Психологические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:31, реферат

Краткое описание

Цель работы: выявить и охарактеризовать психологические аспекты воспитания и обучения студентов в вузе.
Исходя из заявленной цели, мы определяем следующие задачи:
Проанализировать психологические особенности воспитания студентов в вузе.
Выявить психологические особенности обучения студентов в вузе.
Определить психологический смысл единства воспитания и обучения студентов.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат готовый.docx

— 47.78 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современных  условиях взаимодействие личности и  общества проходит в достаточно сложных  и непредсказуемых условиях. Это  порождает огромное количество конфликтов в социальной сфере. И по этому  проблема социализации личности в нашем  обществе стоит очень остро. А  решение ее лежит в пересечении  интересов политики, экономики, психологии, социологии и педагогики.

Методологию правильного подхода к рассмотрению воспитания и обучения создали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Они  впервые в истории научной  мысли раскрыли подлинную сущность воспитания и обучения, социальную обусловленность их содержания и  развития. 
Признавая наличие природных различий людей, классики марксизма-ленинизма определили сущность человека как «совокупность всех общественных отношений». Они выдвинули положение о том, что человек — продукт обстоятельств и воспитания, а поскольку обстоятельства изменяются именно людьми, то «воспитатель сам должен быть воспитан».

Воспитание  и обучение в вузе призваны обеспечить формирование личности специалиста  с такими качествами, опытом, которые  бы соответствовали современным  требованиям и гарантировали  бы успех практической деятельности с самого начала ее осуществления. Эта  цель выражает исторически назревшую  потребность социалистического  общества в подготовке специалистов, способных выполнить определенные социальные и деловые функции. Воспитание и обучение прежде всего должны быть эффективными, т. е. действительно приводить к ожидаемым результатам. 
Вузовское воспитание и обучение должно оказывать на личность студента максимально развивающее влияние, т. е. действительно обеспечивать процесс его положительного изменения, приобретение качеств, опыта, нужных ему как будущему специалисту с высшим образованием. 
Если взять конкретное осуществление воспитания и обучения, то в них выступают два субъекта: преподаватель, который уясняет педагогическую задачу, выбирает в зависимости от этой задачи средства и методы, проверяет результаты, уточняет собственные действия и оказывает влияние на действия обучаемых и т. д., и студент, который так или иначе относится к тому, что его обучают и воспитывают, переживает те или иные чувства, проявляет активность или пассивность и т. д. Вместе с тем воспитание и обучение — это совместная деятельность воспитателей и студентов, результаты которой зависят как от тех, кто учит, воспитывает, так и от тех, кто обучается, воспитывается, и от согласованности их общей деятельности. 
Все эти и другие связи и зависимости по-разному выступают в воспитании и обучении, между которыми наряду с единством существует и проявляется различие.

Актуальность  и недостаточная разработанность  исследований данной проблемы определили выбор темы исследования: «Психологические аспекты воспитания и обучения студентов в вузе».

Цель  работы: выявить и охарактеризовать психологические аспекты воспитания и обучения студентов в вузе.

Исходя  из заявленной цели, мы определяем следующие  задачи:

  1. Проанализировать психологические особенности воспитания студентов в вузе.
  2. Выявить психологические особенности обучения студентов в вузе.
  3. Определить психологический смысл единства воспитания и обучения студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Психологические особенности воспитания студентов

 

Воспитание  студентов – это воздействие  на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств — направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умение работать с людьми, самокритичности и др.

Сознательность, идейная мотивация всей деятельности и поведения студентов, совпадение их убеждений, жизненных позиций, перспектив и целей, задач и интересов  с целями, задачами и интересами социалистического общества представляют основной результат процесса воспитания. 
Свойства и качества - это целостное выражение личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и волевые компоненты в своеобразном сочетании их как по содержанию, так и по форме проявления.

Так, например, самостоятельность складывается из понимания, соответствующей оценки ситуации и выбора способа поведения. 
Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно более успешно использовать воспитательные возможности различных предметов и условий вуза в целом. Началом формирования качества является понимание факта, явления, события. Далее идет усвоение и выработка положительного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности.

Затем происходит синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, превращение в устойчивое образование - качество. Например, в высшей школе воспитание интереса и любви к избранной профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содержании работы в области своей профессии, о закономерностях ее развития; формирования у каждого студента убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным планом данного вуза; формирования идеалов, связывающих личные стремления и жизненные цели студента с задачами общества; понимания роли своей профессиональной деятельности в борьбе за построение коммунистического общества; выработки стремления следить за всем прогрессивным в деятельности передовых специалистов; умения направлять свое самовоспитание на пользу работе, постоянно пополнять свои знания.

В этой связи  надо подчеркнуть, что было бы неправильным сводить формирование того или иного  качества только к овладению знаниями, навыками, умениями. Это необходимо, но не достаточно. Нужны еще мобилизация  мотивов, воздействия на отношение  к действительности, создание необходимых  психических состояний, учет противоречий в развитии личности студента. Например, нельзя не считаться с тем, что  первокурснику присуще обостренное  чувство собственного достоинства, максимализма, категоричности и однозначности  нравственных требований, оценок, фактов, событий своего поведения. Этому  возрасту свойствен рационализм, нежелание  брать все на веру, что создает  излишнее недоверие к старшим, в  том числе и к преподавателям вуза. Однозначность оценок, иногда необдуманный нигилизм, как своеобразная форма утверждения, требуют гибкости в подходе к воспитанию молодежи, умения использовать и развивать  лучшие стороны ее психики, направлять по нужному руслу ее поведение, умения помочь сохранить свое юношеское  горение, стремление к высоким нравственным идеалам, поступкам, высокое чувство  политической и гражданской зрелости, энтузиазма.

Следует учитывать также и то, что в  отличие от старшего поколения молодежь не прошла школы жизни и борьбы. Ей нередко не хватает и трудового  опыта, который учит любить труд, уважать  старших и их лучшие традиции, ценить материальные блага, созданные народом, объективно оценивать накопленные  человечеством духовные ценности. Как  отмечает И. С. Кон, «юность нуждается в руководстве, а не в надзоре».

Успешное  воспитание сознательного, всесторонне  развитого специалиста, отвечающего  современным требованиям советского общества, особенностям его будущей  профессиональной деятельности, немыслимо  без четкой постановки задач перед  воспитателями и воспитуемыми, превращения  целей коммунистического воспитания в их внутреннюю потребность. 
Конечный результат воспитания студентов достигается путем решения частных, повседневных, постоянно изменяющихся и приобретающих самое различное выражение воспитательных задач, встающих перед преподавателями, руководителями, секретарями партийных и комсомольских организаций. Причем всегда важно определить ближайшие и более отдаленные задачи в развитии у каждого студента его профессионально важных качеств.

В этой связи  нам представляется весьма плодотворной мысль С. Л. Рубинштейна, который  писал: «Целью же должно быть не одно лишь формальное соответствие внешнего поведения  требованиям общества, не внешнее  приспособление к ним; целью должно быть формирование у человека таких  внутренних устремлений, отвечающих не букве, а духу моральных требований общества, из которых в порядке  внутренней закономерности вытекало бы моральное поведение».

Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшая его шлифовка как личности. 
Воспитание предполагает плановость и перспективность воспитательных воздействий. Воспитатель на основе отражения объективных потребностей общественного развития органически связывает процесс предвидения будущего (проектирование личности) и процесс преобразования действительности (активное воспитание), подчинения хода педагогических явлений целям, выражающим это будущее. «В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально».

Формированию  качеств личности способствует применение принципов и методов воспитания. Известно, что принципами воспитания являются: коммунистическая целеустремленность и партийность, воспитание в коллективе, индивидуальный подход, опора на положительное и другие, а методами – убеждение, упражнение, поощрение, пример и т.д.

Психологический смысл правильного использования  принципов и методов воспитания заключается в том, что результатом  является такая оптимизация деятельности и взаимодействия воспитателей и  воспитуемых, которая наиболее эффективно ведет к достижению подготовки студентов, формированию их личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Психологические особенности обучения студентов

 

Обучение  студентов - это воздействие на их психику и деятельность с целью вооружения знаниями, умениями, навыками. Однако последние не исчерпывают результатов обучения. В ходе обучения на основе его содержания развиваются различные стороны психики студентов. Обучение играет важную роль в формировании личности будущего специалиста в целом. Оно имеет непосредственное значение для совершенствования научного мировоззрения, развития интеллектуальных и других качеств. 
Характер и количество знаний определяется особенностями нашего общественного строя, требованиями современного производства, трудовой деятельности к уровню подготовленности и развития личности специалиста определенного профиля.

Содержание  вузовского обучения включает овладение  студентами основами марксизма – ленинизма. Это необходимо для формирования научного мировоззрения, коммунистической направленности личности, высоких гражданских чувств и качеств.

Для специалиста, работающего в народном хозяйстве, характерен особый строй мышления, без которого невозможно решать большой  круг вопросов, встающих перед ним  в практической жизни. Поэтому его  мышление не может ограничиться только специальными знаниями. Оно должно включать также умение анализировать  явления природы и общественной жизни, вопросы технического развития с марксистско-ленинских позиций, умение использовать преимущества социализма и достижения научно-технической  революции для решения практических задач коммунистического строительства. Частью образования студента должны стать знания, позволяющие ему  ориентироваться в вопросах развития и воспитания людей, их взаимоотношениях (психология, педагогика и др.). Подготовка специалиста предполагает вооружение его общекультурными, нравственными, правовыми и эстетическими знаниями.

Знания, навыки, умения в области своей профессии - стержневая часть подготовки и развития студента. Так, в технических вузах образование содержит предпосылки для развития у них материалистических взглядов, технического мышления, бережного отношения к социалистической собственности и др.

Педагогическое  образование включает знания о психических  процессах, состояниях, свойствах человека, данные о психологии личности и условиях ее формирования. Кроме того, педагогическое образование вырабатывает у студентов  навыки и умения учителя, организатора коллектива и воспитателя, вооружает  методикой обучения и воспитания учащихся. 
Для определения необходимой студенту системы знаний, навыков, умений нельзя ограничиться учебой только по профилю вуза и требованиями отдельных профессий. Надо еще правильно учесть потребности всестороннего формирования свойств и особенностей личности советского студента.

На сложность  этих зависимостей указывает профессор  В. М. Колобашкин. Он пишет, что воспитывать в человеке высокий профессионализм без опоры на общую культуру - все равно, что строить дом без фундамента: стены будут, но в любое мгновение могут рухнуть. Однако в ходе научно-технической революции постоянно возрастает ценность специальных знаний. Именно они позволяют работать на самых передовых участках исследований и производства и поэтому помогают полнее раскрыть мировоззрение, интеллект специалиста, воспитанные на основе широкого культурного богатства, высоких нравственных качеств.

Важным  элементом современного высшего  образования является методологическая подготовка. Развитие науки и практики достигли такого уровня, что студент  не в силах усвоить и запомнить  все необходимое для своей  будущей работы. Поэтому ему лучше  усваивать такой учебный материал, который при своем минимальном  количестве вооружит его максимальным объемом информации и, с другой стороны, позволит в дальнейшем успешно работать в ряде областей. Здесь встает задача наиболее экономного отбора научных знаний по всем предметам обучения в вузе. Но этого недостаточно. Важно вместе с тем всесторонне развивать общий интеллект у студентов, способности решать различные задачи.

Профессор Н. Ф. Талызина предлагает все множество  известных частных явлений и  методов рассмотреть как систему  и найти то общее, что лежит  в их основе.

Например, для усвоения пунктуации русского языка  нет необходимости заучивать более 100 правил, каждое из которых до сих пор изучается отдельно, для каждого из которых формулируется умение пользоваться им. Рассмотрение всех зафиксированных в этом множестве правил частных случаев как системы показало, что все они суть проявления трех функций, которым служат знаки препинания: функции соединения (слов и предложений), функции выделения (слов и предложений) и функции разделения (слов и предложений). Другими словами, все эти 100 с лишним правил могут быть представлены как три подсистемы. Поэтому оказалось достаточным обучить лишь умению распознать и дифференцировать три указанные функции, не заучивая ни одного конкретного правила. Или при изучении математического анализа нет необходимости изучать каждую частную функцию отдельно. Достаточно выделить инвариант, лежащий в основе любой функции, и его сделать предметом изучения.

Информация о работе Психологические аспекты