Психологические особенности детей 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:58, реферат

Краткое описание

Цель исследования: теоретические аспекты развития технических умений и навыков у детей 4 – 5 лет на занятиях в анималистическом жанре.
Объект исследования: дети 4 – 5 лет.
Предмет исследования: особенности развития технических умений и навыков у детей 4 – 5 лет.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические аспекты значение технических умений и навыков у детей 4 -5 лет.
Определить роль анималистического жанра в детском творчестве.
Выявить психологические характеристики детей 4 – 5 лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………..стр. 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития технических умений и навыков у детей 4-5 лет на занятиях в анималистическом жанре...............................................................................................................стр. 5
1.Технические умения и навыки у детей 4 – 5 лет…………………………………………стр. 5
2. Анималистический жанр и его роль в художественной деятельности детей 4 –5 лет ………………………………………………………………………………………………………………стр. 16
3. Психологические особенности детей 4-5 лет…………………………………………… стр.22
Заключение…………………………………………………………………………………………………….стр.29
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Глава I.docx

— 59.46 Кб (Скачать файл)

Дети должны научиться  держать кисть и карандаш тремя  пальцами: между большим и средним, придерживая сверху указательным (рука при этом до локтя лежит на столе  или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш, кисть или  мелок и т. п.), рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь  бумаги для получения светлых  оттенков и тонких, легких линий  и более сильно нажимая для  получения яркого цвета и сильных, энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и всего изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести ее как всем ворсом, так и концом его для получения широких и тонких линий.

Дошкольники учатся правильно  закрашивать изображения (проводить  линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую — с просветами). Дети приобретают умение регулировать длину штрихов, линий, что необходимо для изображения предметов, их частей и фактуры.

Дети овладевают ритмом движения при повторности однородных действий (равномерное поднимание и опускание  руки при рисовании волнистой  линии, дуг, обрамляющих круги или  овалы, при нанесении мазков, точек); учатся сохранять равномерность  движения по размаху, нажиму и направлению  штрихов при закрашивании частей рисунка.

Овладение техникой рисования  развивает движения руки, позволяет  свободно реализовывать творческий замысел, создавать интересные выразительные  рисунки [Михайлова Н., 2004].

Аппликация. Детей среднего возраста учат наклеивать готовые геометрические фигуры и изображения на бумагу. При этом показывают приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу. Наклеиваемое изображение плотно прижимается салфеткой.

Начиная с 4—4,5 лет дети учатся правильно держать ножницы и резать ими бумагу. В процессе работы участвуют обе руки: левая держит и поворачивает листок бумаги правая действует ножницами.

Воспитанники овладевают следующими приемами: резание бумаги по прямой, наискось; закругление углов; вырезывание округлых предметов, одинаковых изображений и частей из бумаги, сложенной вдвое; силуэтное вырезывание  на глаз и др. Дошкольники должны создавать аппликации и предметные, сюжетные и декоративные композиции.

Прочное овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений. Хорошее  владение техникой изображения делает процесс создания рисунка, лепки, аппликации свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и развивает творческие возможности.

Упражнения в технике  изображения проводятся не изолированно, а в процессе решения изобразительных  задач на каждом занятии с детьми, не мешая творческой работе, а помогая  и способствуя ей [Богатеева З. А., 2004].

Определение уровня усвоения программы. Воспитателю очень важно  знать, как дети усваивают определенные программой воспитания и обучения знания, навыки и умения. Ответ он получит с помощью анализа каждого занятия, отмечая, кто хорошо справляется с заданием, какие трудности испытывают некоторые дети, какая помощь им потребуется, кто не справляется с работой. Для того чтобы провести такой анализ, воспитатель внимательно следит за работой детей на занятии, а затем просматривает готовые изображения. Записи после каждого занятия помогут проанализировать результаты по кварталам, а затем и за год.

По окончании квартала сравниваются программа, дневниковые  записи и работы детей.

Критерий усвоения детьми знаний, навыков и умений — выполнение ими требований программы по разным направлениям: скажем, овладели ли дети приемами изображения предмета —  передачей формы в рисунке, лепке, аппликации; научились ли рисовать предметы прямоугольной формы, четко  передавать углы; кому это еще не удается или удается не всегда; как передают величину и строение предмета (правильно ли располагают части по отношению друг к другу); как, например, рисуя (или с помощью аппликации), располагают части грузовой машины, автобуса или троллейбуса (окна по средней линии, колеса за или перед передней дверью и перед задней дверью) в зависимости от конструкции того предмета, который рассматривали; какова, относительная величина всех частей.

Оценивается и уровень  овладения техническими навыками и  умениями: как, например, дети средней  группы осваивают в первом квартале навыки резания бумаги по прямой; умеют  ли закрашивать изображения слитными движениями кисти сверху вниз или  слева направо, не водя кистью туда-обратно, не выходя за пределы контура. И так  по каждому виду деятельности, по каждому  типу изобразительных задач [Васильева М. А., 2004].

Для реализации задач эстетического  воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка  в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием  и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты  и материалы для организации  художественной деятельности детей  на занятиях и вне их.

Своим внешним видом, гармонией  линий и форм, цветом, разнообразием  содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического  вкуса.

В детском саду организуются зоны и специальные помещения  для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой и т. д. В  таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.

Второе условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного  народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т. д. Ребенок с раннего детства  должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Третье условие — активная деятельность самих детей (их разнообразная  художественная деятельность и стойкий  интерес к ней), так как создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.

Четвертое условие — индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих  условий для эстетического развития каждого ребенка) [Волынкин В. И., 2007].

Таким образом, освоение технических навыков в художественной деятельности  является важным для детей, т.к. в ходе этой деятельности задействуются, а в следствии этого и развиваются, различные психические процессы.

2. Анималистический жанр и его роль в художественной деятельности детей 4 – 5 лет.

Анималистический жанр (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных.

Широкие возможности в  воспитании и развитии личности имеет  образ животных в изобразительном  искусстве. Ознакомление детей с  анималистическим жанром способствует формированию познавательных интересов, знакомит с неповторимым и разнообразным миром животных, с взаимодействием человека и животных, учит любви и пониманию, формирует отзывчивость к красоте, развивает эстетические чувства, знакомит с историей и культурным наследием страны, воспитывает уважение и бережное отношение как к живым объектам, так и к произведениям искусства, способствует развитию содержания изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

Сущность анималистического  жанра, его ценность в социально- эстетическом плане, основы пластической анатомии животных и принципы анималистического изображения средствами живописи, графики, скульптуры отражены в работах В.А.Ватагина, Г.Н.Карлова, Ю.М.Кирцева, Н.П.Костерина, В.С.Кузина, П.Я.Павлинова, М.Ц.Рабиновича, Н.Н.Ростовцева, А.Е.Терентьева, А.А.Унковского и других.

Мир животных издревна восхищал глаз художника удивительной неповторимостью, многообразием форм, пластикой, динамикой, необыкновенной живописностью образов, гармонией во взаимоотношении с окружающим миром. Замечательные по силе и точности рисунки животных создали А.Пизанелло, Леонардо да Винчи, П.Рубено, А.Дюрер, П.Поттер, Э.Делакруа, П.Шерико, А.Руссо и другие; русские художники - И.Е.Репин, В.М.Васнецов, В.А.Серов, В.А. Ватагин, Г.Н.Карлов, Д.М.Горлов, А.М.Лаптев, Г.К.Савицкий, А.А.Рылов, И.С.Ефимов и другие. Особое значение в воспитании детей дошкольного возраста имеет творчество художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, Д. Горлова, В.Конашевича, В.Лебедева, Т.Мавриной, Е.Рачева, В.Сутеева, Е.Чарушина и других. [Виноградова Е. В., 2002]

Но все же проблема обучения способам изображения животных по-прежнему остается одной из основных проблем  обучения в изобразительной деятельности.

По мнению известных исследователей в области детского изобразительного творчества (А.В. Алехин, А.В. Бакушинский, Е.И.Игнатьев, и др.), причина “угасания” интереса к занятиям ИЗО находится в несовершенстве методики обучения. Ведь именно детская “неумелость”, как отмечают многие ученые, приводит к отказу от рисования, когда ребенок начинает критически относиться к своим рисункам[Дружинин В. Н., 2002].

Анималистическое творчество несёт иллюстративную функцию и  имеет большое педагогическое значение, особенно в ознакомлении с животным миром.

В ряде исследований, посвященных  развитию детей дошкольного возраста подчёркивается влияние знаний о  явлениях и предметах, умения наблюдать, рассуждать о них на возможность  выразить воспринятое средствами изобразительного искусства в творческой деятельности (Л.С.Выготский, Т.Н.Доронова, Р.Г.Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С.Комарова, В.Б.Косминская, Р.И.Капустина, Н.П. Сакулина, Н.Б.Халезова, Е.А.Флерина, Е.К.Янакиева и другие).

В исследованиях Флериной было показано, что рисунки, выполненные детьми до наблюдения живых объектов в зоопарке в подавляющем большинстве случаев отражали сказочный образ животного, а не реальный: мишка, зайцы оказывались человекоподобными, игрушечными, а не «настоящими». Объясняется это тем, что дети видели преимущественно игрушечных животных или как они изображаются в книжках, в аллоскопе. [Флерина Е. А., 2006]

Создание анималистического образа - процесс очень трудоёмкий как  для детей, так и для взрослых. Чтобы изображение было точным и выразительным, необходимо знать повадки, характерные особенности животных, обладать острым глазом, точностью восприятия, хорошей памятью, неисчерпаемым терпением, уметь наблюдать, обобщать, фантазировать, иметь навыки и умения по созданию изображений на плоскости или в объёме, знать выразительные особенности различных художественных материалов. Дети редко обладают всем этим в полном объёме, особенно в дошкольном возрасте. Поэтому изображения животных в их творчестве очень специфичны, условны, нередко однообразны. В связи с этим в работе педагогов возникает немало затруднений, преодоление которых возможно при условии специальной подготовки воспитателей. Практика показывает, что и студенты и опытные педагоги испытывают трудности в обучении детей изображению животных, в определении доступного для дошкольников содержания знаний об анималистическом жанре, выборе форм и методов ознакомления детей с ним, в руководстве творческой деятельностью анималистического содержания.

Знание об изображаемых предметах  облегчает  детям усвоение способов их изображения.  Животных лучше  начинать рисовать с туловища, так  как от формы, величины и положения  туловища зависит и форма, и динамика, и пропорции изображаемого животного. Если животное ползает, то лапы у него короткие, если бегает или прыгает, то лапы сильные и длинные. Такое обобщение способствует передаче и в рисунке этих характерных особенностей изображаемого образа.

Воспитатель в беседе с детьми сообщал  им знания о наиболее общих свойствах  натуры, дети связывали их с внешним  видом этого предмета и представляли его образ. Воспитатель активировал  такие мыслительные операции, как  конкретизация и абстракция. Абстрагирование  позволяет ребенку отвлечься от интересных, выразительных форм и динамики предмета, выделить конкретные свойства и глубже изучить строение и пропорции натуры. [Казакова Т. Г., 2007].

Таким образом, осуществление взаимосвязи ознакомления детей с изображением животных в искусстве и отражения образов животных в изобразительной деятельности детей, повышает эффективность познания дошкольниками окружающего мира, природы, искусства и обогащает их творчество в художественной деятельности. 
Для активизации художественно-творческого развития детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства анималистического жанра необходимо соблюдать следующие педагогические условия:

- разнообразие форм и методов ознакомления детей с произведениями искусства;

- стимулирование изобразительного  творчества дошкольников;

- организация предметно-пространственной, активно действующей среды;

- профессиональная подготовка  педагогов.

Простая детская логика требует  непосредственной работы  над изображаемым предметом, его реального создания, что ребенок и делает. Путь анализа, столь необходимый для определения  того, что создавать, из каких частей состоит фигура, какова должна быть форма каждой части и т.д., приводит ребёнка к тому, что он осуществляет создание предмета в соответствии с  указанным анализом. Если просмотреть  этот процесс на примере лепки, то внимание ребёнка следует за каждой создаваемой частью, которая лепится  самостоятельно. Затем ребёнок объединяет части животного (процесс синтеза). Таким путём создаётся целое. При этом отдельные детали в соединённой (частично или в целом) форме ребёнок может обрабатывать не только новым наложением данных частей (глаз, носа, пуговицы), но и путем углубления и вытягивания основной формы. Анализ процесса создания детьми рисунка показал, что детям свойственно простое перечисление частей предмета, пририсовывание одной части к другой. [Козлова С. А., Куликова Т. А., 2008]

Информация о работе Психологические особенности детей 4-5 лет