Психологическая сущность, структура и функции конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Конфликты стали неотъемлемой частью современной жизни. Общепризнанно, что абсолютное большинство людей воспринимают понятие «конфликт» негативно. Сознание, как правило, выстраивает логическую цепочку следующего типа: конфликт - опасность - нестабильность положения, но, что особенно важно в данном рассуждении, следствия носят однозначно отрицательный характер.
И хотя, наверняка, многие слышали, что китайский иероглиф, соответствующий слову конфликт, состоит из двух: «риск + новая возможность», этот факт не всплывает в нашем сознании при возникновении идеи о возможности конфликта. Основным сигналом к действию является «избежать»!

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. Определение понятия «конфликт», природа социального конфликта……3
2. Типы конфликтов и способов поведения в них…………………………….5
3. Причины конфликта………………………………………………………....13
4. Психологическая сущность, структура и функции конфликта…………...15
5. Способы разрешения конфликтных ситуаций……………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………..…32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Приедем несколько рекомендаций по устранению конфликтов. Так Столяренко Л. Д. предлагает следующие «способы устранения противоречий, лежащих в  основе конфликта:

    • устранение объекта конфликта;
    • раздел объекта конфликта между сторонами;
    • установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта;
    • компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
    • разведение сторон конфликта;
    • перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса»4.

Знаменитый российский психолог Игорь Вагин дает такие  советы:

  • любые конфликты легче решаются в комфортной обстановке;
  • наберитесь терпения и выслушайте своего оппонента;
  • максимально дистанцируйтесь от отрицательных эмоций вашего оппонента;
  • дождитесь, пока спадет накал страстей;
  • постарайтесь отсечь историю конфликта;
  • перейдите к обсуждению возможных вариантов решения конфликта;
  • тщательно контролируйте свою речь.

Замедлина  Е. А. приводит следующие позитивные методы разрешения и предупреждения конфликта:

1) рекомендации общего  характера, которые надо учитывать  в условиях любого человеческого  общения, в том числе и конфликта:  постоянное внимание к собеседнику;  способность выслушать собеседника;  уважительное отношение к собеседнику; адекватное реагирование на поведение собеседника; замедление темпа речи, если собеседник взволнован; умение сопереживать партнеру (проявление эмпатии);

2) блок методов, используемых  до начала переговоров в условиях  конфликта (невербальная группа методов); дать собеседнику возможность выговориться, не перебивать его, обнаружить позой, мимикой сочувствие к нему; сокращение дистанции между собеседниками;

3) основная фаза переговоров  – блок методов словесного  характера: переключить внимание  собеседника с предмета конфликта, предложить ему другую тему, отвлечь внимание от конфликта; полезно в случае необходимости признать свою вину, давая возможность собеседнику признать его вину; необходимо признавать правоту собеседника; попытка устранить конфликт, не затягивая его;

4) рекомендации специального  характера – используются в  сложных ситуациях, когда другие  методы не действуют: в некоторых  случаях следует показать собеседнику,  что он невежлив, груб, приняв  подчеркнуто вежливый тон; в  случае явной агрессивности следует применить более сильную агрессию; указав собеседнику на то, что настаивание на его необоснованных требованиях в ходе конфликта приведет к тому, что о нем сложится негативное мышление в коллективе и у людей, мнением которых он дорожит.

Среди тренинговых методик можно выделить следующие.

Упражнение  № 1.

«Каждый участник группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий группы призывает участников подумать о собственной проблемной ситуации, в которой каждый находится  в данный период. В левой части листа записывают 10 аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участника, а в правой – 10 положительных сторон существующей ситуации.

В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные

 стороны и за  счет этого сохранять самообладание  и толерантность»5.

Упражнение  № 2.

«Участники группы объединяются в пары и разыгрывают любую  конфликтную ситуацию. Двое участников разыгрывают разногласие, применяя во взаимодействии следующие принципы управления конфликтом:

- полный контроль за  собственными эмоциями, которые,  как правило, мешают оценивать  происходящее;

- анализ подлинных  причин конфликта, которые могут  скрывать оппоненты за мнимыми  причинами;

- локализация конфликта,  т.е. установление его четких  рамок и стремление к сужению  области противоречия;

- отказ от концентрации  на самозащите, поскольку увлечение  собственными защитными действиями  обычно мешают людям вовремя  заметить изменения в обстановке и поведении конфликтующей стороны;

  • наберитесь терпения и выслушайте своего оппонента;
  • максимально дистанцируйтесь от отрицательных эмоций вашего оппонента;
  • дождитесь, пока спадет накал страстей;
  • постарайтесь отсечь историю конфликта;
  • перейдите к обсуждению возможных вариантов решения конфликта;
  • тщательно контролируйте свою речь.

Замедлина  Е. А. приводит следующие позитивные методы разрешения и предупреждения конфликта:

1) рекомендации общего  характера, которые надо учитывать  в условиях любого человеческого общения, в том числе и конфликта: постоянное внимание к собеседнику; способность выслушать собеседника; уважительное отношение к собеседнику; адекватное реагирование на поведение собеседника; замедление темпа речи, если собеседник взволнован; умение сопереживать партнеру (проявление эмпатии);

2) блок методов, используемых  до начала переговоров в условиях  конфликта (невербальная группа  методов); дать собеседнику возможность  выговориться, не перебивать его,  обнаружить позой, мимикой сочувствие  к нему; сокращение дистанции между собеседниками;

3) основная фаза переговоров  – блок методов словесного  характера: переключить внимание  собеседника с предмета конфликта,  предложить ему другую тему, отвлечь  внимание от конфликта; полезно  в случае необходимости признать свою вину, давая возможность собеседнику признать его вину; необходимо признавать правоту собеседника; попытка устранить конфликт, не затягивая его;

4) рекомендации специального  характера – используются в  сложных ситуациях, когда другие  методы не действуют: в некоторых случаях следует показать собеседнику, что он невежлив, груб, приняв подчеркнуто вежливый тон; в случае явной агрессивности следует применить более сильную агрессию; указав собеседнику на то, что настаивание на его необоснованных требованиях в ходе конфликта приведет к тому, что о нем сложится негативное мышление в коллективе и у людей, мнением которых он дорожит.

Среди тренинговых методик  можно выделить следующие.

Упражнение  № 1.

«Каждый участник группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий группы призывает участников подумать о собственной проблемной ситуации, в которой каждый находится в данный период. В левой части листа записывают 10 аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участника, а в правой – 10 положительных сторон существующей ситуации.

В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной  ситуации необходимо уметь находить положительные

 стороны и за  счет этого сохранять самообладание  и толерантность»6.

Упражнение № 2.

«Участники группы объединяются в пары и разыгрывают любую  конфликтную ситуацию. Двое участников разыгрывают разногласие, применяя во взаимодействии следующие принципы управления конфликтом:

- полный контроль за  собственными эмоциями, которые,  как правило, мешают оценивать происходящее;

- анализ подлинных  причин конфликта, которые могут  скрывать оппоненты за мнимыми  причинами;

- локализация конфликта,  т.е. установление его четких  рамок и стремление к сужению  области противоречия;

- отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение собственными защитными действиями обычно мешают людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении конфликтующей стороны;

- переформулирование  аргументов оппонента, которые  просто не стоит отвергать  в том порядке и в тех пропорциях, в которых они изложены; лучше попытаться перевести их на понятный вам язык, выделяя опорные смысловые моменты;

- достаточная активность, поскольку даже отступая можно  сохранить спокойный эмоциональный  тон отношений.

В процессе обсуждения участники решают, какие пары наиболее конструктивно и толерантно нашли выход из конфликтной ситуации.

Упражнение  № 3.

Участники разбиваются  на две команды. Выбрав тему для обсуждения и совместно выдвинув критерии оценки деятельности руководителя (вовлекать пассивных участников и приостанавливать затянувшиеся монологи, быть тактичным к выступающим, доказательность, логика, четкость формулировок, соответствие теме) и систему оценок (в баллах), группа избирает руководителя дискуссии. После завершения обсуждения выбранной темы ведущие объявляет и комментирует результаты. В заключении – коллективное обсуждение хода дискуссии.

Примером темы обсуждения может быт вопрос о толерантности  в межнациональных отношениях: в  правительстве многонационального государственного образования должны ли находиться представители всех национальностей, проживающих на его территории?»7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что конфликты вызываются различными причинами и протекают при неодинаковых обстоятельствах.

Нет никого, кто получал  бы удовольствие от конфликта на каком  бы ни было уровне: социальном, семейном или личном. Нам известно, что  конфликт – это существующая реальность, с которой мы все сталкиваемся.

Учиться тому, как избежать и пресечь конфликт, является основой взаимоотношений. Основное разрешение проблемы лежит в том, чтобы научиться быть зрелым и бескорыстным человеком. Мы должны чувствовать, что наше новое поколение дает нам новую возможность учить молодежь тому, как общаться с другими людьми с уважением, справедливо и с любовью. Молодежь – это наша надежда в создании культуры мира и процветания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Р. Мертон «Парадигмы для функционального анализа» - М., 1949

2.     Л. Козер «Функция социального конфликта» - М., 2000

3.      К. Боулдин «Конфликт и защита. Общая теория» - М., 1962

4.      Р. Зайдельман «Весь мир» - М., 1997

5.      К. Унибер «Никаких границ» - М., 1998

6.      Р.С. Немов Общее основы психология Т.1. – М., 1994

7.      Е. М. Бабасов «Конфликтология». Тетра система - М., 2000

8.      З. Фрейт Введение психоанализ. Лекции. – М., 1989

9.      М. С. Вершинин «Конфликтология». Лекция. – С. П. б. , 2000

10.    С.Д. Грехем. «Конфликты. Пути их преодоления». Киев., 1991

11.    З. Фрейд «Я» и «Оно». Избранное. Т. 1. Лондон., 1969

12.    А.Я. Анцупов; А.И. Шипилов. «Конфликтоология». - М., 1999

1 Е. А. Замедлина. Конфликтология. М – РИОР, 2005 г. , с 4.

2 Н. А. Мельникова. Шпаргалка по социальной психологии. М – Аллель-2000, 2005г., с.27.

3 Е. А. Замедлина. Конфликтология. М – РИОР, 2005 г. , с 4.

 

 

 

 

 

4 Айзенк Ганс. Язык счастья. М – ЭКСМО-Пресс, 2002 г., с 110 – 117.

4 Тестирование детей./ сост. Богомолов В. Изд. 3-е. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г. 

4 Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов-на-Дону – Феникс, 2005 г, с 486.

5 Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. М. – «Ось-89», 2004 г., с 60.




Информация о работе Психологическая сущность, структура и функции конфликта