Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:23, контрольная работа
Такая ситуация возникает буквально каждый день, когда продавец, например, после работы сам идет в магазин за покупками или обращается в разные агентства за теми или иными услугами (отдых, недвижимость и пр.). И, как показывает практика, получается, что самый требовательный покупатель — это сам продавец (многие продавцы, наверное, улыбнутся, так как понимают справедливость данное утверждения, вспомнив себя в различных ситуациях).
Введение: «Роль психологии в общении с покупателями».
1.Психологические особенности обслуживания покупателей.
1.1.Психология процесса обслуживания покупателей.
1.2.Этапы процесса торгового обслуживания.
1.3.Типы и характеры покупателей.
1.4.Речевой этикет работника торговли.
1.5.Внешний вид.
Заключение
Список используемой литературы.
Управление
«суперкомпетентным покупателем». Такой
покупатель —
пассивен в общении, но компетентен в процессе.
В данном случае продавцу рекомендуется:
- пристроиться;
- смотреть,
вести, предостеречь при
Выделяются и такие типы покупателей, как «случайно» и «специально шатающиеся». Со «случайно шатающимися» покупателями надо работать, как с детьми, постоянно направлять. «Специально шатающихся» покупателей надо «отсеивать».
Таким
образом, продавцу предлагается меняться
в зависимости от поведения конкретного
покупателя и действовать так, чтобы он
не раздражался, а
наоборот, — получил бы удовольствие от
контакта с продавцом.
После того, как продавец оценил ситуацию, выбрал тактику поведения и установил контакт с покупателем, начинается процесс предоставления самой услуги или процесс продажи.
При этом важным звеном считается поддержание контакта. Предлагаем Вам следующие методы взаимодействия.
Эмоционально-положительные действия — это комплименты, вызов ответного комплимента, помощь, полезная информация и др.
Например, участникам тренинга предлагается сформировать «шпаргалку» для комплимента (о чем можно говорить):
- прическа, макияж, походка, осанка, глаза, загар;
- одежда-стиль, аккуратность, чистота;
- легкость в общении;
- улыбка, юмор;
- голос-тембр, громкость, интонации;
- аксессуары (часы, сумочка, ремни, пояса, украшения, обувь);
- мои чувства, мои чувства о его настроении;
- духи, физические характеристики тела (руки, ноги, пальцы);
- дети,
домашние животные, родственники (особенно
те, которые рядом, или те, о
которых говорит сам
- несоответствие возрасту;
- признанные действия (что-то хорошо или изящно делает).
Иногда
рекомендуют применить
действия, например, «шантаж» («это последняя
вещь», «магазин закрывается» и др.).
Продавец должен уметь менять свое поведение в зависимости от типа покупателя, с которым он взаимодействует. Действия продавца должны быть следующими: остановиться — успокоиться — оценить ситуацию — принять решение — действовать.
При контакте со стороны продавца, по мнению авторов данной классификации, должны присутствовать:
- осознанность
(знает, какова цель контакта
и цель клиента). Продавец должен
следить, как, что, когда он
сказал покупателю, что тот ответил,
или сделал в ответ,
- количество
контактов. Чем их больше, тем
больше опыт, тем более
социально компетентен продавец;
- учет потребности клиента.
Таким образом, характеристиками хорошего продавца будут:
- экстравертированность;
- низкая тревожность;
- внутренний локус контроля (я управляю ситуацией);
- уверенность в себе;
- высокий интеллект.
Делается вывод, что на качество продажи влияют способности продавца:
- определять потребности клиента;
- «очеловечивать» обслуживание. То есть, к каждому покупателю нужен индивидуальный подход. Если будет, затронут личностный уровень, (уровень межличностного общения), то контакт, скорее всего, будет найден и, запомниться;
- социальные способности.
Покупатель пришел купить костюм, а заодно — поговорить о политике.
Продавец не видит в нем личности, пытается прерывать попытки покупателя поговорить на тему политики и втиснуть его только в рамки роли «покупатель». В результате покупка не состоялась.
Это происходит,
из-за того, что у продавца существует
стереотип — нужен не сам покупатель,
а только его кошелек. При этом забывается
о том, что деньги приобретает и тратит
человек со всеми своими слабостями,
радостями и печалями.
Продавец
же должен дать понять покупателю: «Мы
с тобой одной
крови», — то есть проявить искреннюю
заинтересованность, показать, что их
что-то объединяет.
Иногда во время контакта покупателя с продавцом эмоции могут выплескиваться через край. Для того чтобы эмоции не захлестнули, их надо уметь подавлять. Лучшее средство для этого — юмор. В шутке не должно быть иронии, так как ирония — это агрессия, а агрессию проявляют слабые люди.
Мы не будем рассматривать отдельно, как принято в вышеизложенной практике, типы покупателей, так как это не всегда целесообразно:
- во-первых,
потому что психология
покупателями чего-либо;
- во-вторых,
потому что разделение на типы
покупателей подсознательно
- в-третьих,
классификаций типов
За основу лекции мы возьмем типологию личности Э. Берна. Свободная интерпретация позволяет соотносить основные положения теории с практическими наработками, а эти авторские наработки и представляют собой тот материал, который очень нравится участникам тренинга продаж, так как часто в рассказанном они узнают самих себя и могут проанализировать собственные ошибки в общении с покупателями.
Основная
философия продаж (тем более, соотнесенная
с настоящей действительностью)
Говоря
о технологии общения, мы ведем речь
не о наборе каких-то
методик, которые повышают результативность
(хотя на тренинге это присутствует), но
в большей степени — о понимании человека
человеком, эффектах восприятия одной
и той, же ситуации разными людьми, об удовольствии
или напряжении, которые человек испытывает
или нет, общаясь с другими.
Известно, что человек, отягощенный своими проблемами, более неадекватно реагирует на ситуацию, слишком близко к сердцу воспринимает даже незначительные слова, остро реагирует на окружающих.
Продавцы
на тренинге часто спрашивают, что
делать с проблемными
покупателями, которых в магазине навалом:
«Почему другие к нам не ходят?» Это как
раз тот случай, когда человек считает,
что «все злыдни, все проблемные». Но в
первую очередь ему необходимо понять
— главная причина лежит в нем. Сами наверняка
замечали, что как только у Вас плохое
настроение, то в метро почему-то чаще
ноги отдавливают, чаще пробки на дорогах
и все пристают с дурацкими вопросами.
Зато, если настроение приподнятое, —
летаешь, как на крыльях, и все получается
так, как хочешь.
Так же и здесь, если есть в голове стереотип, что покупатель приходит в магазин только лишь для того чтобы насолить продавцу, нахамить и ничего в результате не купить, то так и будет. А вот если к продаже относиться с душой, любить людей, чувствовать свою причастность к реализации мечты покупателя, то и люди попадаются, как правило, веселые и ситуации забавные. Даже можно такой мини тест проводить: скажи мне, какие к тебе ходят покупатели, и я скажу, какой ты продавец!
Поэтому в основе нашего тренинга лежит то, как сохранить свои эмоции в хорошем настроении, в любой ситуации.
Итак, какие же существуют типы покупателей?
Личность — это то, что проявляется именно благодаря общению. Мы наблюдаем стиль поведения человека и уже, затем делаем выводы о его характере и о нем, как о личности.
Самые
распространенные стили взаимодействия
между людьми описал
Э. Берн. Он говорил о том, что есть три
составляющие личности, которые отличаются
между собой и по роли, которую они играют
для человека, и по стилю взаимодействия
с окружающими. Личность любого человека
содержит в себе эти три составляющие,
которые проявляются в зависимости от
ситуации и привычной роли для человека.
Все они носят говорящие названия.
Особенности типа «Родитель» и эффективные приемы взаимодействия с ним
Первым из них называется «Родитель». Этот тип содержит в себе нормы, правила, ценности, традиции. На него, как на пленку, записываются все получаемые знания, стереотипы, любая информация. Человек может уже не помнить, кто и когда ему это сказал, откуда он это знает, но будет это помнить, применять и говорить об этом (чаще всего от своего лица). Это внутренняя ипостась данного типа личности.
На внешнем
уровне «Родитель» проявляется в
стиле поведения, который характеризуется
категоричностью, «всезнанием», безапелляционностью
и
назидательностью. То есть типичное поведение
недалекого, «зашторенного» учителя 5-х
классов в общении с домашними.
Такой человек, как правило, не слышит своего собеседника, он склонен тупо настаивать на своей точке зрения, а самое любимое занятие — поучать других и наставлять на путь истинный. Особенно ярко это проявляется, когда в силу ряда причин человек «застревает» в позиции «обучающего», «наставляющего» или это для него привычная модель поведения.
Противоядие:
В общении с таким человеком бесполезно отстаивать свою точку зрения — все равно не услышит, только разозлится, потому что ему перечат, и начнет доказывать свое с удвоенной силой. Такому человеку можно спокойно высказать свою точку зрения, но желательно не настаивать, чтобы не возникало лишних конфликтов.
В этой ситуации поможет один хороший прием. Вы внимательно слушаете, что Вам говорит покупатель с невинными глазами и восхищенной улыбкой, а потом восклицаете: «Правда!? А я и не знала! Как хорошо, что Вы мне это сказали! Теперь буду знать!» — а, потом, не останавливаясь, начинаете задавать вопросы по ситуации покупки. Начиная со слов: «А давайте мы Вам…».
Что мы подразумеваем под ситуацией покупки проясним чуть ниже. Сейчас же важно понять, что как любой родитель любит послушного ребенка, так и подтипу личности «Родитель» легче всего найти язык с человеком, демонстрирующим стиль поведения «Ребенок».
Особенности типа «Взрослый» и эффективные приемы взаимодействия с ним
Вторая подличность, которая присутствует в каждом из нас, называется «Взрослый». Этот подтип характеризуется рассудительностью, спокойствием. Он олицетворяет собой интуицию, логику, уверенность — такой своеобразный хороший компьютер внутри нас.
Человек, взаимодействующий с позиции «Взрослый», точно знает, что он хочет, уверен в себе и способен легко лавировать в любой ситуации, не испытывая ни напряжения, ни внутреннего дискомфорта.
Во взаимодействии с продавцами общается, как правило, тактично, по делу и конкретно. Вопросы, с которыми он обращается за помощью, носят практичный характер. Поэтому сами продавцы воспринимают и характеризуют такой тип покупателей, как самостоятельных, доброжелательных, спокойных, приятных в общении.
С такими покупателями проблем и конфликтов, как правило, не бывает.
Особенности типа «Ребенок» и эффективные приемы взаимодействия с ним
Информация о работе Психологические особенности обслуживания покупателей в магазине