Психологические особенности детей 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:58, реферат

Краткое описание

Цель исследования: теоретические аспекты развития технических умений и навыков у детей 4 – 5 лет на занятиях в анималистическом жанре.
Объект исследования: дети 4 – 5 лет.
Предмет исследования: особенности развития технических умений и навыков у детей 4 – 5 лет.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические аспекты значение технических умений и навыков у детей 4 -5 лет.
Определить роль анималистического жанра в детском творчестве.
Выявить психологические характеристики детей 4 – 5 лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………..стр. 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития технических умений и навыков у детей 4-5 лет на занятиях в анималистическом жанре...............................................................................................................стр. 5
1.Технические умения и навыки у детей 4 – 5 лет…………………………………………стр. 5
2. Анималистический жанр и его роль в художественной деятельности детей 4 –5 лет ………………………………………………………………………………………………………………стр. 16
3. Психологические особенности детей 4-5 лет…………………………………………… стр.22
Заключение…………………………………………………………………………………………………….стр.29
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Глава I.docx

— 59.46 Кб (Скачать файл)

Для повышения эффективности художественно-творческого развития средних дошкольников необходимо ознакомление их с произведениями анималистического жанра.

Особое значение придается взаимосвязи  занятий рисованием, лепкой, аппликацией  с игрой. Эта взаимосвязь диктуется  той общностью, которая существует между двумя деятельностями. Во-первых, в игре, в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Во-вторых, эта связь определяется спецификой изобразительной деятельности ребенка, заключающейся в игровых  проявлениях детей в процессе создания изображения и в игровом  отношении к образу. Так же не стоит забывать о том, что игровая  деятельность является ведущей в  дошкольном возрасте. Создав изображение того или иного животного, ребенок начинает с ними играть (например, вылепленный цыпленок «пищит» и «клюет» зернышки; кошку начинает гладить, она «мяучет» и т.п.).

Игра «оживляет» образ, а это  в свою очередь определяет образное, эмоциональное восприятие, представление  о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество.

3. Психологические особенности детей 4-5 лет.

Ребенок четвертого и пятого года жизни отличается хорошим психомоторным  развитием. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.

Все совершенней становится его  ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных  действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и  зрительного контроля. Что дает возможность  совершенствования способностей к  изобразительной деятельности. Большинство  детей рисует с большим энтузиазмом, поскольку координация между  зрительным и моторным развитием  составляет большое достижение ребенка 4 - 5 лет.

Изобразительная деятельность ребенка  этого возрастного периода отличается тем, что для него совершенно не важен  результат. На первый план выступает  сам процесс создания рисунка.

Величайшую роль изобразительной  деятельности ребенка в его общем  психическом развитии отмечали и  отмечают все детские психологи. В частности, выдающийся психолог Л. С. Выготский подчеркивал: "Ценность художественного воспитания не в  том, что оно создает знания или  формирует навыки, а в том, что  оно создает фон жизни, фон  жизнедеятельности... оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную  жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный  лад".

С психологической точки зрения рисунок рассматривается как  своеобразная детская речь и как  подготовительная стадия письменной речи. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все  более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. [Венгер Л. А., 2003]

Таким образом, в игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается  ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях  взрослых. В игре ребенок проявляет  чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей. [Григорьева Г. Г., 1995]

Но такой скачок в психическом  развитии ребенка становится возможным  благодаря развитию речи. На четвертом-пятом  году жизни ребенок не просто активно  овладевает речью - он творчески осваивает  язык, он, по существу, занимается словотворчеством.

В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые  качества, нравственные установки.

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Появляется необходимость расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. [Ветлугина Н. А., 2004]

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенно обогащение опыта  ребенка, насыщение этого опыта  новыми знаниями о различных  областях действительности. Это  вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружаю­щей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

 

2. Постепенное расширение и углубление  познавательных интересов внутри  одной и той же сферы действительности.

К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его  словарный запас значительно  увеличивается.

В этом возрастном периоде характерной  особенностью речи ребенка является использование ее для общения  со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок  задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д.

Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и  т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Благодаря этому происходит переход  от наглядно - действенного к наглядно-образному мышлению.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в  дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность – это способность  видеть связь и сходные черты  в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Благодаря развитию ассоциативности  мышление становится гибким и оригинальным.

Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.

Сформулировать противоречия и  найти способ его разрешения позволяет  диалектичность мышления.

Диалектичность – это способность  видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие умения выявлять противоречия  в любом предмете и явлении;

2. Выработка умения четко формулировать  выявленные противоречия;

3. Формирование умения разрешать противоречия.

И еще одно качество, формирующее  творческое мышление - это системность.

Системность – это способность  видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

Системность мышления развивается  корректным анализом систем и специальными упражнениями.

Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

1. Формирование умения рассматривать  любой предмет или явление  как систему развивающеюся во времени;

2. Развитие умения определять  функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

К пяти годам постепенно начинает формироваться и сознательное запоминание  и вспоминание. По просьбе взрослого  ребенок может заучить стихотворение, песенку, текст какой-либо роли к  детскому празднику и т. д.

При этом обязательно нужно, чтобы  ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивал смысловую память. [Обухова Л. Ф., 1996]

Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения  ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных  проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые  ему нравятся и помогают решить моральные  проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла  и как-то упорядочить его собственные  сложные чувства. Ребенок хочет  походить на положительного героя, и  таким образом сказка прививает  ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает  в нем эмоциональное отношение  к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами  жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 
                 В процессе освоения технических умений и навыков у детей задействуются различные психические процессы, развивается мелкая моторика, в следствии чего развивается мышление, речь, память, воображение, эстетические чувства. Благодаря задействованию игровых элементов в процессе творческих занятиях дети учатся общаться со сверстниками, принимать правила игры и следовать им.

Художественное  создание животных позволяет детям  узнавать окружающий мир. Обучение технике  создания животных является в педагогическом смысле важным для развития ребенка, для его обучения, ознакомления с  животным миром.

Л.С.Выготский, Т.Н.Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С.Комарова, Е.А.Флерина подчёркивается влияние знаний о явлениях и предметах, умения наблюдать, рассуждать о них на возможность выразить воспринятое средствами изобразительного искусства в творческой деятельности

Но все  же существует проблема в обучении методам анималистического изображения. А.В. Алехин, А.В. Бакушинский, Е.И.Игнатьев считают, что «угасание» интереса детей к творчеству в анималистическом жанре является несовершенство методики обучения.   

Таким образом, анализ психолого – педагогической литературы показал несовершенство методов обучения детей техническим умениям и навыкам в создании творческих продуктов в анималистическом жанре, которые имеют большое значение и в психическом развитии ребенка, и при ознакомлении его с животными.

Список литературы.

  1. Богатеева 3. А. Занятия аппликацией в детском саду.— М.: Просвещение, 2004. – 136 с.
  2. Венгер, Л.А. Пути к развитию детского творчества / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. – С. 94-98
  3. Виноградова Е. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества. – М., автореферат, 2007.
  4. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В.И. Волынкин. —Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 441/
  5. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1995. – 36-46 с.
  6. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2006. – 79 с.
  7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 2000.
  8. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 2007. - 240 с.
  9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-432 с.
  10. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 2007. – 140 с.
  11. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования.— М.: Просвещение, 2006. – 283 с.
  12. Михайлова Н. Рисование дошкольников: процесс или результат? // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С.74 – 78.
  13. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология.- М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
  14. Программа воспитание и обучение в детском саду. Под ред. Васильевой. - М.: Мозаика – синтез, 2004. – 152 с.
  15. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2006. – 211 с.
  16. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду.— М.: Просвещение, 2006. – 265 с
  17. Художественное творчество и ребенок. Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2004. - 229 с.

Информация о работе Психологические особенности детей 4-5 лет