Среди причин социально-психологического
характера выделяют следующие:
- ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;
- дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.
- искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.
В основе ЗПР лежит
взаимодействие биологических и
социальных причин.
При систематике
ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С.
выделяют две основные формы:
- Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);
- Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально –астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).1
Классификация основных
видов ЗПР по К.С. Лебединской
опирается на классификацию Власовой
– Певзнер, в ее основе лежит этиологический
принцип:
- ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.
- ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.
- ЗПР психогенного происхождения
(причина –неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)
- ЗПР церебрально-астенического генеза. (причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.2
В клинико-психологической
структуре каждого из перечисленных
вариантов ЗПР имеется специфическое
сочетание незрелости эмоциональной
и интеллектуальной сферы.
ОСОБЕННОСТИ
ПАМЯТИ, внимания, восприятия при задержке
психического развития
Память:
Недостаточная сформированность
познавательных процессов зачастую
является главной причиной трудностей,
возникающих у детей с ЗПР
при обучении в школе. Как показывают
многочисленные клинические и психолого-педагогические
исследования, существенное место в
структуре дефекта умственной деятельности
при данной аномалии развития принадлежит
нарушениям памяти.
Наблюдения
педагогов и родителей за детьми
с ЗПР, а также специальные
психологические исследования указывают
на недостатки в развитии их
непроизвольной памяти. Многое из
того, что нормально развивающиеся
дети запоминают легко, как
бы само собой, вызывает значительные
усилия у их отстающих сверстников
и требует специально организованной
работы с ними.
Одной из
основных причин недостаточной
продуктивности непроизвольной
памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной
активности. В исследовании Т.В. Егоровой
(1969) эта проблема была подвергнута специальному
изучению. Одна из применявшихся в работе
экспериментальных методик предусматривала
использование задания, цель которого
состояла в раскладывании картинок с изображениями
предметов на группы в соответствии с
начальной буквой названия этих предметов.
Было выявлено, что дети с задержкой развития
не только хуже воспроизводили словесный
материал, но и тратили на его припоминание
заметно больше времени, чем их нормально
развивающиеся сверстники. Главное отличие
заключалось не столько в неординарной
продуктивности ответов, сколько в разном
отношении к поставленной цели. Дети с
ЗПР самостоятельно почти не предпринимали
попыток добиться более полного припоминания
и редко применяли для этого вспомогательные
приемы. В тех случаях, когда это все же
происходило, зачастую наблюдалась подмена
цели действия. Вспомогательный способ
использовался не для припоминания нужных
слов, начинающихся на определенную букву,
а для придумывания новых (посторонних)
слов на ту же букву.3
В
исследовании Н.Г. Поддубной
изучалась зависимость продуктивности
непроизвольного запоминания от
характера материала и особенностей
деятельности с ним у младших школьников
с ЗПР. Испытуемые должны были устанавливать
смысловые связи между единицами основного
и дополнительного наборов слов и картинок
(в разных комбинациях). Дети с ЗПР обнаружили
затруднения при усвоении инструкции
к сериям, требующим самостоятельного
подбора существительных, подходящих
по смыслу к предъявленным экспериментатором
картинкам или словам. Многие дети не поняли
задание, но стремились побыстрее получить
экспериментальный материал и начать
действовать. При этом они, в отличие от
нормально развивающихся дошкольников,
не могли адекватно оценить свои возможности
и были уверены, что знают, как выполнять
задание. Выявились отчетливые различия
как по продуктивности, так и по точность
и устойчивости непроизвольного запоминания.
Количество правильно воспроизводимого
материала в норме было выше в 1,2 раза.
Н.Г. Поддубная отмечает,
что наглядный материал запоминается
лучше вербального и в процессе
воспроизведения является более
действенной опорой. Автор указывает
на то, что непроизвольная память у
детей с ЗПР страдает не в такой
мере, как произвольная, поэтому
целесообразно ее широкое использование
при их обучении.4
Т.А.
Власова, М.С. Певзнер указывают
на снижение произвольной памяти
у учащихся с задержкой психического
развития как на одну из
главных причин их трудностей
в школьном обучении. Эти дети
плохо запоминают тексты, таблицу
умножения, не удерживают в
уме цель и условия задачи.
Им свойственны колебания продуктивности
памяти, быстрое забывание выученного.
Специфические
особенности памяти детей с
ЗПР:
- Снижение объема памяти и скорости запоминания,
- Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,
- Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,
- Преобладание наглядной памяти над словесной,
- Снижение произвольной памяти.
- Нарушение механической памяти.
Внимание:
Причины нарушенного внимания:
- Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.
- Несформированность механизма произвольности у детей.
- Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса.
Исследователь детей
с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает
следующие особенности внимания,
характерные для данного нарушения:
- Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость5.
- Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.
- Узкий объем внимания.
Более сильно нарушено произвольное
внимание. В коррекционной работе
с этими детьми необходимо придавать
большое значение развитию произвольного
внимания. Для этого использовать
специальные игры и упражнения («Кто
внимательней?», « Чего не стало на
столе?» и так далее). В процессе
индивидуальной работы применять такие
приемы, как: рисование флажков, домиков,
работа по образцу и т.д.
Восприятие:
Причины нарушенного восприятия
у детей с ЗПР:
- При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.
- Недостатки внимания у детей с ЗПР.
- Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия.
Особенности восприятия:
- Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности.
- Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.
- Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку.
- Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).
- Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.
- Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
Задача дефектолога заключается
в том, чтобы помогать ребенку
с ЗПР упорядочить процессы восприятия
и учить воспроизводить предмет
целенаправленно. На первом учебном
году обучения взрослый руководит восприятием
ребенка на занятии, в более старшем возрасте
детям предлагается план их действий.
Для развития восприятия материал детям
предлагается в виде схем, цветных фишек.
ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР.
Эту проблему изучали У.В.
Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова
и другие. Мышление у детей с
ЗПР более сохранно, чем у умственно
отсталых детей, более сохранна способность
обобщать, абстрагировать, принимать
помощь, переносить умения в другие
ситуации.
На развитие мышления оказывают
влияние все психические процессы:
- уровень развития внимания;
- уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок).
- Уровень развития речи;
- Уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить. К 6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности)6.
У детей с ЗПР все
эти предпосылки развития мышления
в той или иной степени нарушены.
Дети с трудом концентрируются на
задании. У этих детей нарушено восприятие,
они имеют в своем арсенале
довольно скудный опыт – все это
определяет особенности мышления ребенка
с задержкой психического развития.
Та сторона познавательных
процессов, которая у ребенка
нарушается, связана с нарушением
одного из компонентов мышления.
У детей с ЗПР страдает
связная речь, нарушена способность
планировать свою деятельность с
помощью речи; нарушена внутренняя
речь – активное средство логического
мышления ребенка.
Общие недостатки мыслительной
деятельности детей с ЗПР:
- Несф</