Психологические особенности внимания и памяти человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:58, реферат

Краткое описание

“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать (слушать лекцию, читать трудную тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия.

Содержание

Внимание 3
Виды внимания 3
Непроизвольное внимание 4
Произвольное внимание 5
Волевая регуляция внимания 7
2. Память 9
Основные виды памяти и их характеристика 9
Сущность процессов памяти 11
Характеристика процессов памяти 12
Индивидуальные особенности памяти 14
Типология видов памяти 15

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические особенности внимания и памяти человека Word.docx

— 45.34 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации                                                                           ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный  технический университет им. И.И. Ползунова»

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Психология»

 

на тему: «Психологические особенности внимания и памяти человека»

 

 

 

 

Выполнил студент группы                                            Д.Е.Чернышенко

Проверил:                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Поспелиха

2013 г.

Оглавление

Внимание 3

Виды внимания 3

Непроизвольное  внимание 4

Произвольное  внимание 5

Волевая регуляция  внимания 7

2. Память 9

Основные  виды памяти и их характеристика 9

Сущность  процессов памяти 11

Характеристика  процессов памяти 12

Индивидуальные  особенности памяти 14

Типология видов  памяти 15

 

 

 

Внимание

“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений  Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать (слушать лекцию, читать трудную  тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без  целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности  на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: «Я всегда в состоянии управлять своим вниманием». «Сосредоточенность - вечная тайна всякого совершенства» (Стефан Цвейг. «Мендель – букинист»). Так что же такое внимание?

Виды внимания

Рассмотрим основные виды внимания. Это:

· природное и социально  обусловленное внимание,

· непосредственное и опосредствованное  внимание,

· непроизвольное и произвольное внимание,

· чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать  на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное  внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным  реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных  средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

В самом деле, трудно заставить  себя быть внимательным к чему-то, с  чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к  себе внимание, иногда даже вопреки  нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом - предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д.

Здесь можно сказать о  двух различающихся видах внимания - непроизвольном и произвольном внимании. Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание -- более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного  внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а  также обусловливаться соответствием  этих раздражителей прошлому опыту  или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам  возможность своевременно выявить  появление раздражителя и принять  необходимые меры, и облегчает  включение в привычную деятельность.

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное  значение для успеха выполняемой  деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного  внимания

Причинами возникновения  непроизвольного внимания могут  быть:

1. Неожиданность раздражителя.

2. Относительная сила  раздражителя.

3. Новизна раздражителя.

4. Движущиеся предметы. Т.  Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной  активизации движений происходит  концентрация и усиление внимания  на предмете.

5. Контрастность предметов  или явлений.

6. Внутреннее состояние  человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного  внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного  внимания данного лица обличает его  характер или, по меньшей мере, его  стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек  легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в  этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

Произвольное внимание

Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я  смогу определить кто Вы: прагматик  или высоко духовная личность. Здесь  речь идет уже о другом виде внимания -- произвольном, преднамеренном, активном.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более  сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно  характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения  и поставленной цели. Здесь все  просто, нужно поставить цель: "Мне  надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что", и упорно идти к этой цели.

Физиологический механизм произвольного  внимания

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими  от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или  преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Психологическая особенность  произвольного внимания

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение  его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для  себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым  материалом.

Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать  процесс усвоения знаний, и предупреждать  развитие утомления.

Внешне- и внутренне-направленное внимание

Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому  признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание.

Если у человека во время  выполнения какого-либо задания всплывают  в памяти воспоминания, отвлекающие  его от основного занятия, -- это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека.

Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих  на анализаторы, только ту ее часть, которая  должна занять центральное место  в деятельности человека. Однако эта  часть не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех  же обстоятельствах у разных людей  и у одного и того же человека в различных условиях.

Волевая регуляция внимания

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а  произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение  определенного времени сосредоточивать  на чем-то внимание, а произвольное требует этого.

Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного  обычно связано с борьбой мотивов  или побуждений, наличием сильных  противоположно направленных и конкурирующих  друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет  один из интересов, направляя все  свое внимание на удовлетворение другого.

Благоприятные условия работы

Вряд ли удастся сосредоточиться, если во всю мощность ревет включенный магнитофон, телевизор или рядом  друзья обсуждают интересную, но постороннюю  по отношению к вашей работе проблему. Однако не возможно добиться полной тишины и не стоит терроризировать окружающих, требованием замолчать. Иногда стремление избавиться от отвлекающих раздражителей  становится болезненным.

Очень важно найти свой, т.е. наиболее благоприятный именно для Вас, режим, ритм и внешние  условия работы. Обычно такой стиль  вырабатывается сам собой, хотя иногда его приходится искать методом проб и ошибок.

Раздражители могут порой  не только не мешать работе, но даже помогать концентрации внимания. Когда в центральной  нервной системе существует доминирующее возбуждение, то посторонние слабые раздражители создают дополнительные субдоминантные очаги, которые как  бы притягиваются к главному, отдают ему свою энергию, усиливают, укрепляют  доминанту. Поэтому тихая музыка, рабочий шум, нормальные уличные  шумы часто помогают сосредоточиться.

Наконец, можно различать  чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано  с эмоциями и избирательной работой  органов чувств, а второе -- с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Необходимо отметить такую  особенность внимания, которая как  бы связывает все другие психические  явления, где оно проявляется, и  не сводится к моментам различных  видов деятельности человека. В любой  сознательной деятельности постоянно  переплетаются все виды внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Память

Основные виды памяти и  их характеристика

Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти.

Существуют несколько  оснований для классификации  форм и видов памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала  анализатору. В первом случае выделяют кратковременную и долговременную, а иногда и промежуточный вариант - оперативную, память. Во втором случае говорят о двигательной (память движений), зрительной, слуховой, словесно-логической (смысл события, логика доказательства и т.п.), эмоциональной (переживания).

Кроме названных существуют и другие виды памяти, в частности  осязательная, обонятельная, вкусовая.

Поскольку память связана  с волей, то по характеру ее участия  в за поминании и воспроизведении  материала память делят на произвольную (ставиться задача на запоминание  и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную (запоминание  происходит автоматически, без особых усилий, без постановки задачи на запоминание).

1. Виды проявления памяти  чрезвычайно многообразны. Это объясняется  тем, что память обслуживает  все формы многообразной деятельности  человека. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака):

- объект запоминания,  то есть то, что запоминается;

-степень волевой регуляции  памяти (с этой точки зрения  различают произвольную и непроизвольную  память);

- длительность сохранения  в памяти.

В соответствии с этими  критериями бывают' следующие виды памяти:

Информация о работе Психологические особенности внимания и памяти человека