Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 16:47, контрольная работа
Поведение личности – это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми.
Важнейшая функция психики — регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. Большой вклад в изучение закономерностей деятельности человека внесли отечественные психологи (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский). Действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных. Животным свойственно биологически-инстинктивное поведение, направленное на приспособление к окружающей среде с целью обеспечения выживания.
Деятельность людей — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно. поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. В психологии под поведением принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести: отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок,сжимание руки);внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т.п.);действия, которые имеют определенный смысл;поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения. Поступок — это действие, выполняя которое человек осознает его значение для других люден, т.е. его социальный смысл. Среди основных свойств деятельности выделяют следующие:
а) Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.
б) Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.
в) Деятельность — это не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим её мотивом. Мотив определяет смысл того, что делает человек.
г) Деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. её результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяют разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т.п.).
Основная единица анализа деятельности — действие, под которым понимается процесс, направленный на достижение цели. В качестве необходимого компонента действие включает акт сознания в виде постановки цели. Но одновременно Действие — это и акт поведения, который реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий. Различают действия сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира), умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).
Выделяют следующие компоненты действия:
а) сенсорные (чувственные) — ориентировка в среде;
б) центральные (мыслительные) — регулирование действия;
в) моторные (двигательные) — исполнение действия.
Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая) часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия; исполнительная (рабочая) часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия; контрольно-корректировочная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.Конкретный способ выполнения действия — операция. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта человека. Операции обычно мало или совсем не осознаются человеком, т.е. это уровень автоматических навыков. В заключение назовем основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. Это общение, игра, учение и труд.
Заключение
Цель поведения личности состоит в конечном итоге в преобразовании окружающей действительности, осуществлении изменений в обществе, социально-психологических процессов , личностных преобразований самого человека.
Результатом социального поведения являются, в широком смысле слова, формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми. В достижении этих результатов исключительная роль принадлежит общению.Поведение личности включается в широкую систему социальной регуляции. По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные, социально-психологические и личностные факторы регуляции. Усвоение человеком выработанных норм наиболее эффективно в том случае, когда эти нормы включаются в сложный внутренний мир личности как его органический компонент. Однако человек не только усваивает внешне заданные, но и вырабатывает личностные нормы. Познание себя и отношение к себе как объект и субъекту социального воздействия и социального поведения осуществляется в самосознании личности.
Список использованных источников
1. Абульханова – Славская, К.А. Деятельность и психология личности. / ‑М.: Наука, 2007.-512 с.;
2. Андреева, Г.М. Психология
социального познания./Г.М. Анд
4. Бобнева, М.И. Социальные
нормы и регуляция повеления./
5. Кон, И.С. Социология личности./ И.С. Кон. – М.: Аспект Пресс, 2006.-314 с.;
6. Рубинштейн, С.Л. Методологические
проблемы социальной психологии
7. Андреева, Г.М., Богомолова,
Н.Н., Петровская, Л.А. Зарубежная
социальная психология ХХ
8. Торндайк, Э. Принципы обучения, основанные на психологии./ Э. Торндайк. – М.:Издательский центр «Академия», 2008. – 258 с.;