Каждый участник группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий группы призывает участников подумать о собственной проблемной ситуации, в которой каждый находится в данный период. В левой части листа записывают 10 аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участника, а в правой – 10 положительных сторон существующей ситуации.
В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные
стороны и за
счет этого сохранять
Упражнение № 2.
«Участники группы объединяются в пары и разыгрывают любую конфликтную ситуацию. Двое участников разыгрывают разногласие, применяя во взаимодействии следующие принципы управления конфликтом:
- полный контроль за собственными эмоциями, которые, как правило, мешают оценивать происходящее;
- анализ подлинных
причин конфликта, которые
- локализация конфликта, т.е. установление его четких рамок и стремление к сужению области противоречия;
- отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение собственными защитными действиями обычно мешают людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении конфликтующей стороны;
- переформулирование аргументов оппонента, которые просто не стоит отвергать в том порядке и в тех пропорциях, в которых они изложены; лучше попытаться перевести их на понятный вам язык, выделяя опорные смысловые моменты;
- достаточная активность,
поскольку даже отступая можно
сохранить спокойный
В процессе обсуждения участники решают, какие пары наиболее конструктивно и толерантно нашли выход из конфликтной ситуации.
Упражнение № 3.
Участники разбиваются на две команды. Выбрав тему для обсуждения и совместно выдвинув критерии оценки деятельности руководителя (вовлекать пассивных участников и приостанавливать затянувшиеся монологи, быть тактичным к выступающим, доказательность, логика, четкость формулировок, соответствие теме) и систему оценок (в баллах), группа избирает руководителя дискуссии. После завершения обсуждения выбранной темы ведущие объявляет и комментирует результаты. В заключении – коллективное обсуждение хода дискуссии.
Примером темы обсуждения
может быт вопрос о толерантности
в межнациональных отношениях: в
правительстве
Заключение
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что конфликты вызываются различными причинами и протекают при неодинаковых обстоятельствах.
Нет никого, кто получал бы удовольствие от конфликта на каком бы ни было уровне: социальном, семейном или личном. Нам известно, что конфликт – это существующая реальность, с которой мы все сталкиваемся.
Учиться тому, как избежать и пресечь конфликт, является основой взаимоотношений. Основное разрешение проблемы лежит в том, чтобы научиться быть зрелым и бескорыстным человеком. Мы должны чувствовать, что наше новое поколение дает нам новую возможность учить молодежь тому, как общаться с другими людьми с уважением, справедливо и с любовью. Молодежь – это наша надежда в создании культуры мира и процветания.
Список литературы
1. Р. Мертон «Парадигмы для функционального анализа» - М., 1949
2. Л. Козер «Функция социального конфликта» - М., 2000
3. К. Боулдин «Конфликт и защита. Общая теория» - М., 1962
4. Р. Зайдельман «Весь мир» - М., 1997
5. К. Унибер «Никаких границ» - М., 1998
6. Р.С. Немов Общее основы психология Т.1. – М., 1994
7. Е. М. Бабасов «Конфликтология». Тетра система - М., 2000
8. З. Фрейт Введение психоанализ. Лекции. – М., 1989
9. М. С. Вершинин «Конфликтология». Лекция. – С. П. б. , 2000
10. С.Д. Грехем. «Конфликты. Пути их преодоления». Киев., 1991
11. З. Фрейд «Я» и «Оно». Избранное. Т. 1. Лондон., 1969
12. А.Я. Анцупов; А.И. Шипилов. «Конфликтоология». - М., 1999
1 Е. А. Замедлина. Конфликтология. М – РИОР, 2005 г. , с 4.
2 Н. А. Мельникова. Шпаргалка по социальной психологии. М – Аллель-2000, 2005г., с.27.
3 Е. А. Замедлина. Конфликтология. М – РИОР, 2005 г. , с 4.
4 Айзенк Ганс. Язык счастья. М – ЭКСМО-Пресс, 2002 г., с 110 – 117.
4 Тестирование детей./ сост. Богомолов В. Изд. 3-е. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г.
4 Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов-на-Дону – Феникс, 2005 г, с 486.
5 Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. М. – «Ось-89», 2004 г., с 60.
Информация о работе Психологическая сущность, структура и функции конфликта