Психологические теории внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:08, реферат

Краткое описание

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, на самостоятельное рассмотрение которого среди психологов до сих пор нет единого согласия. Одни утверждают, что особого независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент другого психологического процесса. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности. В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение

Содержание

I.Введение
II. Основная часть
1.Понятие внимания в современной психологии. Походы к изучению внимания.
2.Психологические теории внимания:
- Моторная теория внимания Н.Н. Ланге
- Теория внимания Т. Рибо
- Теоретическая концепция внимания П.Я.Гальперина
- Теория установки Д. Н. Узнадзе
- Теория внимания Л.С. Выготского
III.Заключение
IV.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 31.03 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

Психологические теории внимания 

         План реферата

I.Введение

II. Основная часть

1.Понятие внимания в современной  психологии. Походы к изучению  внимания.

2.Психологические теории внимания:

- Моторная теория внимания Н.Н.  Ланге

- Теория внимания Т. Рибо

- Теоретическая концепция внимания  П.Я.Гальперина

- Теория установки Д. Н. Узнадзе

- Теория внимания Л.С. Выготского

III.Заключение

IV.Список литературы

Введение

Внимание – один из тех  познавательных процессов человека, на самостоятельное рассмотрение которого среди психологов до сих пор нет  единого согласия. Одни утверждают, что особого независимого процесса внимания не существует, что оно  выступает лишь как сторона или  момент другого психологического процесса. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое  состояние человека, специфический  внутренний процесс, имеющий свои особенности. В системе психологических феноменов  внимание занимает особое положение. Оно  включено во все остальные психические  процессы, выступает как их необходимый  момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде нельзя. С явлениями внимания мы имеем  дело лишь тогда, когда рассматривается  динамика познавательных процессов  и особенности различных психических  состояний человека.

Однако проблема внимания традиционно считается одной  из самых важных и сложных проблем  научной психологии. От ее решения  зависит развитие всей системы психологического знания — как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом  аспекте можно найти у многих авторов.

Значимость внимания в  жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного  опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости  всестороннего и детального исследования его феноменов. Как отмечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно  предположить, что «явления внимания играют заметно важную роль в науке  о поведении, но, как ни странно, это  не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию».

Круг проблем изучения внимания выделился в результате  дифференциации  более широкого  философского понятия апперцепции (Г.Лейбниц, И.Кант, И.Гербарт). Под апперцепцией  понималась зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин апперцепции  предложен немецким философом Г.Лейбницем, трактовавшим ее  как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. 
В работах В.Вундта это понятие было отнесено  к процессам, посредством которых осуществляется отчетливое осознание содержания воспринимаемого и его  интеграция в  целостную структуру  прошлого опыта. Определение  внимания, данное В.Вундтом – психический процесс, происходящий  при более  ясном  восприятии ограниченной сравнительно  со всем  полем сознания области содержаний.  

Занимались  проблемами внимания и другие  крупнейшие психологи того времени: Э.Титченер – лидер  структурной школы,  считающей предметом  психологии  сознание, изучаемое  посредством  расчленения на элементы того,  что дано субъекту в его интроспекции,  с тем чтобы  затем выяснить  всеобщие законы, по которым из них  складывается структура, и У.Джемс – автор моторно-биологической  концепции психики как  особой формы активности организма, призванной обеспечить  его эффективное выживание. 
Определение внимания, данное  Э.Титченером -  состояние сознания, та  степень сознательности, которая обеспечивает нашему  умственному труду  лучшие результаты. Определение внимания, данное У.Джемсом  -  одна из характернейших  особенностей  нашей  духовной жизни, когда,  находясь под постоянным наплывом все  новых и новых  впечатлений,  проникающих в область  наших чувств, мы замечаем лишь самую  ничтожную  часть их. Значительный вклад в развитие представлений  о внимании  был внесен русским психологом  Н.Н.Ланге,  разработавшим теорию  волевого внимания. Подобно французскому психологу  Т.Рибо, он  связывал  внимание с регуляцией идеомоторных  движений, которые осуществляются  при восприятии и представлении объектов. Определение внимания,  данное Т.Рибо  - внимание есть умственное состояние, исключительное или преобладающее, сопровождаемое  непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума.    

 В отечественной психологии  проблема внимания  рассматривается традиционно в рамках культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский), деятельностного подхода (П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Добрынин), психологии установки  (Д.Н.Узнадзе). Л.С.Выготский рассматривал внимание, как и другие психические  функции, в двух  формах – как природное внимание и как  продукт культурного развития, то есть высшую  психическую функцию. Определение произвольного внимания, данное Л.С.Выготским – обращенный внутрь  процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития. Более поздняя традиция в отечественных психологических исследованиях внимания – это рассмотрение внимания как внутренней деятельности. Таким образом,  проблемы развития и регуляции внимания  решались  с тех же позиций, что  и проблемы регуляции любой  внешней деятельности. Внимание как деятельность содержало все те же компоненты (деятельность, действие, операция), что  и внешняя  деятельность. Определение внимания, данное П.Я.Гальпериным – внимание это деятельность контроля. Представитель другого деятельностного подхода  С.Л.Рубинштейн, рассматривающий  деятельность  в  единстве с сознанием,  рассматривал внимание  как общее явление, присущее  в  качестве  необходимого компонента  всем деятельностям, не приписывая  ему свойств отдельной деятельности. Определение внимания, данное С.Л.Рубинштейном  -  сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность,  направленная  на объект. 

Схожую  с определением Рубинштейна позицию мы встречаем у  Н.Ф.Добрынина. Определение внимания, данное Н.Ф.Добрыниным  - это  направленность и  сосредоточенность психической деятельности. Оригинальным является подход к изучению внимания  в концепции  установки Д.Н.Узнадзе, раскрывающей  закономерности развития и функционирования  психики  в процессе целенаправленной  активности субъекта.  Определение внимания, данное Д.Н.Узнадзе: это  процесс  объективации, при котором из круга наших первичных восприятий выделяется какое-нибудь из них, становясь наиболее  ясным из актуальных содержаний нашего сознания. Современный  отечественный психолог В.И.Страхов, занимающийся проблемами внимания, синтезируя существующие подходы, рассматривает внимание как психическое состояние. 

Проблемой исследования являются психологические теории внимания.

Цель работы  - проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, ознакомиться с историей возникновения психологии внимания.

Задачи исследования:

    1. Рассмотреть основные психологические теории внимания.

 
1.Понятие внимания в  современной психологии. Походы к изучению внимания.

Внимание  - сосредоточенность на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

В психологии можно выделить шесть основных подходов, объясняющих  феномен внимания (Рис). Каждый из них  считает главной какую-то одну сторону  в сложном комплексе психической  деятельности человека, но пока ни одна из этих гипотез не получила всеобщего  признания. Возможно, что истинные механизмы  внимания или являются формой интеграцией  ниже описанных процессов, или обусловлены  иными причинами. 

Первый, эмоциональный, подход к пониманию внимания пропагандировал  Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо считал, что интенсивность  и продолжительность произвольного  внимания обусловлено характеристиками тех эмоций, которые вызываются объектом внимания. Такой взгляд на внимание весьма правомерен, ибо эмоция – есть реакция организма на вероятность удовлетворения актуальной потребности, и внимание организма в первую очередь приковывается именно к таким объектам.

Второй подход выдвигали  ученые И. Герберт и У. Гамильтон, которые считали, что более интенсивные  представления подавляют мене интенсивные, вытесняя их в область подсознательного, а то, что остается в сознании и привлекает наше внимание.

Третий подход заключается  в том, что внимание трактуется как  результат апперцепции, то есть жизненного опыта индивида. При этом в нервной  системе происходит фильтрация поступающей  информации, исходя из потребностей, знаний и жизненного опыта человека.

Четвертый подход развивал грузинский ученый Д.Н. Узнадзе, который  утверждал, что установка внутренне выражает состояние внимания. Процесс выделения определенного образа под влиянием установки из всего многообразия окружающих объектов, Узнадзе называл «объективизацией».

Пятый подход делает упор на двигательный аспект процесса внимания. Дело в том, что в основе непроизвольного  внимания лежит ориентировочный  рефлекс – поворот организма  к новому источнику раздражения  и настройка анализаторов на него. Эти явления происходят при активном участии мышц, поэтому внимание можно  трактовать как особым образом организованное двигательное приспособление к окружающей среде.

Шестой подход происходит из физиологического представления  о внимании, как сложно организованном очаге возбуждения в коре больших  полушарий, который подавляет активность соседних участков мозга. В настоящее время физиологи полагают, что такая гипотеза слишком примитивно трактует процесс внимания, так как при концентрации внимания очень часто задействуются не только отдельные участки коры, а весь мозг в целом.

Моторная теория внимания Н.Н. Ланге

Значительный вклад в  развитие представлений  о внимании  был внесен русским психологом  Н.Н.Ланге,  разработавшим теорию  волевого внимания. Подобно французскому психологу  Т.Рибо, он  связывал  внимание с регуляцией идеомоторных  движений, которые осуществляются  при восприятии и представлении объектов. По Н.Ланге  - внимание есть именно не  что иное, как  относительное господство  данного представления в данный момент времени: субъективно же, т.е. для  самого  сознающего субъекта, это значит быть внимательным, быть сосредоточенным  на  этом впечатлении.

Н.Н. Ланге, анализируя наиболее известные  подходы к пониманию природы  внимания, объединяет существующие теории и концепции внимания в несколько  групп:

  1. Вникание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.
  2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И.Герберг и У.Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.
  3. Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее признание в английской ассоциативной психологии. Она основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Например, достаточно хорошо известно высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и то же».
  4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
  5. Внимание как особая активная способность духа. Сторонники данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
  6. Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
  7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания – преобладание одного представления над другим – тем, что один физиологический нервный процесс, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Теория внимания Т. Рибо

Одну из наиболее известных психологических  теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным  или усиленным, всегда связано с  эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал  особенно тесную зависимость между  эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и  продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных  с объектом внимания эмоциональных  состояний.

Непроизвольное внимание также  всецело зависит от аффективных  состояний. "Случаи глубокого и  устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения". Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями  физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно  составить ясное представление  и о механизмах внимания.  

Т. Рибо подчеркивал значение физиологических  связей психических процессов и  состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания. Таким образом, теорию Рибо можно  назвать психофизиологической. Внимание, как чисто физиологическое состояние, имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.

Интеллектуальное же внимание усиливает  кровообращение в занятых мышлением  органах тела. Состояния сосредоточенности  внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими  реакциями выступают как необходимое  условие поддержания внимания на должном уровне.

Движение, по мнению Т. Рибо физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов  чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением.

Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного  напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих  моторных частях реципирующих систем.

Т. Рибо полагал, что двигательный эффект внимания состоит в том, что  некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и  ясность по сравнению с прочими  оттого, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них.

Информация о работе Психологические теории внимания