Психологические аспекты переговорного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 16:34, реферат

Краткое описание

Переговоры – это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей нашей жизни мы ведем переговоры, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры.
Переговоры протекают в виде деловой беседы по вопросам, представляющим интерес для обеих сторон, и служат налаживанию кооперационных связей.

Содержание

Введение……...………………………………………………………………..…3
Структура организации деловых переговоров………………………..…….4
Подготовка деловых переговоров………………………………..……….…7
Состав делегации……………………………….…………...……………..…8
Методы проведения переговоров……………………………...………...…..9
Место проведения переговоров…………………………….……..………..11
Время проведения переговоров…………………………………...……..…13
Встреча делегации…………………………………......................................14
Психологические аспекты переговорного процесса…………………..….16
Заключение……………………………………………………….…………….18
Список использованной литературы…………………………….………..….19

Вложенные файлы: 1 файл

Referat.docx

— 38.07 Кб (Скачать файл)

Место проведения встречи имеет важное значение для сторон переговорного процесса, ведь может стать важным аспектом эффективности встречи для одной или всех сторон переговоров. Существуют следующие варианты выбора места проведения деловых встреч: на своей территории, на территории партнера, на нейтральной территории и с помощью средств коммуникации (дистанционно).

Большинство деловых людей предпочитают проведение встреч на своей территории (в помещении своей фирмы).

Встреча на своей территории дает возможность выгодно для себя использовать статус хозяина. Ведь в этой ситуации очень часто срабатывает выражение «дома и стены помогают». Хозяин может набором соответствующих тактических приемов влиять на процесс течения переговоров. Это средства организационного плана: выбор и устройство помещения, размещение участников за столом переговоров, организация переговорного процесса (затяжки, перерыва), организация культурных и социальных программ.

Формы и уровень организации переговорного процесса создают соответствующую психологическую атмосферу (дружелюбия, давления, напряженности, манипуляции и т.д.). Примером может быть оформление офиса размера стола, дистанция между хозяином и посетителем, форма, размер стула (кресла), который предлагается посетителю т.д. Кроме того, уже сам статус гостя будет вызывать у человека определенную психологическую напряженность.

Важно также то, что хозяева не тратят время и силы на преодоление усталости после дороги и на адаптацию к среде. Они могут использовать имеющиеся возможности своего офиса: телефон, факс, Internet, секретарские услуги, комнаты для отдыха, помощь экспертов, юристов, вышестоящих лиц и др.

Подготовка помещения. При подготовке помещения к деловой встрече (переговоров) специалисты по научной организации труда советуют придерживаться следующих основных требований: чистота, порядок, проветренность, отсутствие шума, благоприятная для обеих сторон температура помещения, комфортное освещение.

Наиболее пригоден цвет стен для встреч - это светло-голубой цвет помещения. Интерьер помещения для переговоров улучшится при наличии ваз с цветами, картин.

Территория партнера. Существуют случаи, когда лучше проводить переговоры на территории партнера. В первую очередь это возможность получить дополнительную информацию о партнере, его фирмы.

Уже сам факт, что вы согласились провести переговоры на территории партнера, является элементом уважения к партнеру, демонстрирует серьезность ваших намерений и может убедить другую сторону в том, что с вами стоит иметь дело.

Эффективность выбора вариантов вышеприведенных встреч зависит от ситуации. Но лучшим является вариант организации попеременных встреч на «своей территории» и на «территории партнера».

Нейтральная территория. Важно то, что встреча на нейтральной территории не дает преимуществ ни одной из сторон. Особенно эффективным этот вариант может быть при решении конфликтных ситуаций.

С этой целью в гостиницах, бизнес центрах создаются специально приспособленные для этого помещения. Во многих случаях для переговоров используются конференц-залы.

Дистанционно. Развитие международной телефонной связи, фототелеграфа (факс), сотового телефона, сети Internet, видеокомуникаторив (конференц-видеосвязь) позволяет облегчить процесс организации и проведения переговоров и в значительной мере отказаться от организации очных встреч. Современные средства связи позволяют осуществлять прямой электронный контакт с передачей изображения и звука.

  1. Время проведения переговоров

Важным шагом к успеху деловой встречи является правильный выбор времени и дня недели. Нужно учитывать обстоятельства деловой жизни, деловые привычки партнеров, часы их оптимальной работоспособности.

Психологи предлагают при организации переговоров учитывать такие факторы: Не нужно планировать встречу непосредственно перед обедом. Мысли о еде будут мешать конструктивному общению. Но если встреча уже предусмотрена, то будет хорошо в процессе переговоров предложить партнерам чашку кофе, чай, что-то немного поесть. Не следует планировать встречу сразу же после обеда. Нужно предоставить партнерам собраться с мыслями и проверить необходимую информацию.

Понедельник, с одной стороны, не лучший день для встреч. Ведь людям нужно время, чтобы настроиться на рабочий ритм после выходных. Хотя, с другой стороны, понедельник имеет преимущество «свежей головы», в этот день лучше всего встречаться для обсуждения важных проблем, планируя закончить их до конца недели. Пятница, когда все уже ожидают выходных, не лучший день для того, чтобы начинать переговоры.

Необходимо обсуждать продолжительность встречи. Ведь может случиться так, что ваш партнер, которого не предупредили о продолжительности встречи, через полчаса после начала встречи извинится и, сославшись на необходимость выполнения своих не менее важных дел, оставит вас. Обусловленного времени проведения встречи принято обязательно соблюдать.

Договорившись о времени проведения встречи, необходимо быть точным. Опоздание рассматривается как оскорбление принимающего лица и может отразиться на ходе переговоров. В случае допустимой задержки нужно найти возможность, пусть даже за короткое время, предупредить партнера и соответственно извиниться.

 

 

  1. Встреча делегации

Подготовкой помещений для деловых встреч обычно занимаются либо специально наемные работники фирмы или приглашенные специалисты.

Важным элементом делового протокола является организация встречи делегации. В первую очередь, необходимо правильно определить уровень встречающих. Встречать должен тот, кто приглашал, подписывал письмо с приглашением, но как исключение - один из его заместителей.

При встрече делегации, особенно зарубежной, необходимо придерживаться определенных протокольных правил.

Ранг и должность встречающего главы делегации должны соответствовать рангу и должности приезжающего главы делегации.

Для встречи обычно прибывает глава принимающей делегации в сопровождении 2-3-х человек.

Если гость приезжает вместе с женой, то председатель принимающей делегации встречает его также со своей женой.

Первым представляется глава, который принимает делегацию, и если на встречу приехала его жена, то он отрекомендовывает ее гостям.

Вторым представляется гость - глава иностранной фирмы, который отрекомендовывает также и свою жену.

Председатель принимающей делегации потом отрекомендовывает своих сотрудников - членов делегации, приехавшие встречать гостей, по рангам. Если среди встречающих есть женщины, то их отрекомендовывает в первую очередь. Если женщин немного, то их рекомендуют по рангам, а затем мужчин - также по рангам.

Руководитель делегации, приехавшей после этого, таким же образом отрекомендовывает членов своей делегации.

Встречая делегацию в аэропорту или на вокзале, глава принимающей стороны должен вручить цветы всем женщинам - участникам делегации или прибывшим вместе с членами делегации. При встрече и проводах в аэропорту или на вокзале следует преподносить цветы, завернутые в целлофан (мужчинам цветы не дарят, за исключением юбилейных дат).

Встреча делегации неизбежно связана с размещением в автомашинах. Знание правил посадки согласно международной протокольной практики необходимо каждому члену делегации. Их должен знать и водитель, и переводчик, и руководитель делегации, и его жена.

Машина должна подаваться так, чтобы правая дверь была обращена к тротуару. Первым и садится, и выходит пассажир, занимающий почетное место. Если условия не позволяют водителю подать машину правым боком к тротуару, то почетный пассажир садится в машину через левую дверь. Они также садятся через левую дверь.

Почетный пассажир занимает место на заднем сиденье с правой стороны по ходу автомобиля, у него - хозяин или руководитель встречающей делегации. Рядом с водителем может сесть охранник, репортер и, как исключение, переводчик. Лицо, занимающее почетное место, выходит через правую дверцу, а остальные, чтобы не беспокоить сидящего на почетном месте - через левую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологические аспекты переговорного процесса

Инициатива проведения переговоров всегда принадлежит той стороне, которая психологически лучше готова к ним. Основная задача переговоров в психологическом плане - убедить собеседника, заставить его принять предложение. При этом переговоры должны проходить в вежливо-предупредительном тоне, все нетактичные и грубые методы, также как слишком серьезная манера переговоров, должны быть исключены.

На процесс ведения переговоров оказывает влияние восприятие сторон друг друга, как при первой встрече, так и изменениях или стабильности восприятия в процессе переговоров.

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При восприятии партнера в переговорах играет ряд факторов:

- Фактор превосходства - оценка  человека по важному для одного  из партнеров параметру и недооценка  по другому (одежда, манера и т.д.);

- Фактор привлекательности - оценка, как правило, по внешним параметрам;

- Фактор отношения - положительная  оценка одного из партнеров  по переговорам делает его  привлекательным для другого.

В общении выделяют следующие позиции:

1. Доброжелательная позиция принятия  собеседника;

2. Нейтральная позиция;

3. Враждебная позиция непринятия  собеседника;

4. Доминирование или «общение  сверху»;

5. Общение на равных;

6. Подчинение или позиция «снизу».

На построение диалога в процессе переговоров также оказывает такой фактор, как эмоциональный интеллект сторон. Под эмоциональным интеллектом понимают способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов.

Таким образом, психологические особенности сторон переговоров влияют не только на кратковременные достижения в бизнесе, но и формируют перспективные взаимоотношения.

Особую роль в деловых переговорах играют национальные особенности представителей сторон. Так поведенческие характеристики европейцев, представителей азиатских стран, Ближнего Востока, американского континента, российских партнеров имеют различия в силу социальных укладов, национальных традиций, принятого делового поведения или делового этикета. Информация об особенностях поведения представителей той или иной страны является стратегически важным инструментом благоприятного восприятия сторон друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Деловые переговоры являются частью системы делового общения. Отличительной особенностью деловых переговоров является цель, отраженная в контракте или договоре, протоколе разногласий к договору.

Следует отметить, что задачами переговоров являются достижения приемлемых условий для обеих сторон, которые будут взаимовыгодными.

Основная часть переговоров - анализ и принятие решения достигается в процессе приветствия и изложения аргументов. На этом этапе происходит оценка партнеров по возможным установкам или оценке речи, визуальному впечатлению.

Приоритеты в переговорах могут быть обусловлены:

- Статусом предприятия и весом  на туристском рынке;

- Личностными особенностями партнера  по переговорам;

- Полномочиями партнера по переговорам;

- Установленными условиями с  третьими лицами;

- Соответствующей условиям стратегии  проведения переговоров.

В данной работе были рассмотрены задачи, в которые входило изучение главных аспектов подготовки деловых переговоров, таких как место проведения переговоров, методы проведения переговоров, психологические аспекты переговорного процесса, подготовка помещения, время проведения переговоров и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Роталь, Л.С. Профессиональная этика и психология делового общения: учебник / Л.С. Роталь. - СПб. : Питер, 2011. - 128с.
  2. Чернышова Л.И. Деловое общение: учебное пособие / Л.И. Чернышова.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2008.- 415 с.
  3. Данкел. Деловой этикет - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 370.
  4. http://otherreferats.allbest.ru/ethics/00055611_0.html
  5. http://www.ref.by/refs/54/12154/1.html

Информация о работе Психологические аспекты переговорного процесса