Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 23:36, реферат
Во время беременности идет серьезная перестройка деятельности всего организма женщины [44], а особенно психоэндокринной сферы. Некоторые беременные становятся особенно уязвимыми для воздействия психогенных факторов, причем, вследствие переоценки прежней системы отношений наблюдаются психотравмы из-за таких конфликтных ситуаций, которые в прошлом не были столь актуальными для женщины.
Еще одним фактором, влияющим на течение беременности и тип материнского отношения, является мотивация. В этом плане интересна позиция О.Г. Исуповой, которая выделяет три группы мотивов репродуктивной активности: «ради мужчины», «ради ребенка», «ради себя», - каждый из которых может выполнять как терминальную, так и инструментальную функцию [98]. Н.В. Боровикова предлагает более развернутую систему мотивационных стимулов [36]. Согласно проведенному ею исследованию респондентки демонстрируют следующую иерархию мотивов: сохранение собственного здоровья (26%); соответствие социальным ожиданиям (24%); сохранение отношений (16%); протест (12%); отказ от прошлого (8%); ради ребенка (6%); уход от настоящего (5%); ради любимого человека (3%). Обобщая эти данные можно сказать, что отношение к значимым людям в качестве основного мотива встречается в 9% случаев (ради ребенка – 6% и ради любимого человека – 3%), отношение к социальному окружению – 52% (24%, 12%, 16%), изменение личной ситуации – 13% (8%, 5%), «Я» - 26%. Таким образом, меньший удельный вес занимают «Я» - мотивы (13% + 26% = 39%), а наибольший – связанные с отношение к другим людям (9% + 52% = 61%). Это еще раз подтверждает значимость социальных воздействий на благоприятное протекание беременности.
Конечно, при большом значении психологических факторов, физиология также оказывает мощное воздействие и создает органическую основу для нормального протекания беременности. Еще в тридцатые годы замечательный русский ученый, академик А.А. Ухтомский сформулировал один из основных принципов деятельности центральной нервной системы, который назвал "принципом доминантности". Согласно этому принципу, под влиянием возбуждения, вызванными как раздражителями внешней среды, так и в результате раздражителей внутренних, формируется очаг господствующего возбуждения (доминанта), обеспечивающий деятельность организма в определенном направлении и способствующий оказать тормозящее действие на работу других нервных центров, препятствующих этому. В шестидесятых годах И.А. Аршавский применил этот принцип для исследования и объяснения изменений, происходящих в организме беременной. Выживание и развитие оплодотворенной яйцеклетки, эмбриона, плода, младенца зависит от сформированности у его матери доминанты, обеспечивающей способность направлять в нужное русло физиологические и нервно-психические процессы. Именно Аршавский предложил термин «материнская доминанта». Она включает в себя последовательно сменяющие друг друга доминанты беременности, родов и вскармливания [99].
В коре головного мозга беременной женщины появляется некая очень сильная доминанта. Главное место в ее мыслях отныне занимает именно эта проблема, все остальные ценности отступают на второй план. И лучше, если эта доминанта правильно сформирована еще до момента зачатия. Потому что от того, как произошло зачатие, во многом зависит вся будущая жизнь человека [100].
Психологический компонент доминанты беременной, подготавливающий физиологию будущей матери к зачатию, возникает еще до оплодотворения и характеризуется так называемыми доминирующими идеями беременности, то есть острым желанием женщины иметь ребенка
При нечаянной, незапланированной беременности психологический компонент доминанты формируется вслед за физиологическим. Такая беременность может застать организм не в лучшей его форме, врасплох. Вот почему очень много внимания необходимо уделять периоду зачатия.
Исследования показали, что выраженность доминанты беременности растет пропорционально возрасту женщины, достигая своего максимума у тридцатилетних. Объясняется это, по-видимому, тем, что именно этот период многие женщины обоснованно считают рубежом, после которого возрастает вероятность осложнений беременности и родов. Кроме того, к двадцати пяти - тридцати годам большинство женщин уже заканчивают свое обучение, приобретают профессию, устойчивое материальное и семейное положение, то есть лучше социально адаптированы.
Интересно, что не всегда высокий показатель доминанты беременности является благоприятным фактором для ее течения и успешного родоразрешения. Многое зависит от качественных особенностей психологического компонента. Можно выделить несколько основных его типов: игнорирующий, беспечный, тревожный, депрессивный, адекватный.
Игнорирующий тип часто
Беспечный тип характеризуется преобладанием повышенного настроения, уверенностью в благополучном родоразрешении, легкомысленностью и непониманием своей новой роли сейчас и ближайшем будущем, предстоящих обязанностей. Чаще такой тип встречается у женщин с высоким количественным показателем психологического компонента доминанты. Беременность обычно очень желанная, однако, убедившись, что зачатие произошло, беспечная женщина считает, что все от нее зависящее она уже сделала, а остальное получится само. На учет в женскую консультацию они встают поздно, посещают ее нерегулярно. Если возникают какие-то осложнения беременности, то они застают женщин врасплох, воспринимаются иногда как гром среди ясного неба, их тяжесть преувеличивается. Трудности, связанные с родами, послеродовым периодом, заботы о малыше также оказываются неожиданными и удручают.
При тревожном типе причины повышенной тревожности, которая определяет все поведение женщины, могут быть вполне объяснимыми, связанными с семейными неурядицами, состоянием здоровья, бытовыми трудностями и т.д. В то же время встречаются беременные, неспособные объяснить свое состояние или чрезмерно преувеличивающие настоящие и предстоящие трудности. У этих беременных значительно чаще отмечаются токсикозы, различные невротические расстройства (нарушения сна, страхи, повышенная мнительность, обидчивость и другие). При депрессивном типе беременность протекает на резко сниженном фоне настроения. Женщина, мечтавшая о ребенке, может заявлять, что теперь не хочет его, не верит в свои силы, начинает хуже относиться к мужу и другим близким, часто без особой на то причины плачет. Отношения с родственниками, не понимающими, что происходит, часто портятся. Это в свою очередь еще больше усугубляет тяжесть ситуации. Очень важно вовремя разглядеть эти симптомы и срочно обратиться к врачу. К счастью, такой тип доминанты беременности относительно редок.
Часто встречаются смешенные типы. Преобладание в клинической картине тех или иных специфических признаков поможет правильно оценить тип. Это необходимо, так как перечисленные ранее типы доминантности беременности ухудшают ее течение. Выявив их, женщина и ее близкие должны попытаться выработать другое отношение к происходящим в организме изменениями, к вынашиванию ребенка и предстоящим родам. Наиболее благоприятным для становления физиологического компонента доминанты беременности и родовой доминанты является доминантный тип.
Адекватный тип характеризуется оптимальным отношением женщины к происходящим в ней изменениями, к предстоящим трудностям, высокой степенью ответственности будущей мамы за свое дитя.
Д. Пайнз выделяет два типа реагирования женщины на беременность [6]. У одних сразу наступает пассивность и появляется ощущение высшей удовлетворенности, у других – легкая депрессия и возрастание физической активности. В психоаналитической концепции отношение матери к будущему ребенку зависит от разрешения амбивалентного отношения женщины к матери. В худшем случае преобладают негативные чувства к собственному «Я», сексуальному партнеру или важной фигуре прошлого; негативные чувства проецируются на ребенка (женщина с помощью ребенка «ощущает» себя в материнском теле), в этом случае регресс беременности происходит неблагополучно. Женщина начинает представлять плод скорее как аспект плохого собственного «Я» или как плохой внутренний аспект, который следует изгнать. Анализ прошлого таких женщин показывает, что их раннедетские отношения с матерью наполнены фрустрацией, гневом, разочарованием и виной. Внутри таких женщин словно сидит «плохая» мать и не позволяет им самим стать матерями. Они затрудняются идентифицировать себя с образом щедрой матери, потому, что собственная мать пу которых ребенок воспринимается как преграда); ценностный (чувствительность, ребенок как ценность); творческий (зрелость, ответственность, восприятие ребенка как объекта заботы) [101]. О.Н. Безрукова, исследуя типы отношения женщин к беременности, указывает, что при процентном преобладании положительной оценки (71,4%), существуют группы с отрицательным (11,8%) и неопределенным отношением (17,8%) [102].
Таким образом, психологический, а косвенно и физиологический компоненты доминанты беременности зависят от сознательного отношения супругов к проблеме зачатия и вынашивания, от тщательности проведения предварительного периода [99].
Соответственно, встает вопрос о психологической подготовке женщины и ее ближайшего социального окружения к беременности, родам и постродовому периоду. Как уже говорилось выше, необходимость оказания психологической и психокоррекционной поддержки женщине на данном этапе ее жизни обусловлена возможностью воздействовать на физическое и психическое состояние сразу двух поколений. Ведь беременность следует рассматривать «не только как вынашивание плода, но и как процесс становления специфической детско-взрослой общности – системы взаимоотношений, связывающих ребенка с матерью, а через нее – с культурным сообществом людей, и, вместе с тем, как процесс возникновения предпосылок внутреннего мира ребенка – представителя рода человеческого» [26, стр. 83]. Психологию и физиологию беременной женщины и будущего ребенка необходимо рассматривать не отдельно, а как единую систему. Беременность является особым этапом, во время которого формируется бинарное образование «мать - дитя», и, следовательно, речь идет не только о здоровье матери, но и будущего ребенка, что во многом зависит от психологического статуса беременной женщины [103, 104]. Эмоциональное состояние матери во время беременности оказывает значительное влияние на протекание беременности и родов, последующее отношение к ребенку и к себе, а также на становление его самосознания, формирование личностных качеств [105 - 107]. Часто, нервно-психические нарушения, выявленные у детей, подростков и взрослых, преследующие их на протяжении всей жизни, в числе прочего, связаны с особенностями пребывания человека в утробе матери, появления его на свет, протекания первичной психологической адаптации к новым условиям. По данным авторов, 70% психосоматических болезней закладывается во внутриутробном периоде и во время родов [99]. Например, З.Фрейд в своей работе «Сновидения» предполагает, что: «Рождение является первой жизненной опасностью и прообразом всех последующих, внушающих нам страх; переживания при рождении остаются у нас, вероятно, в том аффективном выражении, которое мы называем страхом. Макдуф в шотландской легенде, не рожденный матерью, а вырезанный из утробы ее, поэтому не знал и страха» [108, стр. 191].
Таким образом, плод является не только биологическим объектом, но и субъектом целенаправленных формирующих воздействий, т.е. беременная уже в данный момент выполняет материнские воспитательные функции. То, что А.С. Батуев называет «дородовым обучением» [12]. По его мнению: «Успехи генетики позволяют отвергнуть насаждающееся в прошлом аристотелевское положение о новорожденном ребенке как tabula rasa («чистая доска»)» [12, стр. 51]. Поведение матери во время беременности, ее эмоциональные реакции на стрессы влекут послеродовые неврозы, тревожные состояния, аллергии, умственное отставание и другие формы патологии. «Дети, травмированные еще в утробе матери, остаются гиперсензитивными к стрессу, боязливыми, замкнутыми и злыми» [12, стр. 53]. Известно, что внешние стресс - факторы непосредственно не влияют на 6удущего ребенка и только беременная женщина, пропуская их через себя, допускает в той или иной степени воздействие на него этих факторов [109]. Например, при всех острых или хронических отрицательных переживаниях в кровь матери выбрасываются гормоны беспокойства, достигающие плода без каких-либо препятствий, через общую с матерью кровеносную сеть. Поскольку у плода практически отсутствует система нейтрализации гормонов беспокойства и не развита возвратная венозная сеть, то они накапливаются в критических дозах не только в самом плоде, но и в околоплодной жидкости, которую плод постоянно заглатывает и выделяет из себя. При стрессе матери плод сосет палец и беспокойно себя ведет. Это заметно не только по его участившимся движениям, но и по ускоренно-усиленному сердцебиению. При продолжении стресса околоплодная жидкость в конце беременности превращается в, своего рода, «гормональный бульон», в котором «варится» плод. Одновременно он испытывает все больший недостаток кислорода из-за сужения сосудов под влиянием гормонов беспокойства, что осложняет доставку кислорода к нервным клеткам мозга. Сами же гормоны беспокойства приводят к излишней подвижности, неустойчивости нервных процессов, тревожности, расстройствам настроения, эмоциональной возбудимости, нарушениям ритма сна и бодрствования [16]. Наоборот, позитивные материнские эмоции способствуют усилению роста, спокойствию, возрастанию уровня интеллекта плода.
Отсюда, обеспечение завтрашней России здоровыми поколениями полноценных людей невозможно без конкретной индивидуальной работы с каждой беременной женщиной, проводимой в рамках специальных государственных программ. Во избежание проблем, порожденных невежеством, общество нуждается в активном, широкомасштабном внедрении знаний о психологической уникальности процесса беременности и мерах, способствующих рождению здоровых детей, способных обеспечить будущее нации. Решением проблемы может стать лишь взвешенный компромисс между объединением усилий специалистов широкого научного спектра для обеспечения безопасности матери и полноценного развития ребенка, а также творческой адаптации беременной женщины к своему новому состоянию.
По причине огромного влияния, оказываемого состоянием матери на психофизиологическое самочувствие ребенка, чрезвычайно важным является скорейшее прохождение женщиной психотравмирующих симптомов беременности, особенно симптома принятия решения, и ее концентрация на творческом, позитивно заряженном симптоме "Я жду ребенка'', что приведет к смещению психологического акцента с собственных проблем и переживаний на рождение нового человека [36]. Беременность для самой женщины является этапом личностного и психосексуального развития, поэтому ей необходимо знание о самой себе и об ожидающих ее вплоть до рождения ребенка соматических и психических состояниях [110]. На протяжении беременности вызревает не только плод в утробе матери, но и сама женщина, а, точнее, та ее часть, которая в последующем будет выполнять материнские функции. Именно в период беременности актуализируются установки, поведенческие и социокультурные стереотипы, определяющие тот или иной тип материнства. С этой точки зрения, благоприятный психоэмоциональный фон протекания беременности может способствовать личностному взрослению женщины, укреплению и обогащению ее психики новым уровнем психологических самооценок.
Будучи психологически неподготовленными, получив отрицательный опыт первой беременности, а значит, не познав в полной мере радости материнства, многие женщины отказываются от рождения второго и третьего ребенка. Вместе с тем, при существующем в России уровне смертности, только для простого воспроизводства численности населения необходим суммарный коэффициент рождаемости в среднем на одну способную к деторождению брачную пару, равный 2,6 ребенка. Это может быть достигнуто лишь, когда каждая беременная женщина будет уметь творчески адаптироваться к своему новому состоянию, вырабатывая собственную философию беременности, свободную от навязываемых ей обществом лишних социальных установок.