Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 22:31, контрольная работа
Цель данной работы – изучить психологические основы эмоциональных состояний.
Задачи работы:
Раскрыть понятие эмоций, их виды и роль в жизни человека.
Провести обзор психологических теорий по проблеме эмоций.
Описать характеристики эмоциональных состояний.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие о чувствах и эмоциях……………………………………………….4
1.1. Теория эмоций……………………………………………………………...5
1.2. Качества и динамика чувств……………………………………………….7
2. Формы переживания чувств………………………………………………...8
3. Чувства и личность………………………………………………………….11
3.1. Чувства как отражение отношений человека к объекту его устойчивых
потребностей……………………………………………………………..11
3.2.Виды чувств и их формирование…………………………………………13
4.Способы саморегуляции эмоций…………………………………………...14
5.Вывод ………………………………………………………………………..19
6. Список литературы…………………………………
Регрессия - возвращение к более онтогенетически ранним, примитивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.
Реактивное образование - поведение, противоположное имеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки. Свойственно более зрелым детям, а также взрослым. Например, желая скрыть свою влюбленность, человек будет проявлять к объекту обожания недружелюбность, а подростки - и агрессивность.
Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека для его успокоения при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. «Слеза всегда смывает что-то и утешение несет», - писал В. Гюго.
Использование дыхательных упражнений, по мнению В. Л. Марищу, Р. Деметера , О. А. Черниковой и других психологов и физиологов является наиболее доступным способом регуляции эмоционального возбуждения. Применяются различные способы. Р. Деметер использовал дыхание с применением паузы:
1) без паузы: обычное дыхание - вдох, выдох;
2) пауза после вдоха: вдох, пауза (две секунды), выдох;
3) пауза после выдоха: вдох, выдох, пауза;
4) пауза после вдоха и выдоха: вдох, пауза, выдох, пауза;
5) полвдоха, пауза, полвдоха и выдох;
6) вдох, полвыдоха, пауза, полвыдоха;
7) полвдоха, пауза, полвдоха, полвыдоха, пауза, полвыдоха.
Кроме того, автор рекомендует чередовать (по четыре раза) дыхание через нос и рот по следующей схеме:
- вдох носом - выдох носом;
- вдох носом - выдох ртом;
- вдох ртом - выдох ртом;
- вдох ртом - выдох носом.
Эти способы Р. Деметер рекомендует использовать для успокоения перед сном и для уменьшения предстартового возбуждения.
Вначале эффект может быть небольшим. По мере повторения упражнений положительный эффект возрастает, однако ими не следует злоупотреблять.
Вывод
Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но и вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Такое внутреннее личное отношение имеет своим источником деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает.
Переживание чувства выступает как особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Сознавая или не сознавая, человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения.
Важнейшей
характеристикой эмоциональных
состояний является их
Эмоции сигнализируют о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определенности положения субъекта в системе его предметных и межличностных отношений и обеспечивает тем самым регулирование, отладку его поведения в условиях общения и деятельности.
В ходе подготовки работы были решены следующие задачи:
Раскрыто понятие эмоций, их виды и роль в жизни человека.
Проведен обзор психологических теорий по проблеме эмоций.
Описаны характеристики основных эмоциональных состояний.
Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
В зависимости от длительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции разделяют на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения.
Эмоциональные состояния характеризуются большей длительностью, которая может измеряться часами и днями. По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения — от депрессивных состояний до состояния эйфории. В психологической литературе распространено также деление эмоциональных состояний, которые испытывает человек, на собственно эмоции, чувства и аффекты.
Стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловило появление различных точек зрения, которые нашли отражение в соответствующих психологических теориях.
Способы устранения нежелательного эмоционального состояния:
Психическая регуляция
Изменение направленности сознания (Отключение, переключение, снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата).
Использование защитных механизмов (уход, идентификация, проекция, смещение);
Дыхательные упражнения.
1.Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.
2.Алексеев А.В. Себя преодолеть.- М.:ФиС,1985.
3.Вилюнас В.К. Основные
проблемы психологической
4.Дашкевич О.В. Эмоциональная
регуляция деятельности в
5.Изард К. Эмоции человека / К.Изард- М.,1980.
6.Изард К.Э. Психология эмоций. пер. с англ. СПб., 1999.
7.Ильин Е.П. Эмоции и чувства.2-е издание. СПб.: Питер. – 2007. – 784 с.
8.Леонтьев Д.А. Внутренний
мир личности. // Психология личности
в трудах отечественных
9.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2005.
10. Марищук В.Л., Евдокимов Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса.-СПб.: Изд.дом «Сентябрь»,2001.
11.Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
12. Психологический словарь /под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова - 2-е изд. перераб. и доп. - М., 1996)
13. Петровский А.В. «Введение в психологию». М-95.
14.Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002
15.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000.
16.Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. / Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1988
Информация о работе Психологическая характеристика основных эмоциональных состояний человека