Психологические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:31, реферат

Краткое описание

Цель работы: выявить и охарактеризовать психологические аспекты воспитания и обучения студентов в вузе.
Исходя из заявленной цели, мы определяем следующие задачи:
Проанализировать психологические особенности воспитания студентов в вузе.
Выявить психологические особенности обучения студентов в вузе.
Определить психологический смысл единства воспитания и обучения студентов.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат готовый.docx

— 47.78 Кб (Скачать файл)

Успешное  использование воспитательных возможностей каждого предмета зависит также  от того, насколько четко представляет себе преподаватель, какие знания должен получить всесторонне развитый специалист, какие мировоззренческие, нравственные, эстетические и физические качества необходимо формировать и совершенствовать у студентов, чтобы их деятельность и поведение отвечали нормам социалистического общества.

Формулировки  целевых установок должны отражать сущность и особенности обучения тому или иному предмету. Это тесно  связано с умением предвидеть то, что произойдет в развитии личности под влиянием воспитания, осуществляемого  в ходе преподавания данной дисциплины. Если преподаватели увидят взаимоотношения  целевых установок отдельных  занятий в их перспективе, правильно  определят, в какой мере они содействуют  достижению единства воспитания и обучения, то довольно легко выберут из множества разнообразных методов и приемов своей работы самые необходимые.

Коллективы  кафедр, разработав и согласовав целевые  установки предметов, смогут эффективнее  использовать их учебно-воспитательные возможности, соединять обучение с  воспитанием, влиять на формирование личности студентов.

Таким образом, для решения воспитательных задач  в процессе обучения требуется учет индивидуально-психологических, возрастных и социально-психологических особенностей студентов, содержания и структуры  отдельных качеств и свойств, необходимых современному специалисту с высшим образованием, оптимальноесоотношение методологической и профессиональной подготовки, целеустремленность во взаимодействии преподавателей и студентов. Важным условием достижения единства воспитания и обучения, успешного формирования личности студента является педагогическое мастерство преподавателей, их умение придавать идейную направленность преподаванию, творчески использовать воспитательные возможности своих предметов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ввиду того, что важнейшей особенностью юности является то, что ведущей деятельностью  здесь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с общественно  полезным, в том числе и производительным, трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так  и для выработки ценностных ориентаций, мы показали актуальность изучения психологических  проблем воспитания и обучения студентов в процессе обучения в вузе.

Студенческая  жизнь начинается с первого курса  и, поэтому успешная адаптация первокурсника  к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться "свободой", денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

Проходит  немало времени, прежде чем студент  приспособится к требованиям  обучения в ВУЗе. Многими это достигается  слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в  деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в вузе. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований вуза.

Итак, адаптироваться нужно:

Во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от школьного. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения в школах и вузах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала.

Во-вторых, к новому коллективу. Определить "свое место  под солнцем, завоевать авторитет  и уважение однокурсников иногда любой ценой":

одеждой (экстравагантной);

неординарным поведением ("взрослым": сигарета, мат);

смелостью "непослушания" и т.д.

В-третьих, к новым  условиям жизни: самостоятельной организации  учебы, быта, свободного времени.

В-четвертых, к новым  отношениям с родителями, т.к. подросток  становится постепенно независимой  личностью.

Причины трудностей адаптационного периода:

отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного  коллектива;

неопределенность  мотивов выбора профессии, недостаточная  психологическая подготовка к ней;

неумение осуществлять психологическое саморегулирование  поведения деятельности, усугубляемое отсутствием привычки ежедневного  контроля педагогов;

поиск оптимального режима труда и отдыха в новых  условиях;

отсутствие навыков  самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой;

слабая база знаний из школьной программы.

Эти трудности различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоение в новом коллективе, взаимоотношения  с педагогами), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье  и школе.

Если студент  еще до поступления в вуз твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение в вузе будет целенаправленным и продуктивным, то адаптация будет осуществляться без особых затруднений.

Список  использованной литературы

 

  1. Бардовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб.: Издательство «Питер», 2000.304 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Л. М.Орлова, - М., 1999.
  3. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.
  4. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Просвещение. – 1978.
  5. Кон И. С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1996.
  6. Леонтьев А.И. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика. 1976. С. 98.
  7. Крайг Г. Психология развития. - СПб., Питер. 2000. Краковский А. П. О подростках. М., 1970.
  8. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М, 1990.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
  10. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. - М. Воронеж, 1996.
  11. Фролов С.С. Социология. - М.: Педагогика. 1994
  12. Фролов Ю. И. Психология подростка. - М., 1997.
  13. Шумилин Е.Д. Психологические особенности личности старшеклассника. - М., 1979.
  14. Дьяченко М.И. , Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Минск, 1978 г.

 

 

 

 


Информация о работе Психологические аспекты