Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 21:58, реферат
Основная специфика управленческого процесса сводится к тому, чтобы обеспечить со стороны ру¬ководителя целенаправленное выполнение производственной задачи подчиненными. Поэтому порой говорят, что руководи¬тель "работает не своими руками, а руками своих подчинен¬ных".
Реально перед руководителем всегда встает необходимость уделять постоянное внимание прежде всего трем аспектам в своей управленческой деятельности:
1. Проявлять внимание к людям как непосредственным ис¬полнителям производственных задач, что подразумевает обуче¬ние их стилю поведения, соответствующему производственным задачам, повышение их квалификации, развитие у них положи¬тельных ценностных ориентации и мотивов профессиональной деятельности, формирование производственных коллективов, развитие корпоративного духа организации и т.п.
Психологические аспекты управления
Основная специфика
Реально перед руководителем всегда
встает необходимость уделять
На практике в ходе своей управленческой деятельности руководители могут отдавать предпочтение:
только производственным задачам, производственным задачам и субъектам деятельности (исполнителям задач); всем указанным ранее направлениям управленческой деятельности и наряду с этими направлениями также и другим важным в данный момент показателям, например таким, как время принятия решения, дисциплинированность сотрудников и т.п. Во всех этих случаях говорят о развитии у руководителя соответственно одномерного, двухмерного, трехмерного и многомерного управленческого мышления.
Одномерное управленческое мышление характеризует ориентировку руководителя в своей управленческой деятельности, прежде всего, на возникающие задачи. Другие элементы ситуаций (субъект и условия деятельности) остаются вне поля повышенного внимания руководителя.
С позиций возможных взглядов на субъекта деятельности руководитель при одномерном управленческом мышлении ориентируется, как правило, на "Х-теорию" известного американского ученого в области управления Дугласа Мак-Грегора. Для руководителей, придерживающихся этой теории, характерны следующие взгляды на людей как на субъектов деятельности:
Такие взгляды предопределяют авторитарный (автократический, директивный) стиль руководства. При нем руководитель как можно больше централизует свои полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Автократ также твердо руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать. Для него на первое место выходят операционные функции управления, реализация которых складывается из планирования (принятия решения), инструктирования и контроля деятельности подчиненных. При этом контроль приобретает наиболее значимое место в управленческой деятельности руководителя. Такой руководитель может добиться успехов в деятельности своего подразделения, но они будут временными.
Двухмерное управленческое мышление нацеливает внимание руководителя как на производственные задачи, так и на их исполнителей.
Представления о людях как субъектах деятельности у руководителя с таким видом управленческого мышления, как правило, отличаются от представлений автократического руководителя. Такие представления Дуглас Мак-Грегор назвал "У-теорией", сводимой к следующим постулатам:
Руководитель, придерживающийся таких взглядов, нацелен на делегирование управленческих полномочий "сверху вниз" и привержен демократическому стилю руководства.
Организации, где доминирует этот стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Настоящий демократичный руководитель избегает напрямую навязывать свою волю подчиненным. Он предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к развитию чувства собственного достоинства подчиненных, их личностному и профессиональному росту. Благодаря этому подчиненные принимают активное участие при принятии решений и пользуются большой свободой в выполнении заданий. Довольно часто, объяснив общие цели деятельности, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал.
Однако ответственность за принятое решение руководитель не перекладывает на подчиненных, и при его реализации действует диктатура решения.
Рассматривая первые два вида управленческого мышления, можно отметить, что ориентировки на деятельность (задачу) и на человека (субъект деятельности) могут выступать у конкретных руководителей в различных сочетаниях. У одного руководителя, например, превалирует одна ориентировка, у другого — другая.
Вместе с тем, следует отметить, что самое важное, с точки зрения современного управленческого мышления, — это думать и действовать многосторонне. Таким характеристикам управленческой деятельности соответствуют руководители с трехмерным и многомерным управленческим мышлением.
При трехмерном управленческом мышлении ориентировка руководителя направляет внимание не только на деятельность (задачу) и на человека (субъект), но и на объективные условия действий.
Многомерное управленческое мышление характерно для такого руководителя, который, в зависимости от конкретных ситуаций, в своей управленческой деятельности может ставить на первое место те или другие частные показатели, кроме рассмотренных выше ориентировок. В качестве таких показателей, например, могут быть: качество результата деятельности; скорость принятия решения; мотивированность сотрудников и др.
Однако какой бы вид управленческого мышления ни сложился у руководителя и, в соответствии с этим, какого бы стиля управления он ни придерживался, его действия могут быть в какой-то момент времени эффективными или неэффективными. Все зависит от факторов конкретных ситуаций.
Гибкость стиля управления, при
котором учитываются
Рассмотрев общую характеристику управленческого мышления руководителя, целесообразно более детально остановиться на ориентировке руководителя на субъектов профессиональной деятельности.
Наши исследования показывают, что «внимание к людям» (в широком толковании, о котором говорилось выше) занимает определенное, но в какой-то мере ограниченное место у руководителей таможенных органов.
В исследовании использовалась анкета, 20 вопросов которой выявляли ориентировку начальников таможен на решение производственных задач, а другие 20 вопросов — ориентировку на непосредственных исполнителей производственных задач. Естественно, что в анкете эти вопросы различным образом чередовались между собой.
Анонимный опрос начальников таможен, проходивших обучение на семинарах в Российской таможенной академии, позволил выявить следующие средние показатели стиля управленческой деятельности руководителя таможенного органа: ориентировка на таможенную деятельность соответствует 14,5 баллам (при максимуме 20 баллов), а на людей — 12,6 баллам (при максимуме 20 баллов).
Выполненное исследование позволяет наметить пути дальнейшего развития у начальников таможен управленческого мышления, ориентированного не только на профессиональные задания, но и на исполнителей (людей), которым предстоит эти задачи решать. Скорее всего, речь должна идти о вооружении рассматриваемой категории таможенных руководителей знаниями, умениями и навыками педагогики и психологии управления.
При этом следует иметь в виду, что таможню, как и любую другую организацию, нельзя рассматривать в виде простого набора взаимосвязанных между собой ячеек без так называемого корпоративного духа, который складывается внутри этой организации.
Имеются определенные факторы развития такого корпоративного духа, понимаемого в отечественной литературе как культура организации, ценностное ориентационное единство членов коллектива и т.п. Основополагающим и решающим фактором при этом выступает коллективообразование всей таможни и ее подразделений. Происходит оно в ходе совместной деятельности посредством рефлексии ее ценностей, целей и задач и проявляется в отношениях сотрудников как между собой, так и к участникам внешнеэкономической деятельности, таможенным брокерам, посетителям.
Важное значение при этом имеет умение руководителя таможенного органа убедительно воздействовать на сотрудников, побуждать их к такому осознанному выполнению производственных заданий, как будто эти задания порождены ими самими. Эпиграфом к такой характеристике управленческой деятельности руководителя могут служить слова Дуайта Д. Эйзенхауэра, бывшего Главнокомандующего союзническими войсками в годы второй мировой войны и впоследствии Президента США: "... Руководство — это способность побудить другого человека делать то, что нужно, когда нужно и как нужно, так, как будто он сам этого хочет".
Посредством такого побуждения (прежде всего словом) руководитель стремится передать подчиненным свои мысли, чувства, желания, высказать свое отношение к их действиям, поступкам и этим повлиять на их работу, а также на развитие у них корпоративного духа.
Словесное убеждающее воздействие — это не все в управленческой деятельности руководителя таможенного органа, но без него другие убеждающие воздействия (личный пример, организация профессиональной деятельности и др.) низки по эффективности. Поэтому этот вид управленческого воздействия всегда должен быть в поле зрения руководителя таможенного органа. Словесному убеждающему воздействию основное внимание уделяется в следующем параграфе данной главы.
Характеристика словесного убеждающего воздействия чаще всего дается по содержанию и по структуре.
По содержанию словесное убеждающее воздействие включает три блока, которые композиционно не выделяются и которые условно можно назвать: "Дело", "Я", "Вы". В данном случае речь идет не об ораторском выступлении, которое больше опирается на эмоциональный уровень воздействия и подчиняется закономерностям ораторского искусства, а о построении процесса передачи информации на рациональном уровне и достижении ее глубокого понимания. Поэтому в блоке "Дело" следует глубоко раскрыть содержание вопроса.
В блоке "Я" целесообразно показать, что руководителю это содержание не безразлично. Он не человек со стороны, а живет тем делом, о котором говорит.
В связи с этим и ' Вы" должны воспринять предлагаемое как свое собственное. В этом блоке руководитель также раскрывает, к чему сводится участие сотрудников в выполнении "Дела", которое он предлагает.
Композиционно убеждающее воздействие складывается из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Основные задачи этих частей воздействия можно свести к следующему.
1. Вступление:
2. Основная часть:
3. Заключение:
В интересах достижения этих задач при построении содержания убеждающего воздействия руководителю таможенного органа целесообразно придерживаться определенных концепций, отражающих интегративные взгляды на психологию восприятия, убеждения, доказательства и т.п.