Психологические кризисы и их личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

Поведение личности – это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

1. возможна достаточно  широкая классификация видов  деятельности.

2. некоторые из видов  деятельности имеют особые значения  для людей определенного возраста, для развития их психики. Такие виды деятельности получили название ведущих видов деятельности.   

3. Любая деятельность  имеет определенную структуру,  содержательная наполненность которых  отличает одну деятельность от  другой.

По целям, деятельность подразделяется на:

- игровую 

- учебную 

- трудовую (профессиональную)

По предметному содержанию:

- материальную 

- духовную 

По соотношению интеллектуальных и физических способностей человека деятельность подразделяется:

- интеллектуальную (умственную)

- физическую 

По степени кооперации (объединение усилия людей), деятельность:

     - индивидуальная 

     - групповая 

     - коллективная 

В любом обществе деятельность носит общественный характер.

По преобладанию элементов  руководства и подчинения, деятельность подразделяется:

- управленческую 

- исполнительную 

По степени общественной значимости:

- общественно-полезную (значимую)

- антиобщественную (противоправную) деятельность 

По  оригинальности результатов  труда:

- репродуктивную

- творческую 

Ведущими видами деятельности в дошкольном периоде является игра, в школьном и студенческом периодах – учение, в период зрелой личности – профессиональный труд.

   Элементы труда 

Виды 

деятельности 

Игровой

Познавательный 

Общение

Труд 

1.Игра 

1

3

2

4

2. Учение 

 

3 - 4

1

2

4 - 3

3.Профессиональный 

труд 

4

3

2

1

 

Общение включает в себя все элементы (игры, познавания, труда). Через всю жизнедеятельность  все элементы проходят от сознания  до смерти.

Какова же психологическая структура любой деятельности?

Если исходить из того, что деятельность – есть произвольная, побуждаемая системой потребностей и мотивов, активность человека, направленная на достижение определенными средствами и способами целей, то в деятельности можем выделить следующие ее структурные компоненты:

1)                        цель деятельности – это то, ради чего человек предпринимает  определенные усилия или это  идеальное представление будущего  результата деятельности.

2)                        Мотивы деятельности – это внутреннее побуждение к активности, реализующее соответствующие потребности человека.

3)                        Средства деятельности – это  то, пользуясь чем можно добиться  определенного результата. Некоторое  следствие деятельности носит предметный характер или психологический характер. Основным психологическим средством деятельности является речь.

4)                        Способ деятельности – это  то, каким образом применяется  соответствующее действие; операция, прием действия. В психологии выделяют следующие действия:

сенсорные

- мыслительные (центральное  мыслительное)

- моторные 

- речевые и другие 

Все способы деятельности человека опираются на обретенные знания. Первоначальная способность применять  полученные знания называется первичным умением. Под влиянием упражнений и тренировок, умение перерастет в навык, т.е. в такое действие, отдельные элементы которого проявляются автоматизировано, без необходимого контроля сознания, легко, быстро, без особых усилий.

Приобретенные умения объединяясь образуют систему сложных навыков, которая составляет мастерство человека.

5)                        Результат деятельности – это  воплощенная в реальность цель  деятельности. Результат всегда  бывает двояким: 

- внешним, отчуждаем  от личности творца

- внутренним,  который  остается достоянием личности.

2_Эффективность деятельности  можно выразить тем, в какой  мере полученный результат совпадет  с поставленной целью. 

Эф=Р/Ц     Чем  больше результат не совпадает с  целью.

На эффективность деятельности влияют внешние и внутренние субъективные условия. Среди внешних условий выделяют:

- характер и специфику  самой деятельности 

- особенности организации  труда, физическая среда 

- рабочее место специалиста 

- режим работы 

- оплата труда 

- система стимулирования труда

- характер управления 

- характер взаимоотношений  в производственном коллективе 

К внутренним условиям относят:

- склонность интереса  к данной деятельности 

- мотивация деятельности 

- состояние и настроение  человека в период трудовой  деятельности

- уровень профессиональной  подготовленности 

- наличие соответственных  способностей                       

- уверенность человека  в своих силах 

- особенности его характера  и темперамента 

- социально-психологическая  и психофизиологическая предрасположенность совместимости при работе с другими людьми

- психологическая готовность  к экстремальным ситуациям 

- состояние здоровья  человека 

- степень утомления  человека 

- удовлетворенность характером  деятельности организации и условий  труда, оплаты руководства и т.д.

 

Психолого-педагогическая характеристика процесса обучения  

1_Общее понятие о  педагогике, ее структуре и понятиях 

2_Сущность процесса  обучения, его принципы и методы.

1_Каждое новое поколение  людей призвано решить по крайней  мере 4 задачи:

1)                        усвоить опыт предыдущих поколений 

2)                        обогатить и приумножить приобретенный  опыт 

3)                        дать жизнь новому поколению  людей 

4)                        передать новому поколению людей все то, что усвоено, понято и принято (свои знания). Социально-педагогическая задача.

Когда-то в Древней  Греции появились люди при названии «педагогос» («педа» - ребенок, «гогос» - тот, кто водит ).

Педагогика – это  наука, о закономерностях, формах и  методах специально организованных образовательно-воспитательных воздействий на людей, с целью достижения социально значимых изменений в их сознании и поведении. Объектом педагогики и как в науке, и как в практике являются люди. А предметом – педагогический процесс, взаимоотношения между воспитатуемыми, воспитующими и т.д.

Основные задачи педагогической науки:

1)                        изучение сущности закономерности  развития человека 

2)                        выявление содержания процесса  обучения воспитания людей и их профессиональной подготовки в соответствии с потребностями личности и общества.

3)                        Обоснование принципов, методов  и  форм обучения, образования  и воспитания людей 

4)                        Прогнозирование развития образования на ближайшее или отдаленное будущее

5)                        Определение оптимальной системы  управления учебно-образовательными  учреждениями, начиная с детских  яслей и кончая высшими органами  власти 

6)                        Обоснование требований к деятельности и личности педагогов, т.е. людей профессионально выполняющих свои обязанности

По мере развития педагогической науки в ней сложились некоторые  отрасли:

- общая педагогика 

- сравнительная педагогика 

- возрастная педагогика 

( ясельная, предшкольная, педагогика школы и т.д.)

- специальная педагогика (особенности работы с людьми  с физическими и моральными  отклонениями)

- профессиональная педагогика (подготовка специалистов)

- социальная педагогика (работа с людьми вне учреждения)

- военная педагогика

- исправительно-трудовая  педагогика (перевоспитание преступников)

- лечебная педагогика 

- методика преподавания  различных дисциплин 

Все эти отрасли педагогической науки, как правило, включают в себя 3 раздела:

1.                 теория обучения (дидактика)

2.                 теория воспитания 

3.                 школоведение (теория организации  образовательных учреждений и  учебно-воспитательного процесса  в них).

2_Теория обучения еще  в 17 веке получила название  дидактики. После того, как появилась книга Яна Амос-Каменского «Великая Дидактика» (1657 г.)

Дидактика в современном  понимании представляет собой раздел научного знания, в котором освещаются проблемы образования и обучения. Дидактика выступает с одной  стороны – теорией образовательного процесса, а с другой стороны - сводом нормативных правил, к тем, кто занимается обучением и воспитанием людей.

Обучение представляет собой целенаправленное, заранее  подготовленное в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых, усвоение ими системы знаний, навыков и умений, опыта конкретной деятельности.

В обучении выделяют преподавание и учение.

Содержание обучения представляет собой специально отобранные и признанные обществом системы  элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

Содержание обучения описывается в образовательно-государственных  стандартах, а также в региональных и местных, учитывающих особенности  соответствующих регионов и соответствующего учреждения, стандартов.

В ходе обучения люди получают образование, при этом термин образования  нужно понимать в 3 аспектах:

1) организационная система  в внешних условиях, создаваемых  обществом для развития человека (система яслей, детских садов, школ и т.д.)

2) процесс и результат  усвоения человеком определенной  системы знаний, навыков, умений  и отношений. 

3) создание образа, достижения  некоторой завершенности, развитие  человека на определенной возрастной  ступени. 

Обучение осуществляется в определенной дидактической среде, которая включает в себя:

1)                        определенный социальный заказ  или общественные цели 

2)                        содержание учебной информации 

3)                        принципы и методы средства  и форм педагогического обучения

4)                        тех, кто обучает (преподавателей) и тех, кто учится 

5)                        педагогический результат, в виде  того, что человек усвоил, какое  воспитание получил и какие  общественные задачи он в дальнейшем может выполнять

Педагогический процесс  – исторически развивался на основе разных концепций:

1)                        Ассоциативно-рефлекторная концепция  обучения (мы получаем знания  на основе рефлексов и ассоциаций)

2)                        Теория научения (бихивиористы)

3)                        Концепции проблемного обучения 

4)                        Теория поэтапного формирования  умственных действий (Гальперин) 

5)                        Концепция проблемно-деятельностного  обучения 

6)                        Теория пограммированного обучения (компьютерная технология обучения)

7)                        Суггестопедия 

Принцип обучения – это  основные, исходные, руководящие положения  педагогической теории, следование которым  помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических задач.

Выделяют принципы:

- социальные 

- собственно педагогические 

К социальным относят:

- принцип гуманизации  обучения 

- принцип демократизации  обучения 

- принцип политехнизма 

- принцип направленности  учебного процесса

- принцип бесплотности (равного доступа к разным уровням  обучения)

Классические принципы:

1.                        принцип природосообразности 

2.                        принцип народности 

3.                        принцип наглядности

4.                        принцип сознательности, активности  и самостоятельности обучаемых 

5.                        принцип систематичности, последовательности  и комплексности обучения 

6.                        принцип обучения на доступном  уровне (на высоком уровне трудностей)

7.                        принцип прочности владениями  знаниями, навыками и умениями 

8.                        принцип учета групповых, индивидуальных  особенностей 

9.                        принцип развивающего и воспитывающего обучения.

Применительно к высшей школе сформировались следующие  принципы:

1)                        принцип единства учебной и  научной деятельности обучаемых 

2)                        непрерывного образования 

3)                        принцип соответствия содержания вузовского образования современному состоянию и тенденциям развития науки (техники) и производства (технологии)

4)                        принцип сочетания различных  форм организации учебных процессов. 

Методы обучения –  способ передачи знаний или способ педагогического общения с теми, кто обучают, и тех, кто учится.

По источникам получения  знаний:

- словесные (рассказ,  дискуссия) 

- наглядные (иллюстрация,  показ) 

- практические (упражнения, лабораторные работы)

- видеометоды (прослушивание или просмотр информации)

- объяснительно-иллюстративные методы  обучения 

- репродуктивные 

- проблемные 

- частично-поисковые 

- частично-исследовательские 

- исследовательские 

Информация о работе Психологические кризисы и их личности